Найти тему
МИРный воитель

Атака титанов: бессмысленно и беспощадно, или хадзимэально? Страх и ненависть в финале. Часть 1: Основные идеи и закрытие их концовкой

Оглавление

Вступление

Убивать, убивать и убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Это я вам как профессор говорю

Александр Дугин, главный идеолог фан-сообщества

Пусть хоть всех поубивают, лишь бы не было войны!

Не боян, а классика

Ещё в 2021 году выходящая с 2009 года манга под названием "進撃の巨人" подошла к своему нелогическому завершению, вызвав среди многочисленной армии поклонников Гул Интернетов и ряд вопросов из разряда "На хрена, а главное, зачем". Разъярённые фаны ожидали, что признавший неудовлетворительность финала автор всё поправит в аниме-адаптации, однако аниме-адаптация известна тем, что копирует оригинал чуть менее, чем полностью, и концовка не стала исключением. Поэтому в 2023 году финал аниме спровоцировал новый Гул Интернетов среди едва поверившей в светлое будущее неблагодарной публики. Ну и, поскольку с шумихой анонсированный проект к 15-летию манги оказался не сиквелом, не приквелом и даже не вбоквелом, а каким-то спецвыпуском какого-то журнала, в который войдут какие-то не вошедшие фрагменты ("Мне не плевать, мне положить" © Хадзимэ Исаяма), никакой новой важной информации о вселенной и рассказанной в ней истории мы уже, видимо, не получим. И тут на сцену выхожу я, ибо могу, и что вы мне сделаете?

На протяжении всей истории читателей/зрителей мучили различные важные вопросы, как то: ходят жители Стен в унитаз или в дырку, нравятся Леви бритые киски или волосатые (первое: в крупных районах внутреннего кольца явно присутствует канализация и даже есть душ, а значит, можно рассчитывать на унитазы, но вряд ли подобные блага цивилизации доступны основной массе населения, поэтому у них дырка; второе - учитывая педантичность, аккуратизм и большое уважение к уходу за собой, Леви наверняка больше по душе бритые или аккуратно подстриженные; ну как, удовлетворены? - да, я всерьёз над этими животрепещущими вопросами подумал, дабы выдвинуть свои версии). Но были и вопросы по мелочи, для самых, так сказать, дотошных: откуда есть пошли титаны, зачем они пошли есть, какие ужасные тайны персонажам в итоге откроются и что они со всеми этими откровениями пойдут есть. На большинство этих вопросов ответы в итоге были получены, и дело осталось за малым: довести пушистого зверька до логического завершения, не профукав полимеры.

Но оценка непосредственно финала невозможна без оценки тех смыслов, которые были вложены в сие титаническое произведение и должны были придти к своему раскрытию и закрытию - ибо без этого о логичности/нелогичности финала говорить не приходится. А "Атака титанов" - это у нас произведение многослойное, несущее сразу несколько идущих параллельно да где-то переплетающихся, где-то расплетающихся идей и смыслов, вдобавок к чему имеющее дуги конкретных персонажей, через которые также раскрываются идеи/смыслы, дополняющие основные или идущие параллельно. Хотел бы ограничиться одной статьёй, но ввиду объёмности вопросов, кои придётся разобрать, вынужден разделить на две (первая и так слишком уж объёмная выходит, эгесь). В первой разберёмся с основными идеями аниманги и тем, насколько логично/нелогично их закрыл финал, во второй - с арками конкретных персонажей и тем, несколько логично/нелогично были закрыты уже они.

Это, как логически следует из заголовка, часть первая.

Суть вещей

Он [censored]. Мир [censored]. Ты тоже [censored], потому что в твоей голове сижу [censored] я. Если хочешь спасать человечество, в первую очередь надо быть [censored]

Атакующий Титан Джонни Сильверхенд, Cyberpunk 2077

Этот дядя фигни не скажет. Он её сделает
Этот дядя фигни не скажет. Он её сделает

Как уже предисловлялось в предисловии, "Атака титанов" несёт в себе не одну идею и не один смысл, а до... нескольких.

Первая такая идея - ненависть. Вообще, пожалуй, краеугольный камень всего, ибо ненависть сам сюжет, как таковой, и запускает: не пришёл бы Эрен Йегер, обуянный ненавистью, в Разведкорпус, так всё б и не заверте..., равно как не было бы у Эрена поводов для его лютой ненависти, коли б лютую ненависть не испытывали другие люди - тоже отнюдь не без причины.

Ненавидит за двадцатерых
Ненавидит за двадцатерых

И когда Эрен знакомится с тысячелетней историей своего народа и его взаимоотношений с другими народами, открывает для себя причинно-следственные связи - то избавляется от ненависти, ведь ему этот мир абсолютно понятен понимает на множественных наглядных примерах, до чего ненависть доводит как отдельных людей, так и целые народы (да и мотивацию-трагедию людей, которых ранее ненавидел, понимает тоже). Понимает, сколь она бессмысленна и беспощадна, в какую страшную ловушку загоняет тех, кто оказывается в её власти, и как всё это нескончаемо циклирует, передаваясь от предков потомкам на протяжении непредельной бесконечности.

В "Атаке" многое перекликается с реальным миром - точнее, реальный мир и становится основным источником вдохновения ввиду отсутствия идей желания донести что-то этакое, высокое и тонкоматерчатое. У нас тоже полно народов, питающих друг к другу ненависть и находящихся во власти всяческих обид/претензий по отношению друг к другу, чья историческая вражда периодически переходит в войны и провоцирует только больше ненависти, так что вместо того, чтобы спокойно жить-поживать да строить лучшее будущее для потомков, частенько устраивают ребята акции набигания и обкидывания либо какашками, либо их более увесистым аналогом из более увесистых материалов. И у нашего мира, вполне возможно, однажды появится свой Эрен, готовый причинить заблудшим баранам гармонию и слияние с бесконечно вечным. Но у нашего мира такого Эрена пока нет, а у мира "Атаки" он есть. Эх, везёт же кому-то...

После всего, что узнал и понял Эрен, будто проживший в триллионах и триллионах миров, он ставит перед собой цель не видя препятствий: разорвать цикл ненависти. Вопрос лишь в том, насколько метод, коим наш герой-злодей решил воспользоваться, эффективен.

Для этого отправимся во вторую идею. А именно, как мир доземлился до Гула такого. Причина, казалось бы, проста и для всех участников конфликта по обе стороны оправдана: вот жили элдийцы, которые Силой Титанов кошмарили прочие народы сто триллионов миллиардов пару тысяч лет, за что прочие народы к элдийцам большой любви не питают, почитая за чертей адовых и боясь, как бы те опять не решили навести суету. Посему элдийцы, рассеянные по миру, и живут в атмосфере тотального притеснения, расплачиваясь за грехи прошлого. А Марли, тем временем, обличение дьявольских бесочертей не мешает использовать их силу в собственных завоевательных целях и давать элдийцам, кои в праведных войнах участвуют, статус почётных марлийцев (ибо терроризм оно, конеш, плохо, и оправданий не имеет такой род деятельности, но если террористов направить в нужное русло, то можно и богоугодный профит извлечь, так что они, может, и террористы, но не такие уж прям террористические; ну или там всякие диктаторы тож ребята отвратительные, принципиально с ними дел иметь нельзя, но если какой-то диктатор вдруг соглашается с нашими условиями и готов сотрудничать - то, может, он и диктатор, но не такой уж прям диктаторский).

В своё время титаны доставили народам мира порядочно проблем
В своё время титаны доставили народам мира порядочно проблем

Ответное негативное отношение элдийцев с Парадиза к внешнему миру тоже оправдано - ведь ныне живущих носителей титанской силы кошмарят за то, что делали их предки когда-то там, но к чему нынешние элдийцы никакого отношения не имеют.

Ненависть за поступки элдийцев в прошлом перекидывается на их потомков
Ненависть за поступки элдийцев в прошлом перекидывается на их потомков

И вот она, эта вторая идея: коллективная ответственность. Расплата за то, что происходило, когда тебя ещё в проекте не было, или за то, что вытворяет кто-то там где-то там, пока ты тут живёшь и как бы своими делами занят. Опять же, в нашем мире такое встречается сплошь и рядом: долгое время среди самых разных народов процветала традиция кровной мести (кто-то из 100500 родичей совершил преступление - отвечает весь род, включая потомков до 100500 колена), а кое-где процветает до сих пор; представители различных народов имеют к другим народам перечень претензий, основанных на истории 100-, 500- и 100500-летней давности, по умолчанию распространяя ответственность за те события на ныне живущих граждан; что там говорить, если даже люди просвещённые, толкавшие базу, что каждый человек отвечает только за себя и свои поступки, с началом одних известных событий быстренько о данной базе забыли и принялись клеймить всех граждан одной страны позором коллективной ответственности.

"Атака титанов" хорошо вскрывает эту проблему вины, навязанной за чьи-то чужие действия, да ещё и чёрт знает когда, которых никто из ныне живущих не застал. Собственно, один из персонажей даже с иронией замечает, что "глупо спорить о раздорах двухтысячелетней давности, которые мы не застали" - ни в качестве тиранов, ни в качестве жертв.

Эта тётя тоже фигни не скажет. Но сделает
Эта тётя тоже фигни не скажет. Но сделает

Человеческая психика склонна к ассоциативности и поиску виноватых, и потому даже в сопливом мальчишке, играющем в песочнице, можно увидеть образ народа, когда-то терроризировавшего наш народ/маньяка-убийцы, когда-то убившего нашу семью и изнасиловавшего нашу собаку/подлеца, который когда-то сделал нам подкоп под карьеру, подставил под статью или учинил ещё какую гадость. А всё потому, что этот мальчишка - сын/внук такого-то определённого человека или просто гражданин такой-то страны/представитель такого-то народа/такой-то социальной группы. База лишь в том, что этот мальчишка не имеет никакого отношения к нашим страданиям, помимо родственных связей с кем-то не тем, что само по себе с точки зрения здоровой логики не может являться преступлением. Но это ещё нужно суметь осознать, что под влиянием означенной ненависти может быть сделать непросто, ибо она застилает взор, оставляя одно желание - чтобы кто-то расплатился за то, что когда-то было... возможно, даже не с тобой. И это причина, по которой коллективная ненависть неизбежна. А вообще нам предки завещали друг друга ненавидеть, посему так тому и быть. Уж предки-то фигни не завещают.

Поэтому и выходит, что за угнетение когда-то в прошлом какого-то народа спрашивают с нынешних представителей народа-угнетателя, никогда никого не угнетавших, за угнетение когда-то в прошлом чёрных спрашивают с нынешних белых, никогда никого не угнетавших, за угнетение когда-то в прошлом женщин спрашивают с нынешних мужчин, никогда никого не угнетавших, и т.д. и т.п. Ненависть толкает видеть во всех представителях такой-то группы источник обиды себя любимого или вообще хрен пойми кого хрен пойми когда, к которому ты сам имеешь отношение лишь постольку принадлежности к такой-то группе, а не лично пережитых страданий. (Так-то позиция жертвы, если подумать, удобна - ведь жертве угнетения положена компенсация от угнетателя, вне зависимости от того, страдал ли конкретный "угнетённый" от конкретного "угнетателя", ну вы знаете, как это работает, благо сейчас в тренде). Ну и о просто ассоциациях не забываем, когда поведение представителя какой-то группы автоматически распространяется сознанием на всех её представителей. Как человек, который всех этих политических, феминистских, консольных, религиозных и прочих дебатов навидался в избытке (а было дело, по дурости сам принимал в них участие), могу сказать, что сие занятие почти всегда являет собою отборный треш, угар и безумие при отсутствии какой-либо пользы что обществу, что себе, зато плодит больше обиженных и преисполненных ненависти (до какого-то человека, коий вообще не при делах, докопались за то, что он русский/украинец/чеченец/чёрный/белый/гей/натурал/мужик/баба/элдиец/марлиец, он сперва непонимающе полупал глазами, потом понял, что причина докапываний - исключительно его национальность/ориентация/цвет/пол, бомбанул и сам пошёл карать виновных, измеряя степень их виновности таки тоже национальностью/ориентацией/цветом/полом). Люди сими соревнованиями специальной олимпиады занимались задолго до наступления эры этих ваших интернетов, и всегда были (остаются) удобным инструментом в руках тех, кто за счёт концентрации ненависти и недовольства толпы в нужном направлении мог добиться своих целей, развязав войну или массовые беспорядки, где ему это выгодно.

А ещё есть понятие коллективной гордости, когда безмерно гордишься поступками своих предков или каких-то незнакомых людей, принадлежащих к некой условной общности, в которую ты сам входишь. Хотя сам по себе ты при этом - бесполезен, ни на что не годен и доставляешь одни лишь проблемы. Зато можно ударить себя кулаком в грудь и гаркнуть: "А ты знаешь, какой славный подвиг совершил мой прапрапрапрапрапрапрапрапрапрапрадед в войне из-за ведра 1325 года?!" А ещё ни у кого, кроме нас, нету флота атомных ледоколов. Не то чтобы я их строил, не то чтобы я на них ледоколил и не то чтобы факт их существования как-то отражался на моей жизни и зарплате в 20к рублёв, но разве может гордость не распирать?! Частично апелляцию к коллективной гордости используют в своей пропаганде реставраторы Элдии, мол, мы принадлежим к великому народу, построившему великую цивилизацию, а нас вон как зачморили. Горжусь и негодую!

Что совершенно очевидно, нынешние элдийцы никаким местом не причастны к бытовавшему сто лет назад террору (как и возведению великой Элдийской империи), равно как среди других народов живёт валом тех, кто не имеет никакого отношения к пыткам элдийцев, обращению их в неразумных титанов с последующим выселением на Парадиз, и никаких вторжений никуда не готовит. Однако силой коллективной ненависти и коллективной ответственности все элдийцы с точки зрения обывателя из внешнего мира - бесочерти и чертобесы, абстрактное зло, тёмная тьма, в то время как народы внешнего мира с точки зрения обывателя-паради... парадижца?.. парадизца? парадизчанина? - тащемта тоже бесочерти и чертобесы, которые щас как навалятся своими ордами да сравняют любимый остров с уровнем моря. Хоть они и в глаза друг друга не видели, зная друг о друге лишь по слухам да страшилкам, но их вражда смертельна и непримирима. +1000 к жизе. И к иронии (жизненной) - тоже, ведь именно благодаря ненависти, страху и навязанной вине и происходит то, чего так боялись, за что так ненавидели и в чём винили.

Нельзя не отметить и третью идею - идею манипуляций историей, к коим разные люди также прибегают с целью настраивать общественное мнение в свою пользу. "История - это всегда политика", или как там говорится. Марлийские учебники намеренно сгущали краски, гиперболизируя преступления элдийцев для представления их в как можно более дьявольском свете (ну, тип, Сталин расстрелял не 800 тыщ, что явно маловато как-то, а 100 мильёнов, он действовал наверняка), в то время как элдийские подпольщики в своей пропаганде использовали идею о том, что историю террора марлийцы вообще выдумали, а на самом деле Имир и её последователи были благочестивыми благодетелями (Сталин никого и пальцем не трогал и вообще был настолько святым, что надо иконы с ним писать).

И ведь пишут, лол
И ведь пишут, лол

Но самое страшное сотворил со своим народом Карл Фриц, который попросту отнял у него память о прошлом. Отсутствие исторической памяти привело к тому, что элдийцы Парадиза, аки москвичи, были уверены, что вокруг жизни нет, на протяжении ста лет считали себя последними выжившими остатками человечества на планете, заполненной титанами, и сражались с теми насмерть, веря, что борются за выживание человечества, как вида. (При этом с какого-то перепугу ведя летоисчисление совсем не с того момента, как лишились памяти - ибо у них не первый век, а уже девятый. Есть мысли?) К чему привело полное отсутствие исторической памяти, сюжет наглядно продемонстрировал - элдийцы вместо смиренного принятия "расплаты за грехи" таки прорвались через титанов, узнали правду о внешнем мире и навели шороху. Так и удружил Карл Фриц миру, который пытался защитить.

Это не икона (на всякий случай)
Это не икона (на всякий случай)

Ибо история - важная часть человеческого опыта, которая должна быть пособием по избеганию и преодолению ошибок, но мы прекрасно знаем, что и в реальном мире она используется в целях пропаганды, формирования общественного мнения, стравливания народов. (А также знание истории не спасает от циклического наступания на одни и те же грабли, что иронично). Но худшее, что может случиться - это полное лишение исторической памяти, обнуляющее весь полученный опыт и оставляющее в неведении об элементарных вещах. Как у москвичей.

(Кстати, формулировка "но мы прекрасно знаем", которую я только что применил, тоже пропагандистская. Само построение фразы намекает, что следующее за ней утверждение настолько очевидно, что не подлежит сомнению и обсуждению. И после фразы "Но мы прекрасно знаем..." я могу сказать - "что земля круглая", "что земля плоская", "что гомосексуализм извращение", "что гомосексуализм норма", "что место бабы на кухне", "что мужики - примитивные животные во власти низменных инстинктов" и всё, что мне только в голову взбредёт. Такта. Но это просто к слову пришлось, интересное наблюдение).

Но вернёмся к нашему барану Эрену, коий покумекал и сказал - выход есть но он в окно. Как же наш гений собирается разорвать цикл ненависти и вражды? А устраивает он во имя этого дела геноцид всего живого за пределами Парадиза. Несмотря на всю чудовищность такого решения, оно кажется логичным и обоснованным с точки зрения обывателя-парадизжцчанина: если истребить всех, кто хотя бы в перспективе может нас ненавидеть и стремиться уничтожить, то родина будет в безопасности. Зачем нам мир, в котором не будет Парадиза? То-то.

Однако Эрен геноцид хоть и проводит, но не доводит до конца, оставляя где-то там 20% от населения Земли, после чего заявляет - я устал, я ухожу, и оставляет всё идти своим чередом.

И тут аниманговцы такие -

-10

Что толку от геноцида, если недогеноцидивать?! Очевидно же, что выжившие ещё больше озлобятся, ещё больше возненавидят клятых элдийцев и, собравшись с силами, однажды точно сотрут Парадиз с поверхности коры земной! И это решение принял человек, способный, аки Лев Толстой, при помощи каталки кататься по линии времени, видя кучу возможных вариантов развития событий!!! Спасибо, Эрен, большущее, уж теперь-то точно заживём!

И вроде бы возмущения оправданы, ибо Эрен действительно оставил проблему в подвешенном состоянии. И уж точно не справился с тем, чтобы "разорвать цикл ненависти". Скорее уж наоборот, дал той ненависти новый буст. Дегенерат, словом.

Но подумайте вот о чём - выжившим в наследство остались втоптанные в каменный век пустые земли.

-11

На то, чтобы заново их обжить, на то, чтобы восстановить популяцию и уж тем паче на то, чтобы восстановить что-то близкое к тому уровню цивилизации, которого удалось достичь до Гула Земли, уйдут десятилетия, если не столетия. Оправиться от последствий геноцида, устроенного Эреном, не легче, чем от последствий ядерного апокалипсиса или падения десятикилометрового метеорита. Элдийцы Парадиза, прежде безнадёжно отстававшие по уровню развития, внезапно получают преимущество. Пока основательно прорежённые Гулом народы будут оправляться, на Парадизе уже возникнет технологическая цивилизация с технологической армией, которая, вполне вероятно, выйдет за пределы острова (ибо пустых, незанятых территорий после геноцида - топчи не перетопчи, занять их ничто и никто уж не мешает).

Вона какие красавцы подрастают, пока в остальном мире собирают камушки
Вона какие красавцы подрастают, пока в остальном мире собирают камушки

Это я всё к чему - пока марлийцы и прочие народы поднимутся хотя бы на колени, элдийцы уже вполне могут основать могущественную империю, превосходящую своих потенциальных врагов по уровню развития. (Вот вам и сбудутся мечты реставраторов). Воевать с которой будет той ещё задачкой. Правда вот, война всё равно грядёт наверняка, ибо старая обида и жажда мести останутся даже несмотря на исчезновение Силы Титанов, так что спустя пятьдесят, сто, двести или ещё сколько-то лет элдийцам снова придётся побороться за своё существование, даже если условия для них будут более выигрышными. Да и сам эпилог показывает нам, что в итоге Парадиз сам был вбомблен в каменный век подобно тому, как ранее был в него втоптан внешний мир. Собственно, для противников концовки это служит главным аргументом тупости этой самой концовки - вот так, не довели дело до логического конца, получайте теперь!

На Парадиз летит то ли демократия, то ли стабильность - смотря что там у них к тому времени по повестке
На Парадиз летит то ли демократия, то ли стабильность - смотря что там у них к тому времени по повестке

Правда, если на секундочку остановиться и задуматься - а что мы вообще знаем о той войне, которая привела к гибели Парадиза? Сколько лет прошло с момента завершения основного сюжета? Кто воюющие стороны? Каковы причины конфликта? А вот этого... а вот этого-то мы и не знаем. Может, это спустя сто-пятьсот лет восстановившийся внешний мир, не забывший геноцида, таки объединился и сумел задавить элдийцев. Может, это сами элдийцы устроили какую-нибудь междоусобную войну (скажем, вышедшие за пределы Парадиза основали на материке своё государство, и у них конфликт интересов с островом наметился, как например у переселенцев на американский континент - с Британской империей). Может, это война ещё с какой-то образовавшейся в мире державой/сверхдержавой/смехдержавой, и причина её - не месть, а передел территорий, зон влияния, рынков, деревянного ведра. Ещё, может, они сражались за Катю или булочку (разумеется, ржаную - за батон белого хлеба воевать не комильфо).

Вот почему не за неё, а?
Вот почему не за неё, а?

Ибо вот вам четвёртая идея тайтла - человечество воюет. Воюет Марлийская империя, покоряя чужие территории, воюют за власть даже в пределах окружённых титанами Стен, хоть войнушка та и весьма условная (но таки со сторонами конфликта и жертвами).

"Война никогда не меняется", или как там говорится
"Война никогда не меняется", или как там говорится

Объединись страны внешнего мира и истреби всех элдийцев Парадиза - продолжились бы войны между этими странами. Заверши Эрен геноцид и истреби не 80, а 100% населения за пределами острова - элдийцы потом расселились бы по миру, основали разные государства, обросли бы культурными различиями между собой, поделились бы на самостоятельные народности и точно так же воевали бы. (Ещё и новую Титаническую войну устроили бы). Соперничество/конкуренция были, есть и будут, пока есть, что делить, а войны были, есть и будут, пока есть соперничество/конкуренция. Ещё в начале аниманги один персонаж подмечает, что мир - довольно жестокое место.

"Мир жесток, но прекрасен", или как там говорилось
"Мир жесток, но прекрасен", или как там говорилось

Благодаря разуму человек смог создать поистине устрашающие приспособления массового истребления себе подобных, но это не значит, что воюют только люди - соперничество/вражда/войны происходят и в животном мире, начиная от набигания муравьёв на чужие муравейники и заканчивая эпичными разборками шимпанзе. Территории, хавчик, самки, самцы, альфа-самцовость и альфа-самковость - тоже есть, за что сражаться.

Он уже прикидывает, на сколько частей тебя разорвать
Он уже прикидывает, на сколько частей тебя разорвать

Эрен не спас элдийцев от войны и в принципе спасти не мог (разве что просто самих их истребил бы под корень, ибо кого на свете не существует - тот не воюет и не страдает, у него вообще всё зашибись, Зику привет), и знал, что не спасёт. Его задачей было выиграть для своего народа время, дать ему укрепиться и развиться, максимально ослабив прочие, дабы у едва вылезших из средневековья элдийцев появилась фора. Безусловно, он мог бы и геноцид до конца довести, покончив хотя бы с гипотетической угрозой со стороны внешнего мира, и по крайней мере здорово уменьшив этим широким жестом необъятной души количество проблем для своего народа. Почему не стал? Это только моё предположение, но - может, по причине того, что не хотел губить видовое разнообразие. Истребление элдийцев как родного народа для него было недопустимым, но и уничтожать под корень остальные во имя выживания элдийцев он не хотел. Так-то выжили представители всех (по крайней мере, известных нам) народов, и в будущем они восстановят свою популяцию.

Несмотря на неизбежные войны, по прошествии сотен или тысяч лет месть за Гул Земли банально потеряет актуальность, как и страх перед носителями "дьявольской" силы, ибо той силы давно уж нет, так что конфликты между потомками элдийцев и потомками других народов понемногу выльются в иные русла и будут иметь под собой иные основания.

И так мы переходим к пятой идее - идее надежды. Нам, в реальном нашем мире, в "просвещённом" XXI веке, остаётся только надеяться на то, что однажды когда-нибудь прекратятся войны, будут найдены лекарства от всех болезней, исчезнут вредные предубеждения, а ещё мы сумеем стать космической цивилизацией и иметь пути отступления к тому моменту, когда наша планета станет непригодной для жизни. Что уж говорить о мире "Атаки", находящемся где-то на уровне начала XX-го.

И снова возвращаемся к животрепещущему вопросу - правильно ли поступил Эрен, способен ли его план хотя бы в долгосрочной перспективе разорвать цикл ненависти, дегенерат он или гений? На самом деле, не так давно я сам считал концовку слитой и не то чтобы БОМБИЛ, как это обязан делать ТРУЪ-ФОНАТЪ, но как минимум кекал с глупости происходящего. Однако, погоняв... мысли на досуге, пришёл к неожиданным для самого себя умозаключениям, которые и изложил тут. Ибо по итогам гоняния мыслёв внезапно увидел в действиях Эрена логику, и даже приблизился к выводу о том, что, возможно, его план таки был самым лучшим выходом из возможных. Внимание - лучший из возможных не означает суперски идеальный. Это не был план, который в корне решает проблему, и уж точно это не был план, который заставит всех взяться за ручки и блевать радугой (не говоря уж о радужных парадах), но это был план, который подарит всем (а не только одному) народам шансы на выживание и в некоторой перспективе сможет свести конфликт остального мира с элдийцами на нет - за сроком давности и исчезновением Силы Титанов. Так что Эрена можно назвать дегенеративным гением - навалил так навалил, оставил ближайшим поколениям тоже навал, коий разгребать и разгребать, но избавил мир от Силы Титанов как главного "дьявольского" маркера элдийцев с шансом для этих самых элдийцев после смены десятков поколений таки избавиться от клейма, агрившего на них прочие народы.

Итак, подведём итоги раскрытия/закрытия идей:

Идея первая: губительная сила ненависти. Раскрыта более чем во всей красе: запустила сюжет и привела его к развязке. По причине ненависти, с которой уже было не совладать дипломатией и голосом разума, и пришлось прибегнуть к такому чудовищному методу, как Гул Земли.

Идея вторая: абсурдность и вредоносность коллективной ответственности. Также раскрыта исчерпывающе: невинные люди страдают за чужие грехи, персонажи конфликтуют на почве обвинений друг друга в действиях далёких предков/третьих лиц, угнетение и ненависть на почве навязанной вины также становятся причиной, по которой цивилизация кончает Гулом Земли, карающим вместе с виноватыми и ухлярд невинных - практика коллективной ответственности сработала в обе стороны, соревнования специальной олимпиады завершились всеобщей победой.

Идея третья: манипуляции историей до добра не доводят. Тоже косвенная причина Гула Земли, ибо подтасовки исторических фактов в угоду кому-то стали хорошим инструментом преумножения ненависти и чувства несправедливости, толкавших к вражде народов. А лишение исторической памяти жителей Парадиза оказалось самой страшной ошибкой, имевшей непоправимые последствия.

Идея четвёртая: войны неизбежны в любом случае. Не воюя с элдийцами, страны внешнего мира воюют друг с другом, не воюя со странами внешнего мира, элдийцы воюют между собой (как минимум борются за власть, учиняя кровопролитие, и это при наличии ультимативного внешнего врага в лице титанов). Закономерно, что и после геноцида войны продолжатся, равно как в нашем мире они продолжились после Первой и Второй Мировой (а Первую, к слову, в своё время называли "войной, которая положит конец всем войнам", такта, и иронизировали потом над сим речевым оборотом). Чтобы войны таки прекратились раз и навсегда, надо человечество под корень истребить - вот тогда да, никаких войн, все живут счастливо... в смысле, насчёт "живут" есть нюанс, да. Ну или перевести людей на некий принципиально иной, высший уровень сознания, слив с бесконечно вечным - от чего мы пока бесконечно далеки.

Идея пятая: просто верить, этого вполне достаточно остаётся надежда на лучшее будущее. Как ни странно, но она вправду остаётся. По факту, кроме этой надежды, ничего больше и нет - ни у них там, ни у нас тут. Мы не знаем, каким будет мир через десять лет (не говоря про сто), смотря в будущее со страхом перед худшими сценариями и с надеждой на лучшие. Подвешенный финал не даёт чёткого ответа на вопрос, как же дальше сложится судьба мира, выцепляя лишь фрагменты при отсутствии контекста и целостной картины. Мы не можем с точностью предсказать будущее мира "Атаки" точно так же, как не можем с точностью предсказать будущее собственного. Всё, что у нас есть - робкая надежда на то, что однажды, может быть, усилия Эрена дадут плоды, и все те жизни, которые он принёс в жертву во имя своего плана, все смерти полюбившихся персонажей, все страдания и боль, через которые они прошли, окажутся не напрасны и сыграют свою роль - через пятьдесят лет или пять тысяч.

Аллегория надежды, типа
Аллегория надежды, типа

Теперь ответьте мне (или себе): что для вас есть идеальный финал? Мнения разные бытуют. Кто-то считает, что идеального финала не бывает в принципе. Кто-то считает, что идеальный финал - это где всё заканчивается хорошо для любимых персонажей. Кто-то считает, что в идеальном финале должно быть больше эпика и драйва, чем суммарно во всём остальном произведении. Кто-то считает, что идеальный финал - это когда автор дожимает идеи до конца без боязни задеть чувства читателей/зрителей/игроков. И коли браться производить оценку с последней позиции, то - закрывает логически концовка фигурирующие в сюжете идеи иль что? Если смотреть с определённого ракурса и думать в нужном направлении - в принципе, да. С другого ракурса и направления - уже ерундистика какая-то выходит. Может, в уникальной перспективе состоит секретная шестая идея - только Имир знает.

Почему народ так разнесло с финала "Атаки титанов"? Ответы тоже будут разные у разных людей, я же выскажу своё личное видение. Моё мнение заключается в том, что финал не поставил жирную точку, а вместо неё поставил троеточие - и именно эта недосказанность, неопределённость и стала главным фактором, спровоцировавшим гнев аниманговцев. Люди ждали эпичного финала, который сконцентрирует в себе все страсти, накопленные за время сюжета, и жахнет ими мегатонн на сто в титановом эквиваленте. И расставит все точки - жирные и чёткие.

А получили - позорную финальную битву (кстати, она действительно позорная, и ладно бы Эрен играл в поддавки, как оправдывают сие зрелище некоторые - но нет, он сам твёрдо и чётко сказал, что не знал её исхода, сталбыть, эта битва не спектаклем была, а самым что ни на есть настоящим серьёзным махачем, выглядящим при этом, как таки форменные поддавки).

А когда-то и один такой мог роту разведки уложить...
А когда-то и один такой мог роту разведки уложить...

Получили - хныкающего в луже недогероя-недозлодея.

-21

Получили - недогеноциденный геноцид. Получили - туманные и тревожные перспективы на будущее. Получили - сцену с масштабной войной на территории Парадиза, которая явно обернулась для острова не лучшим образом, судя по итоговым руинам. Получили - полное неведение того, что будет после с разрушенной цивилизацией на острове в целом и со всем этим миром в частности.

Вся концовка одной пикчей
Вся концовка одной пикчей

Могу ли я присоединиться ко всем этим толпам негодующих? Конечно могу! Но не стану. А не стану - потому, что получившаяся концовка просто по факту сильная. И сейчас ТРУЪ-ФОНАТЪ уже, выламывая клавиши, неистово стучит гневный коммент про то, как он и Исаяму, и мою мамку, и мамку Исаямы тоже, и что уж там, даже бабку, ибо АХАХАХАХАХАХА, как это недоразумение может быть "сильной концовкой", ты бредишь штоле!?!?!?!?!!!!! А вот давайте посмотрим. Исходя из того, что я понял, мониторя статьи и комменты ТРУЪ- и не совсем ТРУЪ-фонатов, идеальный финал с позиции усреднённого такого ТРУЪшника выглядит примерно следующим образом: ЭренЪ доделалЪ геноцидЪ на 100%Ъ, пытавшаяся остановить его команда предателей удобрила собою почву вместе с загеноциденными, ибо нефиг предавать и лезть, куда не просят, иноагенты проклятые (давайте честно - если бы финальная битва была финальной битвой здорового титана, то команда спасителей мира продержалась бы секунд тридцать по самым оптимистичным прогнозам), и вот остался только ПарадизЪ да сколько его там сот тыщ человек населяет. Понятный и логичный финалЪ, поучительный - не буди лихо, пока оно тихо, а коли разбудил - вот и получай. Жестокий и бескомпромиссный мрачнякЪ в духе всего повествования. И Эрен остаётся гигачадомЪ, а не чмошником каким-то в луже. ИбаЪ ваистенуЪ!

А теперь смотрим, что получилось на деле: гуд-энд или бэд-энд - Имир поймёшь, для гуд-энда как-то многовато народу погибло, для бэд-энда - многовато выжило, Эрен выглядит каким-то шизофазиком, который сам не знает, чего хочет, с тупым мертворождённым планом. (На самом деле, примерное объяснение у плана есть и свой вариант сего объяснения я уже дал, а объяснение поведению Эрена дам в следующей главе, но если воспринимать концовку на свежих эмоциях без глубокого анализа - выглядит примерно так). Вот оно - чувство тотальной несправедливости, неправильности происходящего, не говоря уж об упомянутых подвешенности с неопределённостью. Именно поэтому финал встретил столь бурную реакцию, именно поэтому грянул Гул Интернетов и по окончанию манги, и по окончанию аниме, именно поэтому обсуждения и дебаты на фанатских форумах продолжаются до сих пор (где-то, наверное). Я не могу залезть в голову к Исаяме и узнать, верны ли мои предположения о том, что и какими приёмами он хотел донести, или дядя таки реально вынес своё детище в окно, но могу с уверенностью утверждать одно - он гениален хотя бы в том, что сумел спровоцировать столь бурную реакцию со столь горячими обсуждениями. Концовка, которая логична и понятна с первого взгляда, над которой не надо думать и заворачивать в слои всевозможных теорий, никогда не вызвала бы такого ажиотажа. Люди бы покивали, согласились и забиыли. Но вот такое забыть непросто, такое жжение и такую боль, особенно если ты ФОНАТЪ ФОНАТОВЪ, который реально десять лет ждал и десять умножить на сто раз пересматривал вышедшее в ожидании невышедшего, просто так не залечить. Остаётся ругаться, бомбить, строить теории, в ярости их отметать, строить новые, потом послать Исаяму с его недофиналом в сторону горы Кху-Ям и идти писать собственный альтернативный финал - и вовлекать в сие дело окружающих.

Также не забываем, что "Атака титанов" - изначально сложное произведение, затрагивающее сложные и противоречивые темы (которые ещё нужно осмелиться затронуть, если так подумать). И вот у этого произведения, полного противоречивых тем - противоречивая концовка. Не хорошая и не плохая. Не дарующая простые и понятные разрешения всех образовавшихся в ходе истории конфликтов. Оставляющая полюбившихся и ставших нам практически родными обитателей этого вымышленного и одновременно очень близкого к реальному мира в напряжении и неведении. В котором мы сами пребываем относительно нашего собственного будущего.

Вот чем получившаяся концовка сильна, и вот чем гениален написавший её Исаяма. А главное, чувства ФОНАТОВЪ, по сути, повторяют чувства персонажей - оставшихся с точно такими же неопределённостью, опустошённостью, неправильностью и несправедливостью. Погружение 100%, почти иммёрсив-сим! (Луцаю привет).

От себя скажу, что, как титанолог, больше всего остался недоволен недостаточным раскрытием того вон существа-паразита, от которого Сила Титанов пошла есть.

Вот этого вот
Вот этого вот

Откуда оно взялось, такое уникальное и неповторимое, или есть ещё, движут им инстинкты или некий непостижимый разум, как оно позволяет целый параллельный мир, объединяющий в себе сознания заражённых, создать, почему появились Девять Титанов с уникальными способностями, почему появился бунтарь в лице Атакующего Титана, это всё по воле паразита произошло или не совсем, в какой степени преображению этой Силы и появлению этих Путей поспособствовала Имир, кто из них там большую роль играет - она или паразит? Простор для теорий - необъятный, а твёрдых и чётких ответов нет. Что тащемта в стиле автора.

Продолжение:

Подборка других статей по "Атаке":

Атака титанов | МИРный воитель | Дзен

Анализ сюжетов и концовок некоторых других произведений (местами с бомбежом таки, как ТРУЪ-ФОНАТАМИЪ завещано):

The Last of Us: Part II. Розовый гвоздь в крышку радужного гроба и другие проблемы игры
МИРный воитель14 ноября 2020

И ещё одного произведения на сложные противоречивые темы, поднять которые ещё нужно было осмелиться: