Найти тему
Extreme Sound

"Мы знали, что он умирает": история Children Of Bodom

Children Of Bodom поставили финский метал на мировую карту в середине 90-х, но злоупотребление психоактивными веществами в конечном итоге привело к распаду группы и смерти ее культового гитариста и фронтмена Алекси Лайхо.

15 декабря 2019 года Children Of Bodom отыграли свой последний концерт. За шесть недель до этого было объявлено, что барабанщик Яска Раатикайнен, басист Хенкка Сеппяля и клавишник Янне Вирман, игравшие на всех альбомах Bodom с момента их дебюта в 1997 году (Something Wild), покидают группу, чтобы "изменить направление своей жизни", оставив гитариста Даниэля Фрейберга и фронтмена Алекси Лайхо продолжать без них.

Концерт состоялся в Хельсинкском ледовом дворце, недалеко от города Эспоо, где школьные друзья Алекси и Яска 26 лет назад основали Children Of Bodom. Это был bittersweet вечер (дословно "горько-сладкий") - это сочетание радости и грусти, когда приятные эмоции смешиваются с сожалением или печалью. Несмотря на дипломатичную формулировку заявления об уходе трио, правда заключалась в том, что проблемы Алекси с алкоголем и наркотиками вбили клин между ним и его коллегами по группе, что и привело к расколу.

«Это было странное, эмоциональное событие», - признается сегодня Янне Вирман. «Прямо перед тем, как мы вышли на сцену, я обнял Алекси, и меня поразила мысль, что я в последний раз играю эти песни. Зная, в каком состоянии был Алекси, не было никакой гарантии, что он не решит все испортить намеренно, но он был великолепен. Это было эмоционально, но я также испытал огромное облегчение, потому что очень устал от проблем Алекси».

Алекси и Даниэль продолжили работать вместе под названием Bodom After Midnight, но концерт в Хельсинки стал последним разом, когда кто-либо из них играл как Children Of Bodom. Это был конец пути для группы, которая помогла финскому металу выйти на мировую арену и которая в лице своего вокалиста и гитариста явила миру одного из самых талантливых и харизматичных музыкантов своего поколения.

Чуть больше года спустя Алекси не стало. Его измученное зависимостями тело не выдержало. Недавно вышел концертный альбом A Chapter Called Children Of Bodom - запись того самого, последнего выступления группы. Это звучание Children Of Bodom на пике формы, яркое напоминание об их невероятной энергии и влиянии - и о том, насколько талантливым музыкантом был Алекси Лайхо.

Никто точно не помнит, кто дал Алекси Лайхо прозвище «Дитя улиц» (Wildchild). Возможно, он сам себя так называл. Но оно идеально ему подходило. Родившийся в Эспоо 8 апреля 1979 года, он с ранних лет был музыкальным вундеркиндом. В семь лет он начал учиться игре на скрипке, но увлекся гитарой после того, как его старшая сестра Анна познакомила его с такими грандиозными группами, как Twisted Sister, Guns N' Roses и W.A.S.P. (песня последних Wild Child вдохновила его на это прозвище).

Получив в подарок Tokai Stratocaster в 11 лет, Алекси проводил за игрой практически все свободное время. Он был одержим музыкой, но отнюдь не был робок. Обладая природной харизмой, он отличался вспыльчивостью и любовью к риску, из-за чего исследовал заброшенные здания в своем родном городе Эспоо, катался на скейтборде или лыжах, зависая с местными ребятами.

Яска Раатикайнен был одноклассником Алекси. Они проводили вместе практически все свое время, разделяя все — от первых сигарет до первого пива.

«Он очень увлекался такими гитаристами, как Ингви Мальмстин и Стив Вай, поэтому он увлек меня этим и вообще приобщил к металу», — говорит Яска. «Музыка была тем, с помощью чего он мог общаться».

В начале 90-х финская метал-сцена была небольшой и замкнутой. Такие группы, как Stratovarius и Sentenced, производили фурор в других странах Европы, но они не могли сравниться с международными суперзвездами, о которых Алекси читал в журналах о металле, которые одалживал у сестры. Поэтому он сделал то, что сделал бы любой дерзкий 13-летний подросток: основал собственную группу Inearthed, чтобы доказать, что и он на это способен.

Алекси
Алекси

Алекси уговорил Яска присоединиться к Inearthed в качестве барабанщика, и, вдохновленные экстремальной метал-сценой, которую они открывали для себя благодаря андеграундным журналам и сети обмена записями, они записали свое первое демо летом 1994 года.

«Мы сделали около 50 копий, и это было грандиозным событием в Эспоо», — вспоминает Яска. «Люди начали говорить об этом, потому что мы были детьми, и все дети, независимо от того, в какой школе они учились, тусовались вместе по выходным».

Одним из таких детей был Хенкка Сеппяля, который присоединился к Inearthed в качестве басиста в 1995 году. Он уже был наслышан об Алекси в школе. «Алекси был суперхаризматичным 13- или 14-летним парнем, носил крутую кожаную куртку и ковбойские сапоги, курил сигареты», — вспоминает Хенкка. «Но он также был трудолюбив. Он играл по шесть-восемь часов в день, и это когда он еще учился в школе».

-3

Благодаря природной харизме Алекси и новизне группы детей, играющих примитивный дэт-метал, Inearthed собирали аншлаги на концертах в местных молодежных центрах, и молва о них распространилась далеко за пределы города. В 1997 году, когда Алекси и Яске было по 18 лет, они решили записать альбом.

Легче сказать, чем сделать. По наивности группа подписала контракт с небольшим бельгийским лейблом Shiver Records. Проблема заключалась лишь в том, что Inearthed — к тому времени к ним присоединились ритм-гитарист Александр Куоппала и сессионный клавишник Янне Вирман — должны были сами финансировать запись. Имея достаточно денег, чтобы провести в студии всего неделю, они работали по 16 часов в сутки, чтобы закончить запись.

Титанический труд окупился, когда им позвонили со Spinefarm Records, набирающего обороты финского лейбла из Хельсинки. Яска придумал гениальное решение, чтобы разорвать отношения с Shiver.

«Я отправил им факс, в котором говорилось, что группа распалась», — признается он с застенчивой улыбкой. «Мы сменили название на Children Of Bodom. Это было некрасиво, но мы не могли просто так все бросить».

Новое название группы отсылало к убийствам на озере Бодом, в ходе которых в 1960 году на берегу озера в Эспоо были убиты трое подростков. Дело так и не было раскрыто, но если у группы и были сомнения по поводу потенциальной бестактности их нового названия, то они либо не подавали виду, либо им было все равно.

В ноябре 1997 года обновленные Children Of Bodom выпустили свой дебютный альбом Something Wild. Изобретательная смесь мелодичного дэт-метала и блэк-метала с опорой на бомбические 80-е, он занял впечатляющее 3-е место в финском чарте. Что примечательно, их соотечественники Nightwish и HIM выпустили свои дебютные альбомы в том же месяце.

«Финский метал был андеграундом», — вспоминает Хенкка. «Внезапно появились такие группы, как Nightwish и HIM. После этого можно было говорить об этой идее финского метала — до этого его не существовало».

Их второй альбом, Hatebreeder 1999 года, показал себя еще лучше, возглавив финские чарты. Летом того же года последовал тур по Японии, который стал для них первым настоящим успехом за пределами Европы и подарил им концертный альбом Tokyo Warhearts — Live In Japan 1999.

«Публика сходила с ума каждый вечер», — восторгается Янне, которому пришлось пропустить предыдущие европейские гастроли группы, чтобы сдать выпускные экзамены. «Мы были всего лишь какими-то 19-летними ребятами из Финляндии».

Следующие два альбома группы продолжили их победное шествие. На Follow The Reaper 2000 года они добавили в свое звучание больше пауэр-металлических элементов, а также использовали коллекцию синтезаторов продюсера Петера Тэгтгрена. Hate Crew Deathroll 2003 года стал их настоящим международным прорывом, точкой, когда Великобритания и США начали обращать внимание на этих диких финнов.

«В Hate Crew Deathroll есть что-то волшебное и важное», — говорит Янне. «Мы начали гастролировать по Штатам, что открыло для нас целый новый мир. Теперь мы чувствовали себя настоящей мировой группой».

Растущий международный успех был подкреплен Are You Dead Yet? 2005 года и участием в североамериканском и европейском этапах тура Unholy Alliance 2006 года вместе с In Flames, Mastodon, Lamb Of God и хедлайнерами Slayer. Для европейской группы это был шанс насладиться настоящим трансатлантическим братством. «После концертов Керри [Кинг] приглашал нас потусоваться с ним и заставлял пить чертовы шоты Егермейстера!» — вспоминает Яска.

Они также наслаждались неожиданным вниманием со стороны знаменитостей. На одном из концертов они заметили кудрявого саксофониста Кенни Джи, наблюдавшего за ними из-за кулис. «Оказалось, его дети были нашими фанатами», — говорит Янне. «Он был отличным парнем».

-4

Еще одним неожиданным фанатом оказался актер Роб Лоу. Звезда «Огней святого Эльма» увидел выступление Bodom в рамках тура Unholy Alliance и упомянул их имя во время выступления на популярном американском ток-шоу The Tonight Show на следующий вечер. «[Ведущий] Джей Лено спросил, есть ли в зале кто-нибудь, кто знает, кто мы такие», — говорит Янне, — «и кто-то что-то закричал, на что он сказал: «Ну, по крайней мере, один больной человек нашелся». Я просто подумал: «Вот это да! Лучшая реклама, которая у нас когда-либо была».

По мере того как росла репутация группы, рос и статус Алекси как фронтмена. Его уникальный стиль быстро сделал его иконой гитары, при этом он не скрывал своего пристрастия к алкоголю и дикого поведения, которое с этим связано. Его склонность к саморазрушительному поведению впервые проявилась в 1998 году, когда он попал в больницу после приема транквилизаторов и виски. Но по мере того, как шли 2000-е, ситуация усугублялась, пока не начала сказываться на карьере группы. Однажды он сломал руку, будучи пьяным, танцуя на крыше машины. Концерты отменялись в 2004, 2007 и 2008 годах после того, как он получил аналогичные травмы, вызванные алкоголем.

«К концу того гастрольного цикла начали появляться первые проблемы Алекси с алкоголизмом», — говорит Янне. «Все тусовались, но со временем он начал делать то, чего не делал никто другой… например, вставал и выпивал две рюмки водки с утра пораньше».

Его личные проблемы влияли на группу. В творческом плане Bodom, казалось, зашли в тупик. Ни Blooddrunk 2008 года, ни последовавший за ним Relentless Reckless Forever 2011 года не могли сравниться с энергией и блеском ранних работ группы. Опасения по поводу здоровья Алекси были настолько серьезными, что Яска признается, что даже подумывал о том, чтобы закрыть Children Of Bodom сразу после Relentless... Когда группа собралась вновь после перерыва, казалось, что Алекси осознал те проблемы, которые создавал его образ жизни.

«Алекси встал и сказал: «Простите, ребята, я признаю, что я алкоголик — это то, что я несу с собой, и я обещаю не употреблять алкоголь, пока работаю», — объясняет Хенкка. «Яска встал со слезами на глазах, потому что у них с Алекси из-за алкоголя долгое время были плохие отношения. Работа над [Halo Of Blood 2013 года] была настолько катарсической для группы, это было как новое начало».

Решение Алекси разобраться со своей алкогольной зависимостью означало, что большая часть гастрольного цикла Halo Of Blood прошла трезво, и отношения в группе наладились. К сожалению, это не могло длиться вечно. Несмотря на то, что творческая форма была перенесена на I Worship Chaos 2015 года и Hexed 2019 года, Алекси снова начал пить. Даже тогда его коллеги по группе полагали, что смогут справиться с проблемами.

«Мои последние очень хорошие, светлые воспоминания об Алекси связаны с совместной работой над клавишными для Hexed, потому что мы всегда работали над ними вместе, только вдвоем», — говорит Янне. «Он пришел ко мне домой и сказал: «Слушай, ты не против, если мы проведем эти сессии трезвыми?» Очевидно, я был не против! Мы отлично провели ту неделю вместе».

Это оказалось ложным рассветом. После того как релиз Hexed был отложен, Алекси отправился в Австралию, чтобы провести время с Келли Райт-Лайхо, музыкальным публицистом, с которой он познакомился в 2016 году и женился в 2017 году, — что довольно спорно, учитывая, что он все еще состоял в законном браке со своей первой женой, фронтвумен Sinergy Кимберли Госс. Когда он вернулся, его коллеги по группе сразу поняли, что что-то не так.

«Он всегда был худощавым парнем, но теперь он похудел настолько, что стал похож на скелет», — говорит Янне. «Он пытался играть на гитаре, но у него совсем ничего не получалось. Мы не знали, что, черт возьми, делать».

«В конце тура [Hexed] у нас состоялся своего рода интервенционный разговор, и Алекси очень разозлился на нас», — признается Хенкка. «Мы сказали ему, что так больше продолжаться не может. Он был в такой плохой форме, что наш тур-менеджер должен был знать номера всех моргов, на случай, если мы проснемся и обнаружим его мертвым в своей койке. 2019 год был настоящим дерьмом».

Тем не менее группе удалось выполнить свои гастрольные обязательства. Затем, в ноябре, последовало объявление о том, что Яска, Хенкка и Янне уходят. «Всегда задаешься вопросом, можно ли было сделать что-то, чтобы предотвратить то, что случилось с Алекси», — говорит Хенкка. «Если бы я больше с ним разговаривал… как бы то ни было. Но зная, насколько упрямым был Алекси, я думаю, что он бы все равно меня не послушал и, вероятно, просто выгнал бы».

На концертной записи A Chapter Called Children Of Bodom нет никаких намеков на плохое самочувствие или напряжение в группе. Жизнерадостный, электризующий и грандиозный, сет-лист охватывает практически все эпохи Children Of Bodom и является свидетельством их творческой мощи, смешивая разрозненные элементы вместе, чтобы создать ни с чем не сравнимое звучание, которое вдохновило бесчисленное количество последующих групп.

Хотя изначально они договорились о полном прекращении существования Children Of Bodom, Алекси удивил их, сообщив о планах продолжить работу с гитаристом Даниэлем Фрейбергом, который присоединился к ним в 2016 году. Не имея возможности легально использовать название Children Of Bodom, новый проект Алекси в конечном итоге получил название Bodom After Midnight, в честь названия трека на Follow The Reaper.

«Алекси, вероятно, было нелегко», — признается Хенкка. «Для нас это был последний концерт, но он планировал продолжать с другой группой. Я рад, что у него получилось сделать это настолько хорошо».
4 января 2021 года было объявлено о смерти Алекси Лайхо. Он скончался неделей ранее, но его семья скрывала эту новость. В качестве официальной причины смерти была названа «вызванная алкоголем дегенерация соединительной ткани печени и поджелудочной железы». Ему был всего 41 год.

У оставшихся в живых участников Children Of Bodom общее чувство печали по поводу того, как все закончилось. «К тому последнему шоу я знал, что он умрет от своей зависимости», — говорит Янне. «Он не был заинтересован в получении помощи и сказал мне об этом».

В то же время они предпочитают помнить своего друга таким, каким он был, и за все, чего он добился. «Талант Алекси был настолько огромен, что он вдохновлял людей тренироваться все больше и больше, чтобы достичь его уровня», — говорит Яска.

«Мы ничего не смыслили в жизни, но мы стали популярными и превратились в интернациональное явление», — соглашается Янне. «Наше наследие должно заключаться в том, что если ты веришь в то, что делаешь, и не позволяешь никому себя контролировать, даже с такой странной музыкой, как у Bodom, ты можешь добиться успеха».