Найти в Дзене
Звук и мысль

Одно непременное условие оздоровления Искусством. Ключ к успеху арт-терапии.

Н.К. Рерих "Цветы Тимура (Огни победы)" (1931 г.). Фото автора статьи
Н.К. Рерих "Цветы Тимура (Огни победы)" (1931 г.). Фото автора статьи

Трюизмом стало утверждение о целебности искусства. Но почему же так мало эта истина применяется? – Не мало, – скажут, – распространяется "арт-терапия", также и психологи, и неврологи применяют методы лечения искусством.

Но на пути осуществления "терапии" искусством стоит мощная преграда. Над всеми нахождениями согласований, испытаний характера воздействий разных произведений на разные состояния людей возвышается одно непременное условие. Простое условие, но именно сегодня ставшее самым трудным, так как поверхностность отношения ко всему стала "нормой". Это "простое" условие – любовь.

Чтобы нечто объективно ценное и потенциально полезное явило благотворный результат, необходимо, чтобы оно было воспринято с чувством любви. Любовь к красоте, ощущение красоты в искусстве является непременным условием осуществления целебного воздействия.

Сегодня даже носители высокого мастерства в том или ином виде искусства нечасто действительно любят искусство, служить которому взяли обязательство. Именно "служение" соответствует той великой ответственности, которую принимает на себя человек, взявшийся за труд в искусстве.

Только малое знание позволяет огромному множеству людей пребывать в безмятежном неведении о том, что каждая интонация, "ожившая" в их руках, оказывает огромнейшее воздействие на сознание, волю, энергию, мысли людей, и часто именно от качества этих воздействий зависят ближайшие действия, поступки этих людей, а также их состояние здоровья.

Эти простые истины понятны "сами по себе" только мастерам, по-настоящему любящим искусство; большинство людей, даже талантливых, этой любви и этому служению надо учить целенаправленно.

Те, кто "от рождения" любят Красоту в искусстве, неравнодушны и к зрителю, слушателю, для которого (на время восприятия) его звуки, или танец, или художественное полотно станут либо "окном" в мир более прекрасный, либо "окунут" в ещё большую обыденность чувств и мыслей, рождая цинизм – формальным отношением к тем могущественным силам, которые так часто безрассудно применяются: к силам звука, ритма, цвета.

Эти кажущиеся привычными и понятными средства искусства являются на Планах тонких и высших могущественными силами. (О первопроявленности "слова" где только не упомянуто, но смысл не осознаётся.) Пока человечеству ещё недоступны знания о том, каким образом действуют силы звука и цвета на сокровенных Планах, способные вызывать как созидание, так и разрушение. Но истина о любви к Красоте является утверждением целебного синтеза, тем "простым" условием, которое приобщает психическую энергию человека (исполнителя или слушателя и зрителя) к тончайшим энергиям, энергиям искусства. Или, иначе говоря, приводит в действие целительные потенциалы прекрасных произведений.

С чего начинаются уроки в школах искусств? – Детям дают почувствовать "чудо" искусства, его особенность, его красоту и утончённость. Именно так и надо начинать.

Однако для того, чтобы первое "очарование" искусством выросло в настоящую любовь к Красоте, необходимо, чтобы эта "нота" – отношение к искусству как к тайне, "окну" в возвышенную жизнь – стала постоянно "звучащей" в атмосфере обучения. Иначе первые восхищения поникнут, подобно сорванным цветам, ненадолго украсившим помещение.

Но чувство красоты – "чудесный цветок", который взращивать следует всю жизнь, причём каждому – и мастерам искусства, и тем, кто искусство воспринимает. Искусство – достояние общее, единое, именно в качестве мыслей в итоге выражается и истинное отношение к искусству, и степень приобщённости сознания к Красоте.

Надо искать "красивый звук", надо искать выявления красоты в каждом касании клавишей и струн, в каждом движении, в каждом сочетании тонов. Понятие "Красота" вмещает многое, здесь будет и гармония, и утончённость, и мысль, и, конечно – Любовь. Без самозабвенности любви искусство не выявляет свои целебные огни.

Истинно, многие люди могут исцеляться звучаниями и созерцаниями прекрасных полотен, но для этого необходимо любить прекрасное искусство, не просто эмоционально отзываясь на его "зовы", но ощущая глубину, которая открывается "за формами", как бы прекрасны ни были эти формы.

Закончим параграфом из Живой Этики. И будем не забывать, что в восприятии искусства надо настраивать сознание, сердце на восприятие Красоты, а в занятиях искусством ни на секунду не допускать, чтобы задача – видеть, слышать, выявлять Красоту – заслонялась другими задачами, какими бы важными эти задачи ни казались. Красота – поверх всего и прежде всего. Сегодня это особенно необходимо чувствовать, хотя бы ради обережения здоровья.

"Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука… Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения… Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого" ("Братство", 292).
"Также и для лечения цветом нужно открыть глаза. Часто достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но, все же, касание просвещенное нужно. Если даже от прежних накоплений глаза уже открыты, то все-таки, нужно, чтобы прозвучало призывное – смотри!" ("Братство", 293).

Гореликова М.В.

Благодарим Вас за внимание!