Найти тему
Православная Жизнь

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии

Во II веке в Италии жила благочестивая вдова по имени София. Ее имя переводится как "премудрость". Дочерьми Софии были отроковицы Вера, Надежда и Любовь. Мать назвала их в честь трех важных христианских добродетелей и воспитывала в боголюбии и вере во Христа. Все соседи и соплеменники будущих святых мучениц знали, что эта семья верует в Единого Бога.

Однажды правитель той местности Антиох доложил о женщине и девочках императору Адриану, который приказал затем доставить христианок в Рим. Жившие в эпоху величайших мучеников за Христа, София с детьми догадалась о намерении царя, и все четыре христианки начали усиленно молиться Богу об укреплении их на истязаниях. Вере тогда было 12 лет, Надежде – 10, Любови – 9.

Предание гласит, что все присутствовавшие при знакомстве императора с мученицами, удивились их спокойствию и бесстрашию – будто бы царь пригласил их попировать и получить богатые дары, а не истязать за их веру.

Каждой из сестер Адриан поочередно предлагал совершить языческий обряд перед идолом Артемиды, но отроковицы отказались. Тогда царь отдал приказ о жестоких истязаниях девочек: их пытались жарить на железной решетке, в горячей печи, варить в котле с кипящей смолой, но Бог Своим всемогуществом оставил юных мучениц невредимыми. Для святой Софии пыткой стали издевательства над дочерьми. Она рыдала и постоянно просила отроковиц до самой смерти не отрекаться от Христа.

Затем Любовь привязали к колесу и стали избивать палками, пока вся ее кожа не покрылась кровавыми ранами. В ходе истязаний девочки прославляли Иисуса Христа как истинного Бога. Предание гласит, что во время подвига лица сестер сияли радостью.

-2

После всех издевательств девочкам отрубили головы. Адриан разрешил Софии забрать мощи ее святых дочерей и погребсти. Мать отвезла на колеснице тела отроковиц в предместье Рима и похоронила на холме. Трое суток София молилась у могилы Веры, Надежды и Любови, а затем отошла ко Господу. Христиане погребли ее на том же месте.

В VIII веке в Эльзасе правил Ремигий – епископ Страсбургский. Ради укрепления веры народа владыка попросил перенести мощи святых мучениц из Рима в свою епархию. Святыни торжественно встретили 10 мая 777 года и поместили в женском монастыре поселения под названием Эшо.

В эпоху революционных преобразований Франции конца XVIII века нетленные останки мучениц были утрачены.

В храме святого Трофима, что в Эшо, сохранился ковчег, в котором в течение 400 лет находились мощи святой Софии. Сейчас в том ковчеге есть лишь частица нетленных останков Софии, а также частица Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. В этом обстоятельстве есть знаковое совпадение с тем, что память мучениц Церковь совершает одновременно с попразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На службе в этот день поют священные песнопения как Кресту, так и Вере, Надежде, Любови и Софии.

Церковь св. Трофима в Эшо
Церковь св. Трофима в Эшо
Частица мощей святой мученицы Софии
Частица мощей святой мученицы Софии

20 мая 2016 года архимандрит Владимир (Порубин) – настоятель храма в честь Святой Троицы, что в итальянской Брешии – передал в дар игумену Филиппу (Рябых) частицы мощей Софии и ее дочерей. Святыни отвезли в Страсбург, чтобы потом поместить их в строившемся на тот момент храме Всех Святых.

Ныне части останков мучениц хранятся рядом с их иконой в мощевике и доступны для почитания в правом приделе Страсбургского храма Всех Святых. Перед святынями регулярно совершают молебны и поминают живых и усопших христиан по именам, которые присылают на приход верующие со всех концов земли. Сейчас община Страсбургского всехсвятского храма по просьбам многочисленных верующих помогает всем желающим совершить паломничество, литургию или молебен у святых мощей мучениц.

Храм Всех Святых, Страсбург
Храм Всех Святых, Страсбург

Истории всех мучеников учат нас, что этот чин небожителей, наряду с преподобными, юродивыми, святителями, исповедниками и праведными мирянами – один из новозаветных образцов христианской святости. Мученик готов свидетельствовать об истинной божественности Христа даже под угрозой жестокой расправы, что подтверждает либо его личное знакомство с всеведующим Богом через веру в Спасителя, либо уникальный Божий дар каменной твердости этой веры.

История же Веры, Надежды, Любови и Софии уточняет и углубляет наше представление о настоящей святости. Это предание задает семейным христианам ряд вызывающих вопросов. Воспитываешь ли ты своих детей так, как святая София воспитала своих дочерей? Так ли сильна вера и обильна благодать Бога у твоего ребенка, какими они были у Веры, Надежды и Любови – слабых детей, которые, по идее, должны были испугаться мучений и отречься от Христа, но не сделали этого? Любишь ли ты Бога больше своих самых родных людей, и любишь ли родных так, что готов пройти через испытания, подобных Софии, но лишь бы твои близкие получили вечную божественную награду?

История римских мучениц (если каждый верующий "примерит" ее на себя) смиряет нас и доказывает, что никто из нас не должен мнить себя праведником. Святые – это духовные глыбы, а мы лишь маленькие песчинки рядом с ними.

-6