В мире искусства есть творения, которые не просто впечатляют, но и заставляют задуматься о глубоких смыслах, скрытых за каждой деталью. Одним из таких шедевров является «Натюрморт с открытой Библией, подсвечником и книгой» великого нидерландского художника Винсента Ван Гога.
Написанный в 1885 году, этот натюрморт поражает своей гармонией и богатством символики. На первый взгляд, перед нами обычный стол, на котором лежат предметы, не имеющие между собой ничего общего. Но если присмотреться внимательнее, можно увидеть, как каждый элемент картины несёт в себе глубокий смысл.
В центре композиции расположена Библия, открытая на определённой странице. Для Ван Гога эта книга была не просто источником знаний, а символом его религиозного воспитания в родительском доме. Она противопоставлена книге Эмиля Золя «Радость жизни», культовому произведению натуралистической школы, которую Теодор Ван Гог называл презренным творением дьявола.
Однако на картине свеча, которая обычно ассоциируется с церковным обрядом, уже задута. Но свеча как атрибут священного обряда снимает это противопоставление, как бы отбрасывая ореол святости на обе книги. Однако свеча уже задута. Это может указывать на то, что религиозная составляющая утратила для художника своё значение, и он ищет новые пути самовыражения.
Рядом с Библией лежит ещё одна книга, которая может символизировать знания и образование. Но в то же время она может служить напоминанием о том, что знания без духовного развития могут быть пустыми.
Подсвечник, который обычно используется для освещения, здесь выглядит как символ надежды и веры. Он может указывать на то, что даже в самые тёмные времена есть свет, который может осветить путь к истине.
Все эти элементы создают сложную и многогранную картину, которая заставляет задуматься о вечных ценностях и поиске смысла жизни. «Натюрморт с открытой Библией, подсвечником и книгой» — это не просто картина, это целый мир, который открывается перед зрителем.
Винсент Ван Гог был одним из самых ярких представителей постимпрессионизма, который стремился передать не только внешний облик предметов, но и их внутренний мир. В его работах можно увидеть не только красоту природы, но и красоту души, которая скрыта за каждым предметом.
«Натюрморт с открытой Библией, подсвечником и книгой» — это шедевр, который заставляет задуматься о вечном и прекрасном. Он напоминает нам о том, что за каждым предметом скрывается своя история, своя тайна, которая может открыть перед нами новые горизонты понимания мира.
Ван Гог написал этот «Натюрморт с Библией» вскоре после смерти отца, выразив в картине свои непростые отношения с ним. «Я должен идти собственным путём. Если я не работаю, если я не совершенствуюсь, если я не ищу — я пропал. Да поможет мне Господь!» — говорил Винсент Ван Гог.
О нём
Винсент Виллем ван Гог (нидерл. и фр. Vincent Willem van Gogh, [ˈvɪnsənt ˈʋɪləm vɑŋ ˈɣɔx]; 30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз) — нидерландский живописец и график, одна из ключевых фигур постимпрессионизма (наряду с Полем Сезанном и Полем Гогеном), чье творчество оказало значительное влияние на живопись XX века.
За свои недолгие 37 лет он создал более 2100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни его творчество было практически проигнорировано критиками.
Родился Винсент на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Его отцом был Теодор ван Гог, родившийся 8 февраля 1822 года, пастор реформатской церкви, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Его назвали в честь деда по отцовской линии, который также посвятил свою жизнь протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребенка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента, но умер, не прожив и дня. Таким образом, Винсент, хотя и родился вторым, стал старшим из детей.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, на свет появился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Также у него были брат Кор (Корнелис Винсент, родившийся 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, родившаяся 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, родившаяся 16 марта 1862).
Домашние помнили Винсента как своенравного, трудного и нудного ребенка со «странными манерами», за что его часто наказывали. По словам гувернантки, в нем было что-то необычное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти что-то стоящее. Однако вне семьи, напротив, Винсент был тихим, серьезным, задумчивым и почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребенком.
Когда ему исполнилось семь лет, он пошел в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, в 20 километрах от родного дома. Отъезд причинил много страданий Винсенту, и он не мог забыть этого, даже будучи взрослым.
В сентябре 1866 года Винсент начал обучение в колледже Виллема II в Тилбурге. Он быстро освоил французский, английский и немецкий языки и уже тогда начал увлекаться рисованием.
Однако в марте 1868 года Винсент внезапно покинул школу и вернулся домой, завершив свое формальное образование. Он с теплотой вспоминал свое детство, которое, по его словам, было мрачным, холодным и лишенным ярких событий.
В июле 1869 года Винсент устроился на работу в гаагский филиал компании Goupil & Cie, где его дядя Винсент был владельцем. Он прошел обучение и стал продавцом.
Винсент с энтузиазмом приступил к работе и быстро добился успеха. В июне 1873 года его перевели в лондонский филиал компании. Ежедневное общение с произведениями искусства помогло ему глубже понять и оценить живопись. Он часто посещал музеи и галереи, где восхищался работами таких мастеров, как Жан-Франсуа Милле и Жюль Бретон.
В конце августа Винсент переехал в дом 87 на улице Хакфорд, где снял комнату у Урсулы Лойер и ее дочери Евгении. Существует версия, что он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют ее именем матери, Урсулы. Однако последние исследования показали, что на самом деле Винсент был увлечен немкой по имени Каролина Хаанебик.
Отказ возлюбленной стал настоящим ударом для Винсента и привел к потере интереса к работе. Он начал обращаться к Библии, которая стала его духовным ориентиром. В 1874 году Винсент был переведён в парижский филиал фирмы, но после трех месяцев работы снова вернулся в Лондон. Его дела шли все хуже, и в мае 1875 года он был снова переведён в Париж. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре и начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отнимать у него все больше времени, и Винсент окончательно охладел к своей работе, решив, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil & Cie из-за плохой работы, несмотря на покровительство родственников — совладельцев компании.
В 1876 году Винсент вернулся в Англию и начал работать учителем в школе-интернате в Рэмсгейте. В это же время он принял решение стать священником, как и его отец. В июле он перешёл в другую школу в Айзлворте, под Лондоном, где совмещал обязанности учителя и помощника пастора.
4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь, и его интерес к Евангелию усилился. Он загорелся идеей проповедовать беднякам.
На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Он остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа ему не нравилась; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский языки.
Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья отправила его в мае 1877 года в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством уважаемого и признанного теолога Йоганесса Стрикера, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. Однако в конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 года уехал из Амстердама.
Желание быть полезным простым людям привело его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди. Существует версия, что он не окончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости.
В декабре 1878 года Винсент отправился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии. Там он развернул активную деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, и ему назначили жалование в пятьдесят франков.
Пройдя полугодичный стаж, ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время он обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это сильно повлияло на него.
Спасаясь от депрессии и меланхолии, вызванной событиями в Патюраже, ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное — много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.
В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где окунулся в занятия живописью и брал уроки у дальнего родственника — представителя гаагской школы живописи Антона Мауве.
Винсент много работал, наблюдал за городской жизнью, особенно в бедных кварталах. Экспериментируя с цветом, он смешивал на одном холсте разные техники — мел, перо, сепию, акварель («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж). Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть.
В Гааге художник решил создать семью. Его выбор пал на беременную женщину по имени Кристин, которую он встретил на улице. Винсент проникся сочувствием к её положению и предложил переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок вызвал недовольство его друзей и родственников, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель для творчества.
Однако у Кристин оказался непростой характер, и семейная жизнь Ван Гога превратилась в настоящий кошмар. Вскоре они расстались. Художник больше не мог оставаться в Гааге и отправился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую. Он проводил дни на природе, рисуя пейзажи. Однако он не считал себя пейзажистом, и многие его картины этого периода были посвящены крестьянам и их повседневной жизни.
Ранние работы Винсента Ван Гога можно отнести к реалистическому направлению в искусстве, хотя его стиль и технику сложно назвать полностью реалистичными. Одной из главных трудностей, с которыми столкнулся художник, было изображение человеческой фигуры. Это привело к формированию одной из особенностей его стиля — трактовке человеческой фигуры как неотъемлемой части природы.
Этот подход особенно ярко проявляется в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян словно уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Такой же подход можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
В середине 1880-х годов Ван Гог создал серию картин и этюдов, среди которых выделяются «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884–1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам) и «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885). В этих работах художник стремился передать атмосферу психологического напряжения, используя темные тона.
В этот же период у ван Гога сформировалось собственное видение пейзажа. Он начал выражать своё восприятие природы через аналогии с человеком. Его кредо было: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
В 1885 году Ван Гог покинул Дренте из-за конфликта с местным пастором, который запретил крестьянам позировать художнику и обвинил его в аморальном поведении. Винсент переехал в Антверпен, где снова начал заниматься живописью, на этот раз в Академии художеств. По вечерам он посещал частную школу, где рисовал обнажённые модели. Однако уже в феврале 1886 года он уехал к своему брату Тео в Париж, где тот занимался торговлей картинами.
Начался парижский период жизни Винсента, который оказался очень плодотворным и насыщенным событиями. Он посещал престижную частную студию известного педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру и работы Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлее, исчезли землистые оттенки, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые и красные тона. Его характерный динамичный мазок стал особенно заметен в работах «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887–1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж) и «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Японская живопись и гравюра на дереве, ставшие для Ван Гога источником вдохновения, привнесли в его творчество атмосферу спокойствия и умиротворения, что было характерно и для других импрессионистов.
Вскоре после приезда в Париж, благодаря своему брату, Ван Гог познакомился с некоторыми из них: Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном и Эмилем Бернаром. Эти знакомства оказали значительное влияние на художника: он нашел свою творческую среду, которая его оценила, и с большим энтузиазмом участвовал в выставках импрессионистов, проходивших в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», а затем в фойе «Свободного театра».
Однако публика не принимала картины Ван Гога, что побудило его вновь заняться самообразованием. Он изучал теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и в целом плоскостное восточное искусство.
В парижский период своей жизни Ван Гог создал около двухсот тридцати картин. Среди них выделяются серии натюрмортов и автопортретов, а также серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор) и пейзажи.
В работах Ван Гога меняется роль человека — его либо совсем нет, либо он становится статичным элементом. Появляются воздух, атмосфера и сочные цвета, но художник по-своему передает световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого.
Творческие поиски Ван Гога стали основой для нового художественного стиля — постимпрессионизма.
Несмотря на творческий рост Ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что вызывало у него сильное разочарование. К середине февраля 1888 года он решил покинуть Париж и переехать на юг Франции, в Арль, где он намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.
Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отводил Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Ван Гог переехал в Арль. Там окончательно сформировались его творческая манера и художественная программа: «Вместо того чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Ван Гог начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.
Хотя Ван Гог и утверждал, что отходит от импрессионизма, его работы всё ещё отражают влияние этого стиля. Особенно это заметно в его умении передавать световоздушную перспективу, как в «Персиковом дереве в цвету» (1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), или в использовании крупных цветовых пятен, как в «Мосте Англуа в Арле» (1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
В этот период Ван Гог, подобно импрессионистам, создавал серии работ с одним и тем же видом, стремясь не к точной передаче изменчивых световых эффектов и состояний, а к максимальному выражению жизни природы. Он также написал несколько портретов, где экспериментировал с новой художественной формой.
Страстный и эмоциональный характер Ван Гога, его стремление к гармонии, красоте и счастью, а также страх перед враждебными человеку силами находят отражение как в ярких пейзажах, наполненных солнечными красками юга, таких как «Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888) и «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), так и в зловещих образах, напоминающих ночной кошмар, как в «Ночной террасе кафе» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Цвет и мазок Ван Гога наполняют одухотворённой жизнью и движением не только природу и людей, как в «Красных виноградниках в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы, как в «Спальне ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Картины художника становятся всё более динамичными и напряжёнными по своему колориту, как в «Сеятеле» (1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), и трагичными по звучанию, как в «Ночном кафе» (1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен) и «Спальне ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Жанна Кальман, прожившая в Арле всю жизнь, вспоминала, что в 13-летнем возрасте встретила Ван Гога в лавке своего отца. Художник показался ей «грязным, плохо одетым и недружелюбным». В другом интервью она сказала, что не стала обслуживать его, потому что «он был страшен как смертный грех, имел мерзкий нрав, и от него пахло выпивкой».
25 октября 1888 года Поль Гоген приехал в Арль, чтобы обсудить с Винсентом ван Гогом идею создания художественной мастерской на юге Франции. Однако их обсуждение быстро переросло в конфликт. Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, а тот, в свою очередь, не мог понять, почему Гоген не разделяет его идеи о создании единой живописи, которая должна способствовать развитию искусства.
Гоген, который искал в Арле спокойную работу, но не находил её, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог напал на своего друга с бритвой в руках. Гогену удалось остановить Винсента.
До сих пор неизвестно, что произошло в тот вечер и почему ван Гог напал на Гогена. Существует версия, что ван Гог напал на спящего Гогена, и последний проснулся и смог защититься. Однако в ту же ночь ван Гог отрезал себе мочку уха. По одной из версий, это было сделано в порыве раскаяния. Другие исследователи считают, что это было проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента.
Также существует версия, что в ту ночь Гоген ранил ван Гога, когда тот бросился на него с бритвой. Гоген, будучи опытным фехтовальщиком, рапирой отсек ван Гогу мочку левого уха и выбросил оружие в реку.
На следующий день, 24 декабря, ван Гога доставили в психиатрическую лечебницу, где у него случился новый приступ. Врачи поставили ему диагноз «эпилепсия височных долей». Гоген, узнав о произошедшем, поспешно покинул Арль, не навестив ван Гога в больнице.
В периоды ремиссии ван Гог просил отпустить его обратно в мастерскую, чтобы продолжить работу. Однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу предложили отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля. Туда он прибыл 3 мая 1889 года.
Там он прожил год, работая над новыми картинами. За это время он создал более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период стали натюрморты и пейзажи, которые отличались невероятным нервным напряжением и динамизмом. Ван Гог использовал контрастные цвета и полутона.
В конце 1889 года художника пригласили принять участие в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Его работы вызвали интерес у коллег и любителей искусства, однако сам Ван Гог уже не испытывал прежней радости от этого события.
В 1890 году художник переехал в Овер-сюр-Уаз, где впервые за два года воссоединился с братом и его семьёй. Он продолжал писать, но его стиль в последних работах стал более нервным и гнетущим. В его творчестве появился причудливо искривлённый контур, словно обхватывающий предмет.
Последним светлым событием в жизни художника стало знакомство с доктором Полем Гаше, который стал его другом и покровителем.
27 июля 1890 года Ван Гог вышел на прогулку с материалами для рисования и случайно выстрелил себе в область сердца из револьвера. Пуля прошла мимо, и он смог добраться до своего гостиничного номера. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео, брату художника. Тео приехал на следующий день и провёл с Винсентом всё время, пока тот не скончался от потери крови в 1:30 ночи 29 июля 1890 года.
В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки искусства Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит предположили, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.
По словам Тео, последними словами художника были: «Печаль будет длиться вечно».
Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь его провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 23 года в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.
Бытует мнение, что при жизни Винсента ван Гога была продана только одна его картина — «Красные виноградники в Арле». Однако это не совсем верно. «Красные виноградники в Арле» действительно стали первой картиной, которая была продана за значительную сумму — 400 франков — на брюссельской выставке «Группы двадцати» в конце 1889 года.
Тем не менее, сохранились документы, подтверждающие продажу 14 работ художника, начиная с 1882 года. Винсент написал своему брату Тео: «Первая овечка перешла через мост». Это свидетельствует о том, что на самом деле сделок было гораздо больше.
После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность ван Гога неуклонно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти мемориальные выставки были организованы в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене.
В начале XX века состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905), а также значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Это оказало значительное влияние на последующие поколения художников.
К середине XX века Винсент ван Гог стал считаться одним из величайших и самых узнаваемых художников в истории. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль».
Работы ван Гога, наряду с творениями Пабло Пикассо, занимают одни из первых мест в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. К числу проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) относятся: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы».
Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57 миллионов долларов, что было невероятно высокой ценой в то время. Его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80—90 миллионов долларов.
Картина ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82,5 миллиона долларов. «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christie's за 81,3 миллиона долларов.
14 мая 2021 года на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке картина «Мост в Тренктае», написанная импрессионистом Винсентом Ван Гогом, была продана за сумму, превышающую 39 миллионов долларов.
В своём последнем письме к брату Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, он считает свои картины своим наследием. Размышляя об этом, историк Саймон Шама пришёл к выводу, что «у него действительно был ребёнок — экспрессионизм, и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля Ван Гога, среди которых — Виллем де Кунинг, Говард Ходжкин и Джексон Поллок.
Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, так же как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brücke» и другие ранние модернисты. Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов, по мнению некоторых искусствоведов, частично вдохновлён широкими, жестикуляционными мазками Ван Гога.
Искусствовед Сью Хаббард, говоря о выставке «Винсент Ван Гог и Экспрессионизм», отмечает:
«В начале XX века Ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. И вряд ли случайно, что в это же время Фрейд открывал глубины тоже модернового по сути понятия — подсознания. Эта прекрасная интеллектуальная выставка ставит Ван Гога на место, которое принадлежит ему по праву, — место первопроходца искусства модерна».
В 1957 году британский художник Фрэнсис Бэкон (1909—1992) написал серию произведений на основе репродукции картины ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны. Бэкон был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим ван Гогом.