История русской одежды знати глубоко вплетена в культурные, социальные и даже политические реалии того времени. Несмотря на некоторые сходства в фасонах между одеждой представителей высших и низших слоёв общества, главное отличие заключалось в материале, отделке и символике, заложенной в каждом элементе костюма. Одежда была не просто защитой от погодных условий, но и важным знаком социальной иерархии, богатства и принадлежности к определённой социальной группе. Она имела свои особенности в зависимости от сезона, мероприятия и даже статуса её обладателя.
Основные элементы одежды русской знати
Базовым элементом костюма, как у знати, так и у простых людей, была рубаха. Это была длинная свободная одежда, которая надевалась на тело и часто доходила до колен или даже ниже. Разница между знатными и простыми рубахами проявлялась, прежде всего, в материалах: богатые люди носили рубахи из тонкого шелка, атласа, камки (драгоценная бумажная ткань) или дорогого холста. Примечательно, что по традиции особенно ценились рубахи красного цвета, так как красный цвет в русской культуре символизировал красоту, власть и богатство.
Отделка и вышивка рубах
У нарядных рубах была богатая отделка — края и грудь часто украшались золотыми нитями или шёлковыми вышивками, создавая красивые узоры, подчеркивающие статус их владельца. Особое внимание уделялось воротнику, который назывался «ожерелье». Этот воротник украшался и пристегивался серебряными или золотыми пуговицами. Плотность и изысканность узоров прямо указывали на уровень достатка хозяина рубахи.
Что касается простых людей, их рубахи, как правило, шились из льна или грубой холщовой ткани. Пуговицы, если они вообще присутствовали, делались из меди или заменялись более простыми элементами, такими как запонки с петлями. Тем не менее, несмотря на более скромные материалы, даже в одежде крестьян присутствовала эстетическая составляющая, отражающая народные традиции.
Нижняя одежда: порты и штаны
Под рубахой или вместе с ней носили порты — разновидность штанов, которые, как и рубаха, отличались по материалам и качеству пошива в зависимости от достатка человека. Порты могли быть изготовлены из шёлка, сукна, тафты или более простых тканей, таких как грубая шерсть или холст. Этот элемент одежды был важен не только с точки зрения удобства, но и как часть костюма, свидетельствующая о культурных традициях и социальной принадлежности. Штаны часто дополнялись карманами, называемыми «зепь», которые были незаменимыми в повседневной жизни.
Зипун: важный элемент мужского гардероба
Поверх рубахи и штанов надевался зипун — это узкий безрукавный кафтан, доходивший до колен, который считался одной из самых распространённых деталей домашней одежды. Знатные люди носили зипуны, сшитые из шёлка, атласа или тафты, а также из более плотных тканей, таких как крашенина. Отличительной чертой зипуна был маленький узкий воротник, который назывался «обни́зь». Зипун был облегающей одеждой и плотно прилегал к телу, подчёркивая фигуру, и при этом оставался достаточно удобным для ношения в повседневной жизни.
Для более праздничных мероприятий на зипун надевались кафтаны и другие разновидности верхней одежды.
Кафтан: многообразие фасонов и украшений
Самой популярной верхней одеждой, как среди знати, так и среди простолюдинов, был кафтан. Кафтан — это длинное одеяние, закрывающее тело от шеи до пят. Его рукава были широкими, часто собирались в складки и даже могли заменять перчатки, особенно зимой, когда такие длинные рукава использовались как муфты для согрева рук. Воротник у некоторых кафтана был стоячим и украшался жемчужным ожерельем, что добавляло костюму особого шарма.
Для создания кафтана использовались самые разные ткани: бархат, атлас, камка, тафта, а также бухарская бумажная ткань — мухояр. Края рукавов и подол часто украшались золотым или серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. В нарядных вариантах одежды встречались даже кружевные нашивки, которые дополняли общий роскошный вид. Кафтаны были разных видов и предназначений: столовые (для приёмов пищи), ездовые (для поездок), дождевые (для непогоды) и траурные — "смирные", которые надевались в дни скорби.
Турские и становые кафтаны
Существовали и разные покрои кафтана. Турский кафтан отличался отсутствием воротника и застёжками только на левом боку и шее, что делало его необычным и своеобразным. Становой кафтан, напротив, имел перехват на талии и застёжки на пуговицах, что придавало одежде более строгий и симметричный вид.
Зимой на кафтаны надевали дополнительные меховые изделия, такие как кожухи, которые подбивались мягким мехом соболя, куницы, белки или зайца. У богатых людей мех был значительно более дорогим — использовались горностаи, бобры или черно-бурые лисицы. Кожухи могли быть украшены вышивками, серебряными или золотыми нитями, жемчугом.
Ферязь и другие виды верхней одежды
Ещё одной важной деталью верхней одежды был ферязь. Это был длинный кафтан без воротника, застегивающийся спереди на пуговицы или завязки. Ферязь шили как для лета — из лёгких тканей, так и для зимы — из меха, делая его на подкладке для тепла. Подобные ферязи носились не только мужчинами, но и женщинами, создавая унифицированный стиль, популярный среди знати. Зимой также носили безрукавные ферязи, которые служили дополнительным слоем под кафтаны для лучшей защиты от холода.
Кроме ферязи, существовали и другие виды верхней одежды, такие как однорядка и охабень. Однорядка — это широкое одеяние без воротника, часто с длинными рукавами, которое носили в холодное время года. Эта одежда была популярна как среди мужчин, так и среди женщин. Охабень, в свою очередь, имел отложной воротник, длинные рукава, которые откидывались назад, и прорези для рук. Нарядные охабни шились из дорогих тканей, таких как бархат и парча, и украшались пуговицами, вышивками и нашивками.
Охабень и опашень: символы статуса
Другой вид одежды — опашень — имел несколько иной крой: его передняя часть была короче задней, а рукава постепенно сужались к запястьям. Опашни украшались серебряными или золотыми нашивками, пуговицами, кистями и кружевом. Опашни носили как мужчины, так и женщины, причём женщины надевали его поверх своих рубах или сарафанов.
Женщины носили ещё одну разновидность верхней одежды — летник. Летники шились из лёгких тканей, таких как атлас или камка, и украшались вышивками и жемчугом. Воротник летника, как и у мужских костюмов, мог украшаться жемчугом или золотым шитьём. Летники подчеркивали статус женщины и использовались в повседневной жизни, а также на торжественных мероприятиях.
Одежда для выходов и путешествий
Для путешествий и выхода из дома существовала специальная одежда. Например, епанча (или япанча) была безрукавным плащом, который носился в непогоду. Епанчи шились как из грубого сукна, так и из дорогих тканей, и иногда подбивались мехом. Дорожная епанча была более функциональной, чем её нарядный вариант.
Шубы и их значение
Самой нарядной и статусной одеждой считалась шуба. Шубы носили не только для защиты от холода, но и как элемент нарядного костюма. Даже в доме, при встрече гостей, было принято сидеть в шубах, демонстрируя своё благосостояние. Шубы покрывались дорогими тканями — бархатом, атласом, обьярью, тафтой и украшались жемчугом и драгоценными камнями. Особо ценные шубы делали на собольем или горностаевом меху, что было признаком высшего достатка.
Обувь: сапоги, башмаки и ичетыги
Не менее важным элементом русского костюма была обувь. В простых слоях общества носили лапти из бересты или лыка, а также башмаки, плетённые из лозы. В более зажиточных семьях предпочитали сапоги и ичетыги (мягкие сапоги из сафьяна). Башмаки и сапоги для знати делались из дорогих тканей, таких как бархат или атлас, часто украшались вышивкой и жемчугом. Высокие каблуки сапог подбивались серебряными гвоздями, а подошвы украшались металлическими подковками.
Головные уборы и украшения
Головные уборы играли ключевую роль в русском костюме. Наиболее распространённым головным убором была тафья — маленькая шапочка, которую носили как мужчины, так и женщины. Для знати эта шапочка украшалась драгоценными камнями, золотыми нитями и жемчугом. Кроме тафьи, носили также колпаки и горлатные шапки. Горлатные шапки могли себе позволить носить только представители высшей знати, такие как бояре. Шапки украшались мехами — соболем, черно-бурой лисицей или бобром, а также серебряными пуговицами и нашивками.
Женские украшения и аксессуары
Женщины дополняли свои наряды множеством украшений: серьги, браслеты, кольца, монисто из драгоценных камней и жемчуга. Девушки носили на головах венцы, украшенные жемчугом, а замужние женщины — кики и убрусы. Этот головной убор был символом их статуса и прикрывал волосы, что соответствовало традициям того времени.
Заключение
Таким образом, русская одежда знати XVI—XVII веков являлась не просто защитой от холода или повседневным элементом обихода, а сложной системой символов, подчеркивающей статус, богатство и социальное положение. От роскошных материалов до тонких украшений, каждый элемент одежды был тщательно продуман и выполнял как практическую, так и эстетическую функцию.