Найти тему

Занятия неэффективны

Наконец, поговорим и об эффективности занятий.

Тем более в двух прошлых статьях именно сквозь призму эффективности мы рассматривали и невыполненное ДЗ, и списывание с ГДЗ.

Прежде всего нужно определиться, кто именно считает занятия неэффективными, кто даёт им оценку.

Эффективность может трактоваться по-разному как со стороны педагога, так и со стороны родителей или ученика.

Если мы говорим про слова именно преподавателя про неэффективность занятий, то тут возникает вопрос, а как он считает эту эффективность, с чем или с кем сравнивает?

У опытного репетитора обычно есть привычная схема работы, а также некоторая насмотренность и «напедагогиченность».

Он примерно представляет, что ученики определенного уровня и с определённым количеством занятий в неделю будут показывать примерно схожий прогресс в достижении учебных целей.

Если продвижение незначительное по сравнению со схожими ситуациями в прошлом, то преподаватель для себя делает выводы.

Малоопытным репетиторами сложнее, т.к. они пока не имеют такого багажа опыта и ориентируются на некоторую эффективность в вакууме.

Такие педагоги чаще страдают перфекционизмом и могут корить себя за то, что ученик забыл как решать уравнение, которое они решали год назад. Хотя это совершенно нормально, если в работе учитывать ещё и кривую забывания.

Но даже при существенном опыте преподаватель может не видеть всей картины.

Cо стороны может казаться, что занятия абсолютно бессмысленны и не приносят никакого результата, но этот результат может быть огромным и лежать вообще вне плоскости предметных занятий.

Например, вот такой опыт коллеги.

Индивидуальный урок длится 30 минут. Математика.

Неделю ученик ежедневно приходит в кабинет к преподавателю и просто молчит. За всё это время не проронил ни слова.

И сам преподаватель изредка что-то говорит, но в основном тоже молчит.

Но как говорится, «молчит по делу».

Со стороны выглядит как провал...

Но даже такое молчание и ничего неделание может быть успехом:

«То есть мой сын просто весь урок молча сидел?

Не кричал, не кусался?

И не прыгал в окно?

Ого! Как вам это удалось?

Давайте продолжим!

В следующий раз я принесу палочки и его любимые карандаши...»

Есть и другой, обычно неосознаваемый педагогами, пласт эффективности.

Некоторые преподаватели занимаются благотворительностью и берут в год 1-2 учеников для бесплатных занятий. Насколько аккуратным нужно быть преподавателям при такой работе – это тема для отдельного разговора.

Так вот иногда такие занятия тоже могут быть неэффективными с точки зрения педагога.

Они с учеником могут месяцами топтаться на нескольких темах с микроскопическим продвижением вперёд.

Но со стороны родителей такие занятия могут быть, наоборот, сверхэффективными.

Они ничего не платят, но какой-то прогресс всё равно есть.

Родители понимают, что скорее всего при отказе педагога от занятий и выборе другого специалиста им придёт заплатить за аналогичную работу круглую сумму. И без гарантий результата.

Потому они держатся за такие «неэффективные» занятия до последнего.

Или ещё два случая из моей недавней практики.

Ко мне обратилась мама ученика с просьбой подготовить к ЕГЭ её сына-десятиклассника.

Поводом стала внезапная четвёрка на ОГЭ по математике.

В школе вроде была твёрдая пятёрка, нанятый репетитор для подготовки к ОГЭ хвалил ученика, поэтому не высший балл за экзамен стал для них неприятным сюрпризом.

Прошлый педагог сказала родителям, что не занимается со старшими классами, потому они и решили обратиться ко мне.

После диагностики стало понятно, что результат ОГЭ достаточно объективен. Ученик стандартные задачи умеет решать, а отойти чуть в сторону уже не получается. Из второй части смог кое-как решить уравнение. Текстовая задача и график поддались лишь после значительных подсказок.

Но такое бывает, т.к. за лето ученик мог многое забыть. То есть всегда нужно делать на это скидку.

Цель занятий была заявлена строго 85+ баллов.

Это значит, что нужно точно бороться за одну из задач Высокобалльного уровня.

С геометрией у него было совсем всё плохо, никаким кружковым техникам он не обучался, простые задачи теории чисел решить не мог, поэтому в уме я держал борьбу именно за задачу с параметрами.

После месяца достаточно продуктивной работы мы с ним научились правильно (читай быстро и эффективно) решать квадратные уравнения всеми возможными способами, видеть замену и справляться с неравенствами методом интервалов.

Дальше можно было пробовать решать задачи с модулями и знакомиться с равносильными преобразованиями.

И вот тут пошли сложности.

Несмотря на то, что на занятиях мы изучали именно схемы и равносильные преобразования, ученик всё равно решал уравнения и неравенства через раскрытие модулей.

Однако для перехода к задачам с параметром нужно уверенно владеть обоими методами. Дальше ведь будут более сложные конструкции, которые не понять без навыков работы с системами и совокупностями...

В итоге после нескольких занятий ученик заявил, что не будет решать задачи таким методом, т.к. он сложный, а раскрывать модуль можно и по определению, как они и делали с прошлым репетитором.

Ок, такое тоже бывает. Сейчас не получается, но потом, когда вернёмся к этой теме в будущем, она может пойти повеселее.

Но его маму предупредил, что есть такие трудности. Заодно уточнил, как проходит обучение в школе. А там всё так же твёрдая пятёрка. И сам ученик, по словам мамы, считает, что с математикой у него всё отлично. И наши занятия его полностью устраивают.

Хорошо, идём с ним дальше.

Целимся в экономическую задачу. Чтобы к ней подобраться, нужно уметь решать текстовые задачи и работать с процентами. Для этого идеально подходят задачи на концентрацию, которые лучше разобрать пораньше – они всегда вызывают у учеников трудности.

Начинаем с азов и я напоминаю (а по факту заново рассказываю), как нужно переводить проценты в десятичные дроби. Иначе ни задачи на концентрацию с ЕГЭ, ни экономическую задачу не осилить.

Ученик снова упирается. На занятии вроде что-то решает, а дома снова считает проценты через пропорцию и «крест-накрест». На все объяснения, что для профильного ЕГЭ такой примитивный метод не подойдёт, ученик настаивает, что на ОГЭ он решал именно так, в школьных задачах он срабатывал и поэтому он будет решать только так.

Что ж, ученик имеет право решать так, как считает для себя правильным.

Но это также значит блокировку и рассмотренных выше параметров (если не будет учиться равносильным преобразованиям), и экономической задачи (какой в ней в самом деле «крест-накрест»...).

Опять связываюсь с мамой и поясняю, что наша с ним текущая подготовка – это далеко не 85+ баллов. Я готов продолжать дальше заниматься, но гарантирую, что с такой работой и продвижением результат будет значительно ниже.

Так как ставка у меня довольно высокая и им нужны были строго 85+, мама всё же решила найти другого педагога.

Я ещё три недели проработал с учеником, пока родители искали другого специалиста. После этого наши занятия прекратились.

Другая история.

Сентябрь, одиннадцатиклассник, подготовка к профильной математике.

Цель расплывчатая – как можно больше баллов, но при этом хотят поступить в технический вуз.

Проводим диагностику, решая адаптированный под его текущие знания вариант ЕГЭ.

Вроде иногда что-то и получается, но, что называется, на тоненького.

Если сдавать именно профиль, то скорее всего будем просто бороться за первую часть.

Про многие задачи говорит, что вроде знает как решать, но просто забыл.

Не смог применить метод интервалов в простом неравенстве из двух множителей; в квадратном уравнении сделал ошибку, забыв формулу дискриминанта; в какой-то момент неправильно перемножил 5 на 7...

В тот момент я даже раздумывал, а на профиль ли нам вообще идти...

Описываю всё это его маме на созвоне. Та говорит, что всё равно нужно стартовать подготовку именно к профилю. Что может быть он на занятиях разгонится.

Хорошо, занимаемся.

Работа идёт туговато, несмотря на два занятия в неделю по полтора часа. Нет такого, что при слабых исходных знания, схватывает материал на лету. ДЗ выполняет через раз, ссылаясь на нагрузку в школе.

Правда, при этом занимается весьма дисциплинированно – ни одного занятия не пропустил.

За полтора месяца удалось еле-еле прорешать планиметрию и стереометрию из первой части и простую теорию вероятностей.

Созваниваюсь с родителями. Говорю, что продвижение слабое, что нет оснований надеяться на высокие баллы, что занятия не такие эффективные, как хотелось бы.

Они снова говорят: «Продолжайте заниматься, нас всё устраивает, ему нравятся занятия, возможно он ещё соберётся и сделает рывок вперёд».

Но по опыту уже понимаю, что никакого рывка не будет и мы просто ограничимся первой частью. Если повезёт, то может ещё захватим тригонометрию и пункт а) в последней задаче.

И тут где-то в ноябре происходит что-то странное.

Я как обычно перед очередным блоком сразу даю ему полный набор всех номерных задач из банка ФИПИ, рассчитывая, что мы их так же будет решать где-то 5-6 занятий.

А он их берёт и все решает...

Ок, может быть просто именно эта тема хорошо для него понятна.

Даю следующих список задач из банка – он и его решает. Правда, не полностью, мы тратим 1-2 занятия на разбор всех нюансов.

К моему удивлению, с таким темпом мы уже в середине января прошли всю первую часть...

Он уже мог переходить на параллельное решение первой части из вариантов, а мы переключились на Технический уровень и задачи «джентльменского набора».

Так как по ним у меня есть видео, то для крепких середняков это хорошее подспорье.

Экономическая задача – он просто смотрит мои видео материалы и решает задачи. Показываю некоторые нестандартные случаи из банка ФИПИ.

Тригонометрия – «на занятии я не сразу понял, но ещё потом посмотрел в интернете как они решаются и в итоге всё решил»

Логарифмические и показательные неравенства – сидим чуть дольше, т.к. нужно много деталей ему пояснить, особенно в методе рационализации.

В итоге остаётся четыре месяца, а ученик уверенно себя чувствует на Техническом уровне.

Говорю: «Сложные задачи будем пробовать?»

Он: «Конечно!»

За три недели удалось пройти всё параметры и параллельно стали закреплять их через варианты прошлых лет. Правда, остановились лишь на графическом методе, без аналитики.

Дальше – планиметрия. Читает Гордина и Зеленского. Получается разбирать по две базовых темы за занятие. Месяц уходит на планиметрию.

Стереометрия и последняя задача – всеми правдами и неправдами разбираем основные методы. На занятиях он схватывает на лету, что-то добирает сам по другим материалам, которые даю дополнительно.

По сути в конце мы уже вовсю работали на Высокобалльном уровне.

...В итоге ученик набрал 90 баллов.

Насколько я помню, в первой части сделал ошибку, недокрутил последнюю задачу и что-то в графике с параметрами спутал.

На постскриптуме я спросил у него и потом у его родителей, чтó это вообще такое было.

Почему в начале был такой слабый уровень и потом так всё плотно пошло?

Оказалось, что в августе-сентябре он серьёзно болел и весь октябрь отходил от болезни.

А потом, когда стало получше, он уже полноценно включился и стал показывать свой реальный уровень.

Почему они мне сразу об этом не сказали, я так и не понял...

Вот такие разные истории про неэффективность занятий.

Дальше отдельно поговорим про отказ от занятий по разным причинам со стороны преподавателя, тем самым подведя итог этой серии мини-статей.

Заодно подготовим трамплин к следующим более серьёзным методическим вопросам преподавания.