Планировала совершенно другую тему, как вдруг на глаза мне попалось вот это:
Это - афганский, так называемый, "военный ковер", который хранится в Москве, в Музее Востока.
Я копнула тему поглубже, и вот, что выяснила.
Ковроткачество - традиционный промысел для Афганистана.
Испокон веков женщины здесь занимались производством ковров, а мужчины - их реализацией. Ковры эти имели определенные национальные отличия, но, в принципе, ничем эксклюзивным не отличались.
И вот, после начала советского присутствия в стране, которое продолжалось с 1979 по 1989 год, древнее искусство получило новый импульс и направление - афганские мастерицы внезапно стали украшать свои изделия современным оружием, посвящать их текущей политической повестке, в целом, наконец-то выделились среди множества других производителей ковров, уныло веками плетущих свои цветочки, предложив миру нечто новое и необычное.
Сперва такие ковры были традиционно высокого качества, то есть изготавливались из шерсти, вручную, и с использованием натуральных красителей. И предназначались, как обычно, для внутреннего рынка. Ну и еще их покупали на память советские военные.
Изредка такие ковры попадали и в Европу (первый случай зафиксирован в 1988 году), и неизменно производили там фурор.
Но прорыва не было.
Прорыв образовался после подрыва башен - близнецов в США 11 сентября 2001 года и последующего прибытия в Афганистан американских войск.
После этого ковроткачество Афганистана обогатилось новыми сюжетами, современными видами оружия, и вышло на мировой рынок. И сейчас производство ковров, в том числе военных, одна из главных официальных статей афганского экспорта.
На европейские и американские рынки через каналы интернет - торговли хлынул мощный поток военных афганских ковров.
Количество, однако, сказалось на качестве. Теперь ковры ткали не только умельцы, но и вообще все подряд. Вместо шерсти и натуральных красок стала использоваться синтетика, а на смену уникальным сюжетам пошло бесконечное повторение наиболее популярных рисунков. А еще к производству таких афганских ковров присоседились производители Пакистана.
Некоторые ковры ткались с листовок, к примеру, и неграмотные ткачи даже дублировали название типографии.
Ковры эти пользуются, тем не менее, большим спросом на Западе, но, одновременно, вызывают беспокойство у западных покупателей. Беспокойство вызвано этической стороной дела. Афганистан - страна закрытая. Что там внутри происходит - не известно. И вот не знают западные покупатели - в каких условиях производятся все эти ковры?
Не задействован ли детский труд? Нет ли зверской эксплуатации женщин? Получают ли работники достойную оплату труда? Кормят ли их горячими обедами и предоставляют ли выходные, отпуска, и медицинскую страховку?
Без знания, что все на той стороне хорошо и правильно, ковры покупаются с моральными метаниями и чувством вины. Но отказаться от их покупки просто нет никаких сил...
Ведь уже есть коллекционеры, которые собирают именно такие ковры, отслеживают новые сюжеты, ведут охоту за диковинками...
Уже есть исследователи, которые защитили на изучении этих ковров не одну докторскую диссертацию...
В общем - проблема.
Ну а мы с вами ковры не покупаем, нам можно с чистой совестью просто посмотреть на их изображение. Честно говоря. вижу довольно корявые и неэстетичные предметы, которые не купила бы, даже если бы имела положительные ответы на все заданные выше вопросы. Но, как говорится, мне никто и не предлагал.
Листайте:
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!