Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Как в нас воспитывают невроз? Топ-5 разрушительных приемов — объясняет психотерапевт

Оглавление

Повышенная тревожность, колеблющаяся самооценка (завышенная и заниженная), нестабильное настроение, повышенная обидчивость и ранимость, перфекционизм и излишняя требовательность к себе… По данным Минздрава, невротические нарушения (неврозы) входят в тройку самых распространенных ментальных проблем у россиян. При этом ключевая причина неврозов — психологические травмы и внутренние конфликты, которые зачастую зарождаются еще в детстве и подростковом возрасте. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает о 5 наиболее частых родительских приемах воспитания, которые провоцируют у нас невроз.

1. «Заслуженность» родительской любви

Именно наши родители — те люди, которые закладывают в нас фундамент представления о себе и отношения к себе.

И в норме, когда родители закрывают наши эмоциональные потребности — дают нам свою безусловную любовь, заботу и внимание — у нас формируется здоровое ощущение самоценности.

Я хорош и ценен сам по себе, просто по факту своего существования.

Но многие родители используют эти важнейшие потребности ребенка как инструмент управления и воспитания. И вместо безусловных чувств предлагают ребенку условные — проявляют любовь и заботу только в качестве поощрения: за примерное поведение, хорошие оценки, достижения.

Ну вот, можешь же быть хорошим мальчиком! Я так тебя люблю, когда ты послушный!
Молодец, стала круглой отличницей! Я так тебя люблю и так горжусь тобой!

Так у нас не развивается самоценность, а вместо нее формируется установка «Любовь и хорошее отношение нужно заслужить».

-2

И из нее вытекает сразу несколько невротических симптомов: страх совершить ошибку, болезненный перфекционизм, трудоголизм, пренебрежение своими потребностями и отдыхом, повышенная значимость мнения, критики и одобрения других людей.

Я должен быть самым лучшим во всем, и только тогда меня будут любить и уважать! Если не буду идеальным, меня отвергнут, на меня перестанут обращать внимание.
Я не знаю, хорош я или нет. Мне нужно, чтобы меня оценили другие люди.

Снизить такую нагрузку на нервную систему при хроническом напряжении помогут добавки «Антистресс» от Василия Шурова: они восстанавливают здоровый обмен веществ в центральной нервной системе и повышают нашу устойчивость к стрессу.

2. Давление на страх

Еще один деструктивный прием воспитания — это манипуляция страхом.

Родители не только закрывают наши эмоциональные потребности, они еще и отвечают за наше чувство безопасности: формируют представления об окружающем мире, учат взаимодействовать с ним.

И, конечно, родители хотят позаботиться о ребенке, уберечь его от проблем. Но на этом фоне они могут с самого детства прививать ему весьма тревожные установки.

Мир — это очень опасное место! Ты должен быть предельно осторожен!
Никому нельзя доверять, все могут тебя обмануть и использовать!
Не дружи с этими ребятами, они плохие!
Не встречайся с этим человеком, он наверняка просто тебя использует!
Что значит «увольнение» и «переезд»? А вдруг не найдешь новую работу? А вдруг с тобой там что-то случится?! Послушай мое материнское сердце, я предчувствую беду!

Родители хотят как лучше. Но на фоне такого воспитания мы привыкаем к катастрофизации — ошибке мышления, при которой мы заранее просчитываем негативные варианты развития событий и преувеличиваем их вероятность. А главное — мы ощущаем стойкое недоверие к окружающему миру, отказываемся от множества полезных для развития возможностей.

Начальник позвал к себе в кабинет… Наверняка он собирается меня уволить!
Нет, не буду искать работу получше. А вдруг не найду, и обратно вернуться уже не смогу?
Нет, лучше закончу эти отношения. Вдруг мама права, и это действительно не моя пара?
-3

3. Гиперконтроль

Еще один пример «горя во благо» — это гиперконтроль.

Для многих родителей хороший ребенок = «удобный» ребенок. Если он послушен, выполняет все наставления, не высказывает свое личное мнение и не протестует, не спорит — значит, воспитание «проходит успешно». И чтобы добиться такого результата, родители чрезмерно контролируют ребенка и настойчиво подавляют его самостоятельность.

Не трожь, я сама! Все равно не сделаешь, как надо!
Я лучше знаю, наелся ты или нет, болит у тебя что-то или нет!
Твое мнение тут никому не интересно! Вот вырастешь — тогда и будешь сам решать, какое хобби выбрать и в какой ВУЗ поступить!
Не спорь, мы жизнь прожили, у нас опыта побольше твоего!

Но при таком воспитании мы не можем полноценно сепарироваться от родителей, не учимся принимать на себя ответственность за выбор и жизненно важные решения, не умеем прислушиваться к себе и формировать собственное мнение, отличное от окружающих. А еще — мы постоянно нуждаемся в фигуре «авторитета-покровителя»: им могут быть как родители, так и друзья, партнер в отношениях, начальство.

Не могу решить, что выбрать… Помоги!
Мама, подскажи, как лучше поступить в этой ситуации?
Нет, я не могу сама принять это решение, нужно позвонить подруге\маме…
Ну, раз начальство сказало, значит — так правильно! Там люди поумнее меня сидят, они знают свое дело!
-4

4. Метод красной ручки и оценка личности вместо качеств

Следующий пример деструктивной родительской заботы — излишняя требовательность и строгость.

Многим родителям кажется, что нужно сразу требовать от ребенка высоких результатов, критиковать и ругать за ошибки, поменьше хвалить. Якобы тогда ребенок точно не вырастет «неженкой», сможет быстро развиваться и добиваться больших высот в любом деле.

Четверка?.. А почему не пять баллов? Я же знаю, ты можешь лучше!
Занял второе место? Это хорошо, но почему не первое?
Ты должен быть самым лучшим учеником в классе!
Как можно было так глупо ошибиться?! Бестолочь, позорище!

Но такой стиль воспитания порождает сразу две проблемы. Во-первых, мы привыкаем к методу красной ручки: подчеркиваем свои ошибки и провалы, но игнорируем достижения и победы.

Ну вот, допустила ошибку… А ведь все могло быть идеально!
Это полный провал, я ничтожество, я не имею права называть себя профессионалом!.. Что, прошлая победа?.. Я и забыл об этом. Ну, мне тогда просто повезло.

А во-вторых, мы привыкаем привязывать свою личность к уровню достижений. И в итоге занимаемся самобичеванием и оскорбляем себя как личность — вместо того, чтобы проанализировать действия, которые привели к проблеме.

Норма — «Я совершил ошибку, что я сделал не так?.. Отлично, теперь я это вижу, и больше такого не повторю»
Невроз — «Я совершил ошибку. Я неудачник, я ничтожество! Как же мне стыдно! Этот позор со мной на всю жизнь…»
-5

5. Манипуляция чувством вины

Наконец, один из самых разрушительных приемов воспитания — давление на чувство вины и стыда.

В норме задача родителей — научить нас регулировать свое эмоциональное состояние, помочь сформировать здоровые личные границы, научиться отделять свою зону ответственности от чужой.

Но между долгосрочной пользой для ребенка и ситуативной выгодой многие родители выбирают второе. И используют манипуляцию виной как способ удобного и быстрого управления ребенком. Для этого они с самого детства перекладывают на ребенка ответственность за свои эмоции, действия, решения, физическое самочувствие. И продолжают использовать этот перенос вины даже когда ребенок повзрослел.

Ну вот видишь, до чего ты меня доводишь?! Это ты виновата, что я плачу, ругаюсь, кричу, бью тебя!
Да я ради тебя стольким пожертвовала! Карьера, увлечения, счастливая личная жизнь… Я всю жизнь по всем себе отказываю, чтобы тебя прокормить и воспитать человеком! А ты смеешь так себя вести? Неблагодарный…
Ох, мое сердце… Вот случится у меня сердечный приступ, умру — и все из-за тебя! Не слушаешься отца, не следуешь советам…

В результате такого воспитания родители обретают пожизненный универсальный рычаг управления нами — нашими действиями, решениями, выбором работы, семьей и бытом.

Но это еще не все. С самого детства мы привыкаем брать на себя ответственность за чужое ментальное и физическое состояние, за чужие ошибки и неадекватное поведение. И это проявляется в самых разных сферах нашей жизни, от работы до романтических отношений.

Она перестал мне отвечать… Наверно, я сказал что-то не то.
Он мне изменил, наверняка я была недостаточно хороша…
Начальник на меня накричал, оскорбил при всем офисе… Как я могла так ошибиться?
Коллега в очередной раз просит подменить, дать в долг… Ну вот как я ей откажу? Ей же будет плохо, ей кроме меня никто не поможет…
-6

К счастью, в отличие от многих других ментальных нарушений, невротические расстройства хорошо поддаются терапии — если обнаружить первопричины невроза и выработать новые мыслительно-поведенческие модели взамен старых деструктивных.

А вы сталкивались с «невротическим» воспитанием? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

«Кодекс невротика»: 12 убеждений, которые вызывают тревогу и разрушают жизнь

Дисфункциональная семья: виды, признаки и последствия

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!