Я их называю малолетними дебилами
Дмитрий "Гоблин" Пучков про малолетних дебилов (и про тебя тоже)
Везде люди как люди, а у нас уд на блюде
Писатель, с которым я работал на вахте (про меня, видимо, тоже)
Та́ки-та́ки, планировалось, что эта часть станет второй и последней, но ввиду больших объёмов вынужден эту вторую поделить ещё на две, ибо что оно так выходит-то, что из меня мысли гениальные неостановимым потоком прут. Здесь разберём тему взаимоотношений персонажей, вызвавшихся остановить Гул Земли, и что я про них про всех с их взаимоотношениями да мотивацией думаю. В третьей и теперь уже точно, наверное, может быть, последней, перейдём к разбору вопросов, связанных с конкретными ключевыми персонажами истории.
С чего всё началось:
Отряд самоубийц: миссия навлёт
Очевидный вопрос, который возник у базированных аниманговцев на завершающем этапе повествования, связан с тем, а какого титана наши заshitники человечества из 104-го выпуска вообще взялись вставать на сторону внешнего мира, который кагбэ ненавидит и мечтает уничтожить элдийцев, пойдя при этом против родного острова, двора да недавних соратников? Какой стимул был объединяться с недавним врагом, принёсшим родине столько бед, отнявшим у ребят спокойную жизнь, близких и товарищей, чтобы защитить родину этого же врага? На хрена, а главное, зачем, эта лига выдающихся недоумков в составе четверых баранов и двух овец бросились восставать против Эрена? (Если посчитать с объявившимся на задворках Шадисом, то баранов даже пятеро). Они все что, deficiente?
На первый взгляд, претензии вполне обоснованы - даже у Микасы и Леви нет особого резона защищать свою историческую родину, ибо о самом её существовании они узнали недавно, но вся их жизнь связана с Парадизом, и здесь же они обрели важных близких людей. Это не говоря о непосредственно ребятах-элдийцах-парадизжцчанах, лишённых даже сомнительной мотивации защищать далёкую и незнакомую родину. На выходе они все - грязные куколды-предатели, закорешившиеся с недавними врагами, кои причинили их родине и им самим немало бед, да причём совершившие своё предательство не во имя какого-то профита, а просто так, по преколу. Вывод - они недостойны жить, они недостойны дышать, они недостойны находиться на территории любых Путей, даже если это эренская шиза.
Что ж, для ответа на вопрос о том, что могло побудить заshitников к защеканству, давайте вспомним два очень важных момента.
Момент раз - изначально ребята вступали в Разведкорпус для того, чтобы что? Думаем, думаем, думаем. Если мало, ещё думаем. Ну да, как же сразу не подумалось - ребята вступали в Разведкорпус для того, чтобы бороться с титанами и защищать от них человечество. Да, с тех пор, как они посвятили свои сердца этому делу, расклад поменялся более чем сильно: вскрылось, что титаны - это люди определённой народной принадлежности, к коей и защитники наши относятся, а весь мир считает их дьяволами и ненавидит. Но не забыт ужас падения Шиганшины, ужас операции по возвращению Стены Мария, ужас битвы за Трост, ужас 57-й экспедиции, ужас вторжения в Стену Роза. Люди, вошедшие в чиподейловскую команду, слишком хорошо знают, каково это, когда титаны обращают в руины города, пожирают и простых жителей, и обученных высококлассных бойцов.
И в разведку они шли для того, чтобы в меру своих сил бороться с подобными трагедиями. А с внешним миром случится трагедия и похуже - его просто втопчут в землю, у людей не будет никакого шанса уцелеть, никакой возможности остановить это истребление. Можно возразить, что ужас, с которым нашим героям пришлось столкнуться по жизни, как раз и произошёл по вине определённых людей из внешнего мира, но...
Момент дваз - дуралеи, вошедшие в геройскую команду, не так давно сами посещали внешний мир и пробыли там достаточно, чтобы увидеть жизнь местных. Подобно Райнеру со товарищи, которые шли на заселённый "дьяволами" Парадиз, а увидели таких же людей с такими же чувствами, проблемами и страхами, коренные парадизжцчане оказались в стане абстрактного врага, который обрёл конкретные лица - и эти лица тоже принадлежали не инфернальным чертобесодемонам, а homo obiknovenies, кои просто жили, занимались своими житейскими заботами и никого не трогали.
Райнер, несмотря ни на что, всё-таки принял решение продолжать операцию и губить всё новых людей, за что впоследствии себя ненавидел и едва не кончил Роскомнадзором. Если бы наши герои последовали его примеру и дали Эрену довести дело до конца - они так же не смогли бы простить себя за то, что позволили исчезнуть всему живому за пределами родного острова. Они встали на защиту внешнего мира не ради своих врагов и не ради тех, кто за ними стоял, а ради миллионов простых людей, которые должны быть растоптаны за чужие ошибки и грехи - подобно тому, как сами ребята страдали за ошибки и грехи далёкого прошлого, никак с ними самими не связанного, читаем предыдущую часть и её выводы.
В Разведкорпус изначально вступали мечтатели и идеалисты - те, кто стремился победить титанов и подарить человечеству целый мир за Стенами, те, кто просто жаждал увидеть и исследовать неизведанные земли. Такие люди создали Разведкорпус и сформировали его костяк. И наши герои к таким слабоумно-отважным идеалистам тоже частично относятся - они вступали в разведку ради того, чтобы защищать человечество. Раньше они думали, что население в пределах Стен - это и есть всё оставшееся человечество, но теперь данное понятие стало куда шире. Что будет делать настоящий, убеждённый разведчик, когда тысячи титанов топают топтать миллионы людей? Верно. Иронично, но деград-отряд как раз и исполняет изначальную миссию Разведкорпуса - миссию мечтателей-идеалистов, сражающихся за человечество против монстров. За всё человечество.
После всех событий 850-го года от ветеранского костяка Разведкорпуса, тех самых идеалистов-мечтателей-лыцарей, осталось буквально пара человек - большинство из тех, кто ещё был, перемолола битва за Шиганшину. А дальше пошли новобранцы, кои титанов в глаза не видели и коими двигали совсем другие мотивы и идеалы. Они же впоследствии влились в ряды йегеристов. Это уже не те убеждённые защитники человечества и исследователи - на смену чистым душой воинам старой закалки, которые боролись против чудовищ-нелюдей, пришли переполненные ненавистью к другим, чужим людям, революционеры - а также те, кто примкнул к этим обозлённым и фанатичным борцам со всем миром из страха перед репрессиями. У этих людей есть все основания для злобы и ненависти, у них есть своя правда, которую они защищают - но морально-этическая и мировоззренческая пропасть между ними и старым составом Корпуса Разведки очевидна. Когда Ханджи, одна из немногих доживших до Гула Земли ветеранов, набирается наглости говорить за мёртвых и утверждать, что павшие товарищи не поддержали бы геноцид - она, вполне вероятно, не только приписывает им свои мысли для собственного успокоения, но и верно видит суть вещей своим единственным глазом. Есть все основания полагать, что тем, прежним разведчикам, которые клялись спасти род людской от истребления, была бы глубоко противна мысль о том, чтобы обеспечить выживание сравнительно малого сообщества ценой всего живого за пределами этого сообщества.
А кем у нас представлена чиподейловская команда? Правильно. Во-первых, она представлена двумя офицерами старой закалки, теми самыми идеалистами-мечтателями-спасителями.
Во-вторых, четверыми выпускниками 104-го, которые присоединились к Разведкорпусу не тогда, когда это стало стильно-модно-молодёжно, а когда в разведчиков ещё плевались, бранили бестолковыми самоубийцами, понапрасну проедающими налоги. В отличие от Флока и других юнцов, влившихся в ряды Легиона ради славы и почёта, эти ребята вступали в него потому, что столкнулись с титанами лицом к лицу, поняли, какую угрозу для человечества те представляют, и буквально заставили себя выбрать не более безопасное подразделение, а именно разведку, где шансы погибнуть наиболее высоки, а вероятность того, что твоя смерть принесёт какие-то результаты и кому-то пойдёт на пользу - ничтожно мала. Короче говоря - они шли в Разведкорпус, руководствуясь теми же мотивами и борясь с теми же страхами, что те самые ветераны старой закалки. Поэтому для них является недопустимой мысль об уничтожении внешнего мира, и они готовы встать на его защиту, даже если придётся замарать руки в крови своих. Поэтому же прибывает на помощь и жертвует собой ради этой предательской миссии Шадис - такой же бывший разведчик старой закалки.
Моральный выбор, с которым сталкиваются как йегеристы, так и предатели-спасатели - на самом деле, весьма сложен, и это очень мягко говоря. С одной стороны - жизнь твоего, родного, народа, в обмен на жизнь всех прочих. С другой - уничтожать все народы мира, за исключением одного-единственного, это как-то слишком, но тогда под вопросом окажется существование твоего одного-единственного. Будет ли правильно встать на сторону своего народа и обеспечить его выживание, пусть и такой страшной ценой? Да. Будет ли правильно спасти от уничтожения десятки миллионов людей самых разных национальностей и культур? Тоже да. Будет ли чудовищно и непростительно уничтожать все остальные народы во имя спасения собственного? Да. Будет ли чудовищно и непростительно идти против своего народа, спасая другие народы, дабы они же после этого с твоим народом и расправились? Тоже да. Все эти люди оказались в ситуации, когда любой выбор является правильным, но вместе с тем - чудовищным и непростительным. И они его сделали, исходя из своих задатков и убеждений. Ни йегеристы, ни предатели - не злодеи и не чудовища, но и йегеристы, и предатели - злодеи и чудовища, таков вот парадокс. И оставались бы теми же не злодеями, но злодеями, если бы поменялись ролями. Так, я щас этими формулировками уничтожу пространственно-временной континуум и сам стану злодеем-чудовищем.
Постараюсь сказать попроще: умом члены деград-отряда прекрасно понимают, что, как жители Парадиза, они должны принять сторону Эрена и позволить ему свершить задуманное, но сердцем не могут пойти против своих убеждений, соответствующих моральному облику настоящего, первозданного разведчика.
И последний вопросик касаемо деград-отряда - так они, всё-таки, предатели? Твёрдо и чётко - да. Они пошли против интересов и, потенциально, самого существования своей родины, своей нации. Они устроили бойню, в которой положили несколько десятков защитников своей родины. И сделали это заодно с врагами, на совести которых - более чем пара сотен тысяч жертв, опять же, их народа, включая родных и друзей.
Другое дело - всегда ли предательство является однозначным злом, или предатель тоже может действовать из своих моральных убеждений, имея своё представление о том, что правильно. Вот, скажем, участники немецкого антинацистского сопротивления - они ведь тоже, вне всякого сомнения, предатели, выступившие против своей страны во время войны, да и своих убивавшие. А должны ж были со своей родиной оставаться - неважно, что эта родина где-то там геноцид ведёт, уничтожая и порабощая другие народы - в ваших же интересах ведёт, чтоб жизненное пространство освободить и сделать Великую Германию великой снова. А они такие, понимашь, по совести там какой-то решили поступить, хотя должны были понимать, что для страны и народа поражение не лучшие последствия будет иметь.
Ну вот и скажите после этого, что немцы-антинацисты - не гады ползучие, которые недостойны жить, дышать и находиться на территории любой страны. Да?
Мир, дружба, мыстобойодинаковость
С мотивацией деград-отряда вроде разобрались, как и зафиксировали их статус предателей. А теперь давайте разберёмся с темой всепрощения, замирения и дружения.
Когда deficiente-спасюны принимают решение остановить Гул, они объединяются со своими недавними смертельными врагами - марлийскими Воинами и марлийским высокопоставленным офицером. Марлийский корабль с ним, с офицером, да и с Габи тоже ружьё, ей скидка по акции "мне можно, я ребёнок", а вот на Воинах хотелось бы задержаться.
Райнер и Энни несут прямую ответственность за всё то, что пришлось пережить нашим героям: из-за падения Шиганшины Микаса потеряла приёмных родителей, Армин - дедушку, а оба - свой дом, битва за Трост лишила Жана лучшего друга, а также мотивировала его и Конни вместо военной полиции вступить в Разведкорпус, окунувшись в кошмар борьбы с титанами, Леви потерял свой отряд во время 57-й экспедиции, а также лучшего друга в битве за Шиганшину. Кроме того, эти же Райнер с Энни запустили цепочку событий, предопределившую падение Эрена и запуск им Гула Земли. То, что понаделали Воины, лишило наших героев родных, близких, друзей и спокойной жизни. На их совести - более двух сотен тысяч жертв, а если учесть, что их действия косвенно поспособствовали Гулу Земли - то и миллионы его жертв тоже.
Да, они сожалеют о том, что сделали. Им стыдно, больно, их мучает вина. Райнер так вообще ненавидит и презирает себя, будучи уже фактически мёртвым внутри человеком, от которого остались только сожаления обо всём содеянном.
Можно ли сказать, что раскаяние искупает их вину и делает возможным не просто временное вынужденное сотрудничество с командой коренных парадизжцчан, но и последующую дружбу?
Исаяма грит - "Вижу цель, не вижу препятствий" (вообще это должен говорить Эрен, но, видать, автор с себя писал). Не-не, он даже пытается обосновать сближение и взаимопонимание заклятых врагов - во-первых, выпускники 104-го участвовали в атаке на Либерио, убив своим налётом столько-то народу, во-вторых, убивали недавних своих союзников в порту. И после боя в порту Жан с Конни говорят, типа, мы теперь такие же, как и ты, Райнер, мы понимаем, что ты чувствуешь, ведь мы тоже совершили нечто непоправимое... И все такие - да-да-да.
Не верю! Станиславский не даст соврать - это Имир знает что выходит.
Ну подумайте сами: Райнер и Энни заваливаются в чужой дом, устраивают там шухер, приводящий к геноциду значительной части населения.
В ответ ребята из 104-го проводят одну-единственную атаку в стане врага, коя приводит к сотням жертв или около того, тоже Имир знает, что там по цифрам. Но идёт ли это хоть в какое-то сравнение с масштабом того ущерба, который был причинён Парадизу из-за наводнения Стен титанами? Ой как вряд ли.
Не говоря о том, что налёт на Либерио непосредственно Райнеру и Энни вреда немного нанёс: близких они из-за него не потеряли, а жизнь их уже и так была основательно испорчена, причём собственными же действиями.
Конечно, деградотрядовцы ещё скормили друга Райнера и Энни Армину. И это наибольшая потеря, которую понесли Воины по вине сточетвёртовцев.
А уж бой в порту, где деград-отряд убивал своих же заради того, чтобы родину и родных этих самых Райнера с Энни защитить...
После этого просто так щёлкать пальцами и говорить: "Ну кароч мы одинаковые, у нас у всех руки в крови, поэтому дай пять, бро"?..
НЕ. ВЕ. РЮ.
Исаяма, ну это титанство какое-то, в конце концов! Ты вот это серьёзно вообще? Это ж вроде не пародия какая на тему "Вы знаете Руса" или около того, а смертельно серьёзное творчество для смертельно серьёзных зрителей.
И тут тебе говорят: слышь, нацистская Германия и Советский Союз - они одинаковые. Ну, понимаешь, там, немецкая авиация и артиллерия бомбили города, ну вот, а советская авиация и артиллерия, они, как бы, ну, тоже бомбили города, понимаешь. Не-не-не, ты не смотри, что одни вели целенаправленный геноцид коренного населения, очищая для себя жизненное пространство, а другие, как могли, защищались, стараясь при этом свести потери гражданского населения в стране захватчика к минимуму. У них у всех - руки в крови, они одинаковые, понимаешь? Всё, дружба-любовь должны быть между немецкими нацистами и советскими коммунистами. Иба ваистену.
Ну да, Исаяма сказал не совсем это, но суть вы, думаю, уловили.
Бесспорно, ребята могут поставить себя на место Райнера и понять, что он испытывал, совершая предательство всецело доверявших ему людей. Но это никак не может ни уравнять их, ни сделать товарищами. Деград-отряд может примириться с существованием Райнера и Энни, они даже могут работать вместе во имя общей цели. Но сдружиться, весело махать лапками Энни и непринуждённо болтать, участвуя в совместной делегации на Парадиз?
У вас чувство собственного достоинства есть, в конце концов? Вы серьёзно поверили, что после боя против своих же (!) за родину ваших врагов (!!) стали такими же, как ваши враги, проредившие население вашего острова на пару-тройку сотен тыщ человек (!!!)?
Один Леви красавчик: просто сделал дело, но лыбы строить никому не стал и ни с кем сдруживаться тоже. Даже более того - его взгляд, обращённый на Энни, когда все ей лапками машут, намекает, что свой размазанный по древесным стволам отряд он не забыл, и при прочих равных... Ставим лайк Леви (и мне), диз остальным долдонам.
Долдоны же остальные вместе со ставшими любимыми друзьями смертельными врагами плывут на Парадиз, чтобы вести мирные переговоры. Какие, к паразиту титаньему, переговоры??? Из разрушенного внешнего мира, ненавидящего "дьяволов Парадиза" пуще прежнего, на милитаризировавшийся остров, ненавидящий внешний мир и вставших на его сторону предателей? И их ещё на месте по прибытию не расстреляли и не взорвали? На весь остров с обозлённым населением не нашлось парочки, а скорее даже больше, радикалов, которые помогли бы делегатам-предателям присоединиться к погибшим товарищам?
Я понимаю, что хотел сказать Исаяма. Круговорот насилия и ненависти ни к чему хорошему не приведёт, мы не должны вариться в обидах и портить жизнь будущим поколениям бессмысленной враждой, ну и все прочие дела. И мостиком для прекращения всех этих вражды и ненависти должны выступать люди, сумевшие вражду и ненависть преодолеть. Проблема в том, что сказано это было невероятно наивно и на отвали - особенно для такого серьёзного, жестокого и реалистичного произведения, как "Атака титанов". Я даже в хэппи-энд "Райи и последнего дракона" верю больше, чем вот в это вот.
Другие работы по вселенной АТ:
Разборы сомнительных финалов и сомнительной морали: