Найти в Дзене

АРХИТЕКТУРА: ПЕРИПТЕР

Из лекций С.В.Стахорского

Периптер — тип архитектурного сооружения, прямоугольное в плане здание, окруженное с четырех сторон колоннадой. Аналогичное здание с колоннами, стоящими по внешнему периметру в два ряда, называется диптер.

Периптер и диптер появились в Древней Греции около VIII века до н.э. В течение пяти столетий это были два основных типа храма. Римский архитектор Витрувий так их описывает: «У периптера будет и на лицевом и на заднем фасаде по шести колонн, а с боков вместе с угловыми — по одиннадцати. Эти колонны должны быть расположены так, чтобы промежуток между стенами и окружающими их рядами внешних колонн был равен по ширине расстоянию между колоннами и образовал кругом храмовой целлы галерею».

Здания обычно ставили на высокий стилобат со ступенчатым подъемом и оформляли в одном из трех архитектурных ордеров: дорическом, ионическом или коринфском.

Дорический ордер характеризуется тем, что у колонны нет базы, ствол прорезают каннелюры (вертикальные желоба), капитель состоит из круглой подушки (эхина) и толстой квадратной плиты (абака), фриз делится на квадраты — триглифы (прорези по вертикали) и метопы (рельефы). В двух других ордерах колонны имеют базу и ствол с каннелюрами. Ионический ордер легко узнать по капители из двух завитков (волют). Главный признак коринфского ордера —нарядная резная капитель в форме листьев аканта.

Проектируя здания с портиками, древнегреческие архитекторы совершили важное открытие: эффект курватуры. Чтобы устранить кажущийся прогиб массивной кровли, применяли небольшой выгиб вверх, а чтобы колонны смотрелись прямыми, в середине ствола делалось утолщение. Этим открытием пользовались архитекторы последующих эпох.

Лео фон Кленце. «Акрополь в Афинах», 1846 год. Новая Пинакотека, Мюнхен
Лео фон Кленце. «Акрополь в Афинах», 1846 год. Новая Пинакотека, Мюнхен

В форме дорического периптера сооружен главный храм Афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос, — Парфенон (432 год до н.э., зодчие Иктин и Калликрат, скульптор Фидий). Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 вдоль боковых стен; высота колонн — 10,4 м.

Парфенон, 432 год до н.э. Афины
Парфенон, 432 год до н.э. Афины
Метопа Парфенона, скульптор Фидий, ок. 432 года до н.э. Британский музей, Лондон
Метопа Парфенона, скульптор Фидий, ок. 432 года до н.э. Британский музей, Лондон

Неподалеку от Акрополя на агоре (городской площади) стоит храм Гефеста — дорический периптер, как и Парфенон.

Храм Гефеста, V век до н.э. Афины
Храм Гефеста, V век до н.э. Афины
Храм Гефеста, V век до н.э. Афины
Храм Гефеста, V век до н.э. Афины

Одним из семи чудес света древние считали храм Артемиды в Эфесе. Первый храм богини охоты был здесь построен в VI веке до н.э. 21 июля 356 года храм сжег некий Герострат, ничем не примечательный житель Эфеса, который рассчитывал таким способом себя увековечить. Новый храм, возведенный около 350 года архитектором Дейнократом, представлял собой диптер, окруженный двумя рядами коринфских колонн — всего 127 колонн, каждая высотой около 18 метров. Храм Артемиды разрушился в V веке в результате землетрясения.

Периптеры и диптеры строились по всей Великой Греции от Северного Причерноморья до Южной Италии и Сицилии, тогда заселенных греками. Храмы VI–V веков до н.э. сохранились в Пестуме (греческая колония Посейдония), в Агридженто (греческая Аркадия).

Храм Афины, конец VI века до н.э. Пестум
Храм Афины, конец VI века до н.э. Пестум
Храм Посейдона (или второй храм Геры), V век до н.э. Пестум
Храм Посейдона (или второй храм Геры), V век до н.э. Пестум
Храм Геры (первый), середина VI века до н.э. Пестум
Храм Геры (первый), середина VI века до н.э. Пестум
Колонны храма Геры (первого), середина VI века до н.э. Пестум
Колонны храма Геры (первого), середина VI века до н.э. Пестум
Агридженто. Долина храмов, VI–V века до н.э.
Агридженто. Долина храмов, VI–V века до н.э.
Колонны храма Геркулеса, 510 год до н.э. Агридженто
Колонны храма Геркулеса, 510 год до н.э. Агридженто
Храм Согласия, V век до н.э. Агридженто
Храм Согласия, V век до н.э. Агридженто

В период эллинизма наибольшее распространение получают храмы, имеющие в плане круг или квадрат (толос, простиль, амфитростиль). Самый большой по величине храм-толос — Римский Пантеон (128 год н.э.). Что же касается периптеров и диптеров, то они вернулись в архитектурный оборот по прошествии многих столетий.

С начала ХIХ века зодчие ампира в формах периптера и диптера строят дворцы, церкви, театры и другие общественные здания: Биржа на Васильевском острове в Петербурге (архитектор Жан Тома де Томон, 1810 год), павильон Тесея в Вене (архитектор Пьетро ди Нобиле, 1821 год), Московский Манеж (архитектор Осип Бове, 1825 год), Валгалла в Баварии — зал славы деятелей немецкой культуры (архитектор Лео фон Кленце, 1842 год), Мадлен — храм Святой Магдалины в Париже (архитектор Пьер-Александр Виньон, 1842 год), Федерал-холл в Нью-Йорке (архитектор Джон Фрейзи, 1842 год), Петропавловский собор в Севастополе (архитектор Василий Рулёв, 1844 год), Бельведер в Петергофе (архитектор Андрей Штакеншнейдер, 1856 год), Alte Nationalgalerie в Берлине (архитектор Фридрих Штюлер, 1876 год). Утраченный шедевр — театр у Арбатских ворот в Москве (архитектор Карл Росси, 1808 год; сгорел в пожаре 1812 года). В середине ХХ века периптеры проектировали архитекторы «сталинского ампира».

Стрелка Васильевского острова: Ростральные колонны и здание Биржи, архитектор Жан Тома де Томон. Гравюра Ивана Ческого с рисунка Михаила Шотошникова, 1810-е годы
Стрелка Васильевского острова: Ростральные колонны и здание Биржи, архитектор Жан Тома де Томон. Гравюра Ивана Ческого с рисунка Михаила Шотошникова, 1810-е годы
Мадлен, архитектор Пьер-Александр Виньон, 1842 год. Париж
Мадлен, архитектор Пьер-Александр Виньон, 1842 год. Париж
Петропавловский собор, архитектор Василий Рулёв, 1844 год. Севастополь
Петропавловский собор, архитектор Василий Рулёв, 1844 год. Севастополь
Бельведер, архитектор Андрей Штакеншнейдер, 1856 год. Петергоф
Бельведер, архитектор Андрей Штакеншнейдер, 1856 год. Петергоф
Alte Nationalgalerie, архитектор Фридрих Штюлер, 1876 год. Берлин
Alte Nationalgalerie, архитектор Фридрих Штюлер, 1876 год. Берлин
Зимний театр, архитектор Константин Чернопятов, 1937 год. Сочи
Зимний театр, архитектор Константин Чернопятов, 1937 год. Сочи

© Стахорский С.В.

-20