Найти тему

Эволюция обучения каратэ

Данная публикация является адаптированной, переработанной и дополненной статьёй для журнала «Казанское востоковеденье» моих предыдущих материалов «Обучение каратэ. ч.1-3» опубликованных недавно. Возможно, что для кого-то она окажется более «удобоваримой».

На сегодняшний день каратэ является одной из наиболее эффективных и оптимальных систем рукопашного боя. Однако, следует разделять каратэ, как систему рукопашного боя и самообороны, и каратэ, как спортивное единоборство. Как вид боевых искусств современное каратэ оформился в Японии ХХ веке. Данная статья ставит целью проследить эволюцию методов обучения каратэ начиная с традиционных, сложившихся и принятых на Окинаве к середине-концу ХIХ века до наших дней.

Каратэ, как система рукопашного боя на Окинаве ко второй половине ХIХ века

Первые документальные упоминания о существовавших на острове Окинава видах кулачного боя относятся к VIII веку, но, вероятнее всего они не представляли собой систему и не были концептуально оформлены [1].

Развитие окинавских форм рукопашного боя, называемых «окинаватэ» (или просто «тэ») как прообраза каратэ, начинается со второй половины ХV века, получает дальнейшее развитие к началу XVII века с прибытием на Окинаву плеяды таких известных мастеров китайского цуаньфа, как Иваа, Вайсиндзан, Ананку, Чинто, Сайфа, Косокун, Асон, Сэйунтин и др., а также второй волны эмигрантов из Китая в середине того же века, привнёсших множество элементов китайских воинских искусств в арсенал окинавского боевого искусства [1]. Однако, широко используемый в то время термин «Тотэ» (тодэ) — «Континентальная рука», говорит нам скорее о том, что данная система воспринималась в основном как ответвление китайских цуаньшу, чем самостоятельной аутентичной окинавской боевой системой.

Оформление в по-настоящему самостоятельную систему, хоть и на основе китайских школ цуаньфа, каратэ (окинаватэ) начинает обретать в XIX веке благодаря мастеру Мацумура Сокон (1796-1893), который определённым образом «кодифицировал» окинаватэ. Под влиянием изучения кендзюцу школы Дзигэн-рю он ввёл такое концептуальное понятие, как «иккен хиссацу», сделав основной акцент в техниках на стратегию быстрого пресечения боя, адаптировав окинаватэ под нужды обороны и задачи телохранителей, представителем которых одно время являлся. Он провёл огромную работу по систематизации практики окинаватэ в целом и был учителем таких известных мастеров, как Итосу Ясуцунэ, Мотобу Текки, Киян Тётоку, оказавших огромное влияние на формирование современного каратэ [2].

Следующий крупный эволюционный виток каратэ сделало благодаря мастеру Итосу Ясуцунэ, когда в самом начале ХХ века (1901-1903 гг) каратэ (название «каратэ» — «китайская рука» было введено в XVIII веке мастером Сакугавой Канга из окинавского местечка Аката. Официально и окончательно «окинаватэ» было изменено в Окинаве на «каратэ» в 1887-89 г.) было введено в качестве учебной дисциплины в педагогическом училище и в средней школе Дайити [1].

Именно мастер Итосу стал первым наставником каратэ и начал проводить большую деятельность по реформации как каратэ в целом, так и методов его преподавания. Начиная с 1903 года и деятельности мастера Итосу Ясуцунэ каратэ начало осваивать другую свою роль, а именно — внедряясь в систему школьного образования стало развиваться как система физического и, в какой-то мере, нравственного воспитания молодёжи [2].

После Реставрации Мэйдзи (1868 г.) Япония начала активно перестраиваться на «западные рельсы» и стандарты образования. Вовсю начинается внедрение западного опыта, в том числе и в области физической культуры, её преподавания. И, каратэ, которое стало частью физической культуры также начало внедрять передовой западный подход в области физической культуры, основанный на принципах теории физической культуры, как научной дисциплины, которая начала развиваться с XIX века именно в западных странах (прежде всего Англия и США). Благодаря этому вся методология обучения начинает постепенно претерпевать изменения и строиться на принципах научности.

Именно это и послужило началом становления того каратэ, какое мы сейчас знаем. Каратэ становится не просто практичной системой рукопашного боя, но и учебной дисциплиной, что подразумевает под собой смену парадигмы, особенно в области преподавания, и не просто преподавания, а массового преподавания.

Какие же это были изменения?

На протяжении нескольких веков обучение каратэ происходило посредством личной передачи через обучение различным ката. Можно сказать, что при обучении использовался принцип «сначала тело, потом разум». Ученик копировал движения мастера и добивался точности шаблонного исполнения техники в ката. Можно сказать, что знания на этом этапе вкладывались посредством некоего импринтинга. После чего происходил этап осмысления через изучение бункай (практических расшифровок применения техник). Чаще всего перед учеником стояла задача самостоятельного осмысления и интерпретаций. Естественно, что подобное обучение занимало много времени и не могло гарантировать стабильного масштабирования результата. Кроме того, увеличивалось количество изменений и личных трактовок техник.

Массовое же обучение подразумевает под собой как упрощение и стандартизацию, так и наличие единой программы обучения рассчитанной на начальный уровень физической подготовки. Если раньше обучение каратэ происходило в основном в семейных школах (и только старшим сыновьям) методом прямой передачи знаний от мастера к ученику и представляло собой в основном изучение нескольких ката и бункай на протяжении многих лет (обычно, на изучение одного ката уходило около 5 лет), то внедрение каратэ в систему образования иных подходов и темпов обучения. И методика обучения начала меняться.

Благодаря деятельности таких мастеров, как Итосу Ясуцунэ и Адзато Ясуцунэ, которые начали модифицировать технику и упрощать ката, а именно разработали свои ученические комплексы (серия ката Пинан/Хэйан), которые готовили учеников к восприятию более сложных ката.

Работу мастеров Итосу Ясуцунэ, Адзато Ясуцуно, продолжил их ученик Фунакоси Гичин. Именно его многие считают «отцом современного японского каратэ». Столкнувшись с обучением школьников после введения каратэ в обязательную школьную программу на Окинаве, Фунакоси Гичин ещё более упростил процесс обучения и разработал ката Тайкьоку — комплексы для начинающих, а также на основе основных техник ката был сформирован раздел базовых техник — кихон, по сути, представляющий собой базовые формирующие упражнения, позволяющие отрабатывать техники отдельно от ката и в режиме массового занятия [3]. В конечном итоге по этому пути детализации техник пошли все школы, имевшие дело с большим количеством обучающихся. Многие мастера того времени провели большую работу по изменению и, можно сказать, фактически созданию новой методологии обучения каратэ на основе заимствования передовых (на тот момент) западных методов теории физической культуры, как научной дисциплины.

После переезда в Японию Фунакоси Гичин начал проводить активную работу по внедрению каратэ в систему университетского образования уже материковой Японии (Внутренние территории). В частности, он внедрил каратэ в университеты Кейо, Вазеда, Шодай, Такусоку, Чоу, Гакусу, Хосей и в другие. В дальнейшем многие учебные заведения Японии также поддержали эту инициативу.

Окончательное оформление современной методики преподавания каратэ произошло уже во второй половине ХХ века. Огромную роль в это внёс Шеф-инструктор Японской ассоциации каратэдо (JKA) Накаяма Масатоси. Будучи профессором факультета физического воспитания Такусокского университета он создал теоретические основы для преподавания каратэ в вид учебника «Каратэдо синкётей» («Новые методы преподавания каратэдо»), а также усовершенствовал правила проведения соревнований (по которым в 1957 году был проведён I-й Всеяпонский чемпионат), написал серию книг по ката и кумитэ в 9-ти томах «Best karate» и воспитал целую плеяду известнейших мастеров современного каратэ [1].

Таким образом, современное каратэ, являясь частью физической культуры нашего общества, точно также имеет свою научную методологию обучения — принципы и способы упорядоченной деятельности преподавателей и учащихся, которая направлена на достижение образовательных целей и получение образовательного результата.

Естественно, что эти образовательные цели и результаты будут довольно сильно отличаться для каратэ, как системы рукопашного боя для самообороны, для физического и нравственного воспитания личности, для спортивных состязаний в виде единоборства. Причём, часто весьма кардинальным образом.

Методика обучения каратэ

Один из основателей современного каратэ Мияги Тёдзюн приводит в своём эссэ «Рюкю Кенпо Каратэ до Энкаку Гайе» следующую схему обучения каратэ:

«В первую очередь, мы выполняем Дзюмби Ундо (подготовительные упражнения), чтобы подготовить мышцы так, что упражнения Каратэ-до будут выполняться легче; затем идут кихон (основные ката), Ходзё Ундо (дополнительные упражнения), Кайсю ката и тренировка кумитэ. Мы преподаем Каратэ-до так. Теперь по пунктам.
Подготовительные упражнения
Мы упражняем каждый мускул нашего тела, чтобы повысить его гибкость, силу и прочность, а затем мы выполняем фундаментальные ката, а именно — Санчин, Тенсё и Найфанти. Мы снова выполняем эти подготовительные упражнения после выполнения ката, для расслабления мышц. И еще мы выполняем дыхательные упражнения и спокойно отдыхаем.
Фундаментальные ката
Санчин, Тенсё и Найфанти — фундаментальные ката. Практикуя их, мы приобретаем правильную осанку. Мы умеем правильно вдыхать и выдыхать. Мы можем гармонично регулировать увеличение или уменьшение нашей мощи. Мы можем развить большую физическую мощь и сильную волю воина.
Дополнительные упражнения
Эти упражнения позволяют нам хорошо изучить Кайсю ката. Мы упражняем каждую часть нашего тела определенными движениями. Мы также работаем с различными снарядами для того, чтобы повысить нашу внешнюю силу вообще и силу отдельных частей тела.
Кайсю ката (ката, за исключением фундаментальных)
В наши дни у нас есть около 20 или 30 ката, и их названия различаются в зависимости от их создателей. В ката есть техники защиты и нападения, которые связаны должным образом. В нем есть несколько направлений движения, и это нечто вроде гимнастики. Мы должны выполнять ката, используя мощь сознания и тела в соответствии с его техническим назначением так, чтобы мы смогли понять принцип развязывания и связывания (в тексте untying and tying; возможно, имеется в виду расслабление и напряжение, «дзю» и «го» – прим. перев.)
Тренировка кумитэ
Мы собираем воедино Кайсю ката, которые мы уже изучили, и изучаем техники защиты и нападения, содержащиеся в Кайсю ката. Постигая их техническое предназначение, мы практикуем техники атак и защиты, пребывая в боевом духе, как в реальной ситуации.
Я подытожу так. Мы заставляем взаимодействовать сознание и тело при помощи фундаментальных ката Санчин, Тенсё и Найфанти. Мы развиваем дух боевых искусств, обретая боевую технику при помощи выполнения Кайсю ката и правильной тренировки кумитэ…
Мы развиваем взаимодействие разума и тела на основе фундаментальных Ката, Санчин, Теншо и Найфанти. Мы развиваем дух боевых искусств, приобретая боевые приемы посредством правильных тренировок Кайсю ката и Кумитэ.» [5].

В настоящее время обучение каратэ строится на трёх составляющих: кихон, ката, кумитэ.

Кихон, как составная часть обучения каратэ

Начнём с определения: Кихон (яп. 基本, きほん букв. "корни-основы") — основа, база. В каратэ и других японских БИ раздел базовой техники. Нетрудно догадаться из самого названия, что это ни что иное, как фундамент всей пирамиды и всего мастерства.

Раньше в каратэ не было такого раздела в обучении. Вся техника была «вшита» в ката, которые представляли собой одновременно как хранилища, так и метод передачи знаний. Но, переход на массовое обучение потребовал новых принципов и методов, и они присутствовали в «западном» подходе.

В частности принцип доступности, который можно ещё назвать «от простого к сложному» и «от лёгкого к трудному». Поэтому обучение в каратэ начинается с изучения простых элементов, из которых, как из кирпичиков или частей конструктора и состоят разнообразные техники, которые мы видим далее в как в ката, так и в кумитэ, и в рэндзоку вадза.

При изучении базовой техники, как и в случае сознательного изучения любого двигательного действия, ученик проходит через 3 основных этапа: начального обучения, углублённого разучивания и закрепления/совершенствования техники. Каждый из этих этапов имеет определённые цели и решает свои конкретные задачи. Так, если на первом этапе ученик получает первичное представление о технике: её форме, амплитуде, траектории и направлению усилий, ритме и т.д., то во втором, в основном техника корректируется, убираются ошибки, а в третьем техника уже доводится до автоматизма.

Кроме того, кихон, особенно на ученическом уровне, выполняет определённую роль подводящих упражнений, для обучения наиболее рациональной техники с точки зрения биодинамики. Методом детализации координационно сложных движений достигается отработка правильной траектории и правильной последовательности выполнения.

В качестве примера могу привести освоение удара чёку цзуки. Наиболее часто совершаемые ошибки при нанесении цзуки: неправильная траектория удара в следствии отведения в сторону плеча (локтя) в момент нанесения удара. А причина довольно проста: пронация кулака (закручивание кулака внутрь) начинается в момент начала нанесения удара. Обычно это как раз и тянет за собой включение среднего пучка дельтовидной мышцы, что и приводит отведение плеча вместе с локтем в сторону и ломает всю модель удара цзуки, правильность приложения усилий и т.д. Лечится это довольно просто — методом конструктивного расчленения, а именно разбиение отработки удара на 4 фазы: 1) из положения кулака хикитэ начинается движение руки (плеча) вперёд без вращения кулака внутрь; 2) в последней фазе удара производится пронация кулака и кимирование; 3) начинается вращение кулака наружу и после того, как супинация будет закончена происходит 4 этап: хикитэ — тяга руки назад в базовое положение. Таким образом достигается приучение ученика к правильной последовательности пронации/супинации и, как следствие, достигается то, что плечо не отрывается от корпуса и движется строго по вертикальной траектории вдоль тела без отвода локтя в сторону. Это как раз и составляет первый этап.
схема выполнения чёку цзуки
схема выполнения чёку цзуки
На втором этапе мы уже используем целостно-конструктивный метод, собирая всё обратно воедино. Постепенно происходит увеличение скорости нанесения удара, так как всегда есть какой-то предел, пока двигательное действие должным образом не закреплено оно начинает сыпаться на большой скорости, когда мы не успеваем контролировать правильность выполнения и последовательность. В этом случае мы возвращаемся назад к более медленному и контролируемому исполнению. Ну, а на третьем этапе происходит автоматизация, за счёт того, что движение освоено, установлены устойчивые нейронные связи и навык сидит в более глубоких слоях ЦНС, что позволяет уже не контролировать действие сознательно. И вот так практически во всём, с каждым элементом, включая стойки, перемещения и т.д.

При недостаточном усвоении базовой техники (кихон) говорить о какой-либо эффективности применения, о правильной работе, да и вообще способности работать в кумитэ, разумеется, не приходится.

Кром того, очень часто для того, чтобы иметь способность нормально выполнить какую-либо технику нужно обладать определённой кондицией, быть физически способным это сделать. Например, человек, не обладающий определённым уровнем гибкости, не сможет пробить дзёдан маваси гери (круговой удар ногой в голову). И это касается всех наших пяти физических качеств. В этом отношении следует учитывать, что все люди разные. У разных людей разный уровень развития тех или иных физических качеств, разный уровень моторно-двигательного интеллекта, разные способы и скорости усвоения информации, обучения и освоения двигательных действий. Базовая техника, в том числе служит и для подготовки человека, его мышц к работе в определённом скоростно-силовом режиме, достигнуть нужной кондиции для эффективного использования техник.

Базовая техника — кихон, является важной системообразующей частью любого современного обучения боевым искусствам, включая каратэ. Оно выполняет сразу несколько функций, в числе которых и первичное освоение технического арсенала, и приобретение двигательных навыков, и развитие необходимых физических кондиций. Это действительно фундамент для всего дальнейшего обучения.

Рэндзоку вадза — начинаем слагать из букв слова

Образно говоря, если кихон — это буквы (или ноты), то рэндзоку (комбинации) — это слова (мелодия), из которых может получится уже небольшой рассказ (ката) или песенка.

Рэндзоку вадза — это комбинации из соединённых в определенной последовательности техники защиты и атаки, а также последовательное выполнение техники путём объединения её элементов.

После освоения базовых элементы техник мы начинаем соединять их в определённых последовательностях защитных и атакующих/контратакующих действий в те или иные комбинации. Таким образом мы учимся соединять различные элементы техник между собой. И на этом этапе становится особенно понятно, что без освоения формы выполнения отдельных элементов на должном уровне, когда отсутствуют нарушения траектории и биомеханики движения, пока оно не стало устойчивым двигательным навыком, нет смысла начинать изучать комбинации движений.

Не следует понимать рэндзоку как просто набор из какой-то конкретной техники. Все типы рэндзоку должен объединять важный принцип связи элементов их составляющих. В частности, через вращение бёдер, когда конечное положение ударной конечности и положение бёдер в одном элементе является исходным для начала другого [4].

Кумитэ

Кумите́ (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя.

Кумитэ – это один из основных разделов каратэ, который используется как для совершенствования существующих техник и их отработки, так и для самообороны. В отличии от отработки связок в одиночном режиме кумитэ — это уже совместная работа, которая учит применению техники на практике. Для людей не сведущих в каратэ и японской терминологии кумитэ можно перевести как тренировочный бой (спарринг). С точки зрения методологии обучения кумитэ представляет собой парные специализированные упражнения с помощью, которых мы можем выработать нужные навыки, а также проверить, оценить, насколько они освоены при взаимодействии с противником, владеющим той же техникой.

Существуют несколько разновидностей кумитэ, каждый из которых является составной частью обучения каратэ и последовательно решает стоящие перед ним задачи.

В целом все кумитэ можно разделить на 3 группы:

1) Якусоку кумитэ/кихон кумитэ (обусловленные кумитэ) — бой с заранее заданными параметрами и ролями. В основном используется для освоения и отработки техники, в том числе и из ката.

2) Дзю кумитэ — свободный тренировочный бой.

3) Сиай кумитэ — соревновательный спортивный поединок.

Основное обучение в каратэ происходит как раз с помощью обусловленных кумитэ — взаимосвязанных и постепенно усложняющихся этапов обучения от простого к сложному, от базовой техники к свободному бою.

Рассмотрим какие виды кумитэ сюда входят и какие задачи решают:

Кихон кумитэ

Как уже понятно из самого названия это базовые кумитэ. В кихон-кумите ученик учится:
- применять в кумите и самообороне технику, освоенную в кихон и ката;
- наносить удары точно в заданное место и оптимальным способом;
- применять технику атаки, защиты и контратаки с ритмом кумите;
- распознавать подготовительные действия противника к выполнению атаки;
- видеть начало и само движение атаки;
- чувствовать и предчувствовать начало атаки;
- ощущать опасность и активно реагировать на неё;
- определять дистанцию распространения атаки и реальности защиты;
- распознавать по подготовительные действия намерений противника;
- отличать ложную атаку от реальной;
- вариативному применению техники защиты и контратаки;
- самообладанию и выдержке;
- спокойно встречать агрессию и активно управлять ею или нейтрализовать её в случае необходимости;
- применять в атаке и защите принцип необходимой достаточности;
- избегать серьезных травм во время обучения .

К кихон кумитэ относятся следующие разновидности:

Гохон кумитэ — 5 шагов с одиночной базовой атакой и защитой. Данный поединок (упражнение) состоит из пяти атакующих ударов и пяти защитных позиций с контратакой в конце 5-го движения. Его суть в том, чтобы путем повторения однообразных приемов довести их до автоматизма и использовать на практике с наименьшим количеством затраченного времени и сил. Фактически то, что ученик выполнял во время отработки кихон в перемещениях в одиночку теперь начинает отрабатываться вместе с партнёром и основной целью данного вида кумитэ является развитие и закрепление навыков в выполнении основных атакующих и защитных однотипных действий и демонстрация стабильности форм на протяжении 5 шагов с партнёром.

Самый простой пример: нападающий выполняет, наступая 5 ударов ой цзуки дзёдан, а защищающийся, отступая 5 аге уке и контратаку гяку цзуки чудан в конце.

Санбон кумитэ — проводится в три шага, на протяжении которых нападающий проводит атакующие действия, а защищающийся отбивается. При этом на последнем шаге второй участник сам проводит атакующий прием. Дистанция между соперниками минимальная, они учатся соединять боевые приемы в единую линию и защищаться в узком пространстве. Атаки здесь известны и разнотипны, в том числе может происходить и комбинирование уровней атаки. Главная задача санбон кумитэ — постепенная адаптация ученика к комбинированной технике атак с соблюдением базовых принципов выполняемой техники, а также в дальнейшем развитии и обострении чувства дистанции при смене рук и ног атакующего противника.

пример санбон кумитэ
пример санбон кумитэ

Важно понимать, что не стоит форсировать обучение и переходить с одного этапа на другой до тех пор, пока форма выполнения отдельных базовых элементов, которые мы отрабатывали при изучении кихон, не отработана до уровня выше среднего, то есть без грубых нарушений геометрии траектории и структуры, а само движение не стало устойчивым двигательным навыком. Это просто не имеет смысла.

Кихон иппон кумитэ — каждый ученик делает по одному действию: защитному и атакующему. Известен уровень атаки (для рук) и тип атаки (для ног), но уровень не известен. При этом, отбивающийся должен совершить дополнительный прием: напасть на противника. В отличии от двух предыдущих видов кумитэ, где всё происходило линейно, в кихон иппон кумитэ уже появляются уходы с линии атаки. Отработка этого вида кумитэ позволяет быстро сориентироваться при резком начале драки и дать отпор. А кроме того, это позволяет понять в чём состоит иккен хисацу.

Дзю иппон кумитэ — свободный бой на 1 шаг. Здесь роли также заранее известны, но атакующий может атаковать, когда и как угодно, в полную силу. Ограничением является одиночность атаки, то есть нельзя атаковать серией (рэндзоку), а также запрещены любые предварительные раздёргивания, финты и обманные движения. Все движения: нападающие и оборонительные — совершаются синхронно. За счёт этого прививается чувство дистанции и ученикам легче определить с какого расстояния лучше наносить удары. Защитные действия в дзю иппон кумитэ могут быть абсолютно любыми, включая бросковую технику, но при этом должны присутствовать такие обязательных составляющие, как: наличие добивания (кимэ), разрыв дистанции после оного и сохранение дзансин, реализация принципов рэндзоку.

Так как дзю иппон кумитэ наиболее приближённо к ситуациям самообороны, то у ученика развивается интуиция и реакция на нападение, а также ему становится проще сориентироваться и отразить нападение при стрессе. А также здесь мы ещё больше приближаемся к пониманию реализации принципа иккен хисацу.

Каеси кумитэ — данное упражнение развивает чувство ритма, так называемого «входа — выхода». Суть в том, что один человек атакует на ходу второго, затем отходит и контратакует, а второй отбивает первый удар, проводит атаку в ответ. Основная цель данного вида поединка: заложить навыки комбинационной работы; развить принцип «атака — защита — атака», а также продолжить развитие качества перехода от защиты к атаке, «вход — выход». Благодаря каеси кумитэ прививается основной принцип любого боевого искусства: «Атака-защита-атака». Кроме того, все движения сливаются воедино, благодаря чему становится одним единым движением.

Окури кумитэ — работа в челночной манере. Атака состоит из двух действий. После первого атакующего действия защищающийся выполняет защиту и встречу, то есть работает по принципу описанного выше дзю иппон кумитэ, и разрывает дистанцию, затем следует следующая атака, соответственно защита и завершающая контратака. Причем, все вторые действия тори выполняются на выходе уже после первой контратаки, т.е. задача атакующего не дать защищающемуся разорвать дистанцию и выйти, пусть кратковременно, из поединка. Основные цели отработки данного вида кумитэ:

а) непрерывная, мощная атака без разрыва во времени и пространстве; развитие стремления победить противника любой ценой;

б) отработка техники перемещения таи-сабаки с последующей контратакой; развитие координационно-скоростного взаимодействия с партнером, целью которого является отработка конкретной связки в максимально высоком скоростном режиме, сохраняя при этом контроль за своими действиями.

Дзю кумитэ — свободный бой. Многие практикующие считают, что этот вид кумитэ является наиглавнейшим, ведь именно к нему мы последовательно движемся. Подобное мнение появилось именно с развитием и популяризацией спортивного каратэ, как вида спортивных единоборств. И с этой позиции это выглядит совершенно логично, ведь свободный бой является важным элементом подготовки к сиай кумитэ — соревновательному бою. Однако, сама концепция соревновательного поединка (в том виде, в каком сейчас это принято) противоречит самой сути каратэ, его ДНК.

Да, дзю кумитэ является важной частью обучающего процесса. Но, тут также следует понимать, что именно мы с помощью него развиваем (а развиваем очень много специфических аспектов каратэ). И здесь мы наблюдаем ту же основную проблему — к данному виду подготовки очень часто приступают слишком рано, слишком не дозрев ни технически, ни психологически. Собственно, именно практика дзю иппон кумитэ наиболее близка к подготовке к джиссен кумитэ (реальному бою).

В идеале практику дзю кумитэ следует начинать лишь после достаточного освоения базовой техники школы/стиля, что подтверждается получением шодан — базового уровня (чёрный пояс, 1 дан). Все эти цветные пояса. ученические степени кю — не более чем классы начальной и средней школы, в которых изучают базовую технику. Настоящая практика и совершенствование в конкретном БИ начинается лишь после получения аттестата зрелости выражаемого получением чёрного пояса, 1-го, базового дана.

Ката и его роль в обучающем процессе каратэ

Как мы знаем из истории, долгое время изучение и практика ката являлся основным методом изучения каратэ. Со временем появилась практика кихон и кумитэ, которая в какой-то мере дублирует отработку технических элементов ката и в бункай. Дошло до того, что сейчас очень многие люди, занимающиеся спортивным каратэ, благодаря этом дубляжу зачастую не понимают необходимости практики ката. По их мнению, практика ката является чуть ли не пережитком прошлого и толку от неё мало, ведь техника из ката «не работает в поединках», а следовательно, является для них совершенно бессмысленным занятием.

Зачем же сейчас нужно отрабатывать ката и бункай, если есть кихон, рендзоку и кихон иппон кумитэ? Ответ на этот вопрос приблизит нас к пониманию отличий спортивного единоборства каратэ от каратэ, как вида боевого искусства и метода самозащиты — так называемого Будо каратэ.

Что такое ката?

Исторически ката возникли как способ «устного запоминания» комплекса техники и передачи его из поколения в поколение. Технически ката представляют собой последовательно выполняемые серии движений, состоящие из определённых последовательностей техник защиты и контратаки, которые могут применяться как при борьбе с одним, так и с несколькими противниками. В ката заложены все основные техники и стратегии каратэ в целом и конкретной школы в частности, различные принципы их использования.

Особенностью ката является то, что оно может практиковаться не только парно (в виде бункай и рендзоку бункай), но и в одиночку — наиболее распространённая практика ката. Когда мы практикуем ката в режиме соло, то мы изучаем и отрабатываем такие элементы как: ритм, баланс, координацию, принципы применения силы и дыхания, правильные схемы перемещений при работе с против нескольких противников и, конечно же, сами технические приёмы, многоуровневые смыслы и вариации применения которых раскрываются в бункай — парной отработке элементов ката в партнёром, который, фактически представляет из себя якусоку кумитэ.

Изучение и отработка бункай является основой для изучения и применения каратэ в качестве эффективного метода самозащиты (именно поэтому далеко не все представители спортивного каратэ способны эффективно применять его на улице для самозащиты — сказывается отсутствие практики и понимания бункай, на который просто банально нет времени в тренировочном процессе по подготовке к соревнованиям).

Вариантов бункай одного и того же ката существует великое множество и в каждой школе существуют канонические варианты, считаемые основными.

Обычно все ката разделяются по тому или иному принципу классификации. Например, по техническому уровню они делятся на ученические, ката среднего и высшего уровня, а также специальные. По целевому назначению их можно разделить на ката, предназначенные для физического развития и укрепления мышц и костей, а также ката для развития быстрых рефлексов и скорости, способности к быстрым перемещениям и движениям. Различные ката несут разный смысл, имеют разные учебно-методические цели и развивают разные аспекты.

Для чего нужны ката и какую роль они играют в обучающем процессе

Ката — это очень универсальный и многоплановый инструмент, позволяющий решать разные задачи как на этапе обучения и освоения техники, так и на последующих этапах её оттачивания и совершенствования. И использоваться они будут в обоих случаях иначе, в соответствии с текущей целью.

Систематическое, регулярное и осмысленное выполнение ката способствует развитию чувства пространства, позволяет улучшить боковое зрение, шлифует каноническую технику, влияет на уровень психологической подготовки, даёт возможность отрабатывать технику, которую с партнёром отрабатывать опасно [4].

Кроме того, практика в ката позволяет овладеть и отработать различные методы дыхания, в том числе скоординированного с разного типа движениями; отработать различный темп и ритм движений, разные формы исполнения техники и проработку отдельных её элементов; позволяет научиться правильной концентрации и расслаблению, выработать высокий уровень самоконтроля и осознанности, развивает образное мышление. Правильную тренировку ката в каратэ можно в полной мере назвать психофизической тренировкой.

К сожалению, сейчас мы можем наблюдать весьма нездоровую тенденцию, когда изучается очень много ката за относительно короткий промежуток времени. В частности, это можно наблюдать на детских и юношеских тренировках. Чудес здесь не бывает и в подавляющем числе случаев мы имеем дело просто с заученной формой при полном отсутствии какого-либо содержания и понимания. Проблема ката в том, что они есть в экзаменационной программе и их там больше, чем нужно. Сейчас уже никому не интересно изучать одно ката в год, вдумчиво и скрупулёзно его осваивать и прорабатывать, как это советовали старые мастера окинавского каратэ. Многие люди воспринимают ката как своеобразный набор техник, этакую библиотеку стиля, которыми ката, несомненно, являются, однако если их восприятие ката ограничивается только этим, то нет ничего удивительного, что у таких людей ката «не работают».

Способы тренировки в ката

Прежде всего следует отметить то, что ката нужно выполнять максимально осознанно и сосредоточенно. На каждом этапе изучения и освоения ката нужно максимально придерживаться правильной формы, принятой в данном стиле. Все нюансы являются чрезвычайно важными, даже если их смысл не кажется понятным. Например, если в стиле приняты низкие стойки и большие амплитудные движения, то нужно стараться соответствовать канонической форме.

Взять те же низкие стойки, которые доставляют так много неудобств начинающим, хотя бы дзенкутсу и кокутсу дачи. Собственно, это не столько стойки, сколько положение тела, позиция в момент окончания того или иного технического действия. Это динамическая история. И то, насколько вы будете канонически правильно в ней оказываться будет указывать на то, насколько технически правильно вы выполнили технику. Например, тот же ой цзуки. Собственно, правильная стойка является той самой лакмусовой бумажкой, по которой вы сможет судить насколько правильно было выполнение вашего технического элемента, насколько правильно двигалось ваше тело. Если техника правильная, то вы автоматически легко, непринуждённо и абсолютно естественно приходите в нужное положение (стойку). Если же нет, то стойка будет с ошибками. Поверьте, никто не придумывал стойки такими, чтобы они были красивыми, но неудобными.

При одиночной отработке техники ката нет нужды беспокоиться о противнике (как, например, в кихон кумитэ) — у нас есть возможность полностью сконцентрироваться на выполняемой технике и своих ощущениях. Выполняя ката в разном темпо-ритме, с разной скорость, с напряжением и без, с кимэ и без кимэ мы решаем разные задачи, тестируем себя на правильность и качество усвоения техники, то есть уровень усвоения двигательного навыка.

Очень важной частью освоения ката является парная работа — бункай (расшифровка элементов ката). Собственно, без бункай ката становятся не более, чем гимнастикой, теряет свой главный смысл — боевой.

В каждой школе есть официально принятый бункай ката. Однако, это не означает, что этот вариант единственный. Прелесть и гениальность ката состоит именно в том, что они многоплановы и могут иметь множество прочтений. Тут нет вопроса правильно/неправильно. Вопрос в том, насколько это работает или не работает. Многие технические действия можно реализовать и как ударную технику, и как технику бросков и сваливаний (а также с использованием оружия). Например, связка гэдан барай - ой цзуки с движением вперёд, которую мы наблюдаем уже в самом первом Тайкёку.

Ещё одной важнейшей частью отработки ката является правильное дыхание и его согласованность с движением. Особенно правильное дыхание важно в тех ката, которые изначально используются в качестве метода развития и укрепления тела.

Эволюция методов преподавания каратэ

Современное каратэ является эффективной, хорошо и методологически грамотно выстроенной системой. В нём нет ничего лишнего и любое желание что-то упростить, убрать или избавиться — это, чаще всего, от однообразного взгляда, от непонимания того, что и какую роль играет в методике обучения, для чего служит.

Меньше чем за век каратэ, изначально будучи боевой системой рукопашного боя Окинавы, смогло распространиться и завоевать популярность по всему миру. Это стало возможным благодаря тому, что оно эволюционировало, в том числе и в методах подготовки. От индивидуального обучения формам к массовому обучению больших групп людей, благодаря внедрению современных знаний из области теории физической культуры. Это же позволило сформировать и новые традиции, которые прекрасно уживаются со старыми, практикуемыми сейчас на Окинаве.

Кихон, ката и кумитэ — это основы изучения и практики каратэ, те три кита, на которых базируется правильная практика. Каждый из этих элементов выполняет свою важную методическую роль. Это можно сравнить с трёхногим табуретом — если вы попробуете убрать одну из ножек, то сидеть будет весьма проблематично.

К сожалению, в последние несколько десятилетий это происходит постоянно в спортивном каратэ, где больше делается акцент на кумитэ.
В результате этого техника, которая сейчас используется в сиай кумитэ (спортивном поединке), уже стало настолько выхолощена и далека от того самого — изначального каратэ, что и каратэ это уже назвать сложно. Кроме того, при практике спортивных поединков теряется сама суть техник каратэ — иккен хисацу, которым пронизано каждое ката, и которые реализуются в иппон кумитэ и бункай ката. Потому что спортивный поединок и реальный бой при самообороне — это совершенно разные и часто очень плохо совместимые вещи. Двигательные шаблоны, которые нарабатываются для ведения спортивного поединка имеют множество ограничений, в результате чего навыки, получаемые спортсменами-единоборцами, для ведения спортивного боя, часто плохо применимы в условиях, когда необходимо применять навыки самозащиты, например, при уличном нападении.

То же самое можно сказать и о практике ката, как спортивной дисциплине. В погоне за внешней эффектностью часто происходит потеря смыслов и внутреннего содержания в ката. Акцент делается, в основном, на внешней составляющей.

Тем не менее, даже несмотря на то, что спортивное каратэ представляет собой лишь сильно урезанную часть от каратэ, как полноценного боевого искусства, через изучение базовых элементов, через изучение ката и следование ритуалу, традиция преподавания каратэ, пусть и в несколько урезанном виде, остаётся неизменной.