Мемы показывают, как мозг адаптируется к социальной информации и сложным идеям
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
- Мемы активируют мозговые цепи подражания, сопереживания и эмоционального реагирования.
- Эмоциональные выражения в мемах делают их более доступными для распространения и восприятия.
- Мемы передают невербальные социальные сигналы, которые часто отсутствуют в текстовом общении.
- Наше взаимодействие с мемами дает ценные сведения о социальном и культурном понимании.
Мозг биологически настроен на мемы
Мемы — это не только развлечение. Они задействуют те части мозга, которые развиваются, чтобы помогать нам учиться у других, развивать навыки и адаптироваться к социальной среде. Мы не ограничиваемся мемами, связанными со скандалами, а сосредоточиваемся на основных единицах культурной информации, которые формируют наше представление о мире и людях в целом.
Некоторые мемы смешные, другие служат пропагандой, а третьи содержат самородки истины. Обращая внимание на то, как мы реагируем на них, можно лучше узнать о собственных когнитивных и эмоциональных процессах. Как и шутки, мемы предлагают способ безопасного изучения сложных идей, позволяя нам выражать эмоции, убеждения и даже культурные противоречия, не переходя на личности.
Эгоистичный мем
Ричард Докинз ввел термин «мем» в 1970-х годах, чтобы описать культурную единицу информации, которая воспроизводится и эволюционирует, подобно генам в биологии. Он использовал это понятие, чтобы объяснить, как идеи и поведение могут передаваться между поколениями и внутри них (зачастую очень быстро), не опираясь на биологическое наследование.
Докинз предположил, что мемы, как и гены, развиваются посредством трех процессов: репликации, вариации и отбора. В этой модели процветают те мемы, которые лучше всего подходят к культурной среде, подобно тому, как успешные гены распространяются через репродукцию.
Нейронаука подражания и обмена опытом
Психолог Сьюзан Блэкмор расширила концепцию мемов, утверждая, что они играют важнейшую роль в выживании и адаптации человека, позволяя нам быстро делиться и воспроизводить полезные модели поведения и идеи. Те, кто мог эффективно подражать и перенимать полезные навыки, получали преимущество в выживании. Для ранних людей это означало освоение таких навыков, как поиск пищи или адаптация к социальной динамике своей группы.
Психолог Адам Макнамара на основе исследований в области нейровизуализации показал, что подражание играет центральную роль в распространении мемов, поскольку наш мозг от природы приспособлен для этого. У каждого из нас есть зеркальные нейроны - специализированные клетки мозга, которые призваны помогать нам подражать действиям и поведению других людей. Эта способность к подражанию, будь то изучение языка или принятие культурных тенденций, является ключом к передаче мемов.
Мемы часто вызывают глубокие эмоциональные и инстинктивные реакции, поэтому мы с большей вероятностью будем делиться ими, не особо задумываясь. Вирусные мемы вызывают сильные эмоции, такие как юмор, возмущение или радость. Те же когнитивные системы, которые помогали ранним людям распознавать угрозы, формировать социальные связи и изучать стратегии выживания, теперь влияют на то, чем мы делимся в Интернете.
Недавние исследования с использованием машинного обучения для анализа содержания мемов показали, что определенные характеристики делают некоторые мемы гораздо более вирусными, чем другие. В самых вирусных мемах, как правило, фигурирует конкретный персонаж, демонстрирующий четкую мимику, эмоции и позу тела. Другими словами, наиболее популярными мемами являются те, которые передают информацию, которая обычно передается с помощью невербальной коммуникации.
Текст сам по себе не может передать все тонкие невербальные сигналы, к которым мы обычно имеем доступ в физическом мире, но, возможно, именно мемы помогают передать социальную и эмоциональную составляющую, которая обычно недоступна при общении исключительно с помощью текста.
Именно поэтому мы особенно восприимчивы к определенным типам мемов. Они не поддаются рациональному анализу и напрямую воздействуют на эмоциональные и инстинктивные участки мозга. Вирусные мемы по сути «взламывают» наши эмоциональные системы, минуя более медленные и осознанные формы обработки информации.
Сложность мемов и онлайн жаргона
Исследование в области компьютерных наук с использованием набора данных из 2 миллионов мемов на основе изображений показало, что по мере размножения и эволюции мемы часто становятся все более сложными. В нишевых онлайн-сообществах мемы могут казаться абсолютно непонятными для посторонних, они изобилуют отсылками, специфическими шутками и тонкими аллюзиями. Отсылки к предыдущим мемам и специфическая для субкультуры информация могут заслонять более широкий смысл, делая эти мемы сложными для понимания посторонних.
Концепция симулякра французского философа Жана Бодрийяра помогает объяснить этот процесс. Согласно модели Бодрийяра, самые простые символы изначально отражают базовую реальность. Например, фотография собаки породы сиба-ину изначально является просто фотографией собаки, и большинство людей легко узнают объект изображения.
Со временем значения меняются с появлением новых репродукций. По мере добавления слоев смысла и искажений символ может настолько оторваться от исходного объекта, что без специальных культурных знаний человек может не распознать никакой связи между символом и тем, что он первоначально должен был изображать (Бодрийяр назвал это гиперреальностью).
Повышение уровня сложности с течением времени в разных культурах очень похоже на то, как развиваются искусство и язык. Художественные направления часто основываются на предыдущих стилях, добавляя слои смысла и отсылки к символам в других работах, что требует глубокого и специфического понимания истории культуры, чтобы полностью оценить их. То, что начинается как простое изображение или фраза, может быстро превратиться в сложное послание, передающее эмоции и идеи, наполненное культурным значением, которое поймут только некоторые люди.
Мемы имеют смысл
Мемы помогают нам понять путь между культурной информацией и теми частями мозга, которые эволюционировали для ее обработки. Они затрагивают наши неврологические системы подражания, предсказания, сопереживания и эмоционального реагирования, а также показывают, как люди обрабатывают и реагируют на культурную информацию.
Эффективный мем запускает глубокие когнитивные и эмоциональные процессы, корни которых лежат в нашей эволюционной потребности адаптироваться к социальным сигналам. Вирусный мем может быть универсальным, это образ, который могут разделять и понимать люди, принадлежащие к разным культурам и языкам. Хотя не каждый мем имеет глубокий смысл, наше взаимодействие с ними дает полезные знания о человеческой психологии, особенно по мере того, как цифровые медиа становятся центральным способом коммуникации и культурного обмена.
Мемы также могут сигнализировать о том, что мы (или другие люди) слишком глубоко погружаемся в какую-то одну субкультуру. Если контент, которым вы делитесь, начинает напоминать гиперреальность, оторванную от более широкого социального понимания, это может указывать на то, что вы подстраиваетесь под определенную подгруппу в ущерб участию в более широком социальном пространстве. Если большая часть вашего общения непонятна за пределами небольшой группы, возможно, пришло время расширить свои связи и стать ближе к людям.
Оригинальная статья: Ian MacRae – What Memes Reveal About Our Brains, September 2024
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, мем, социальные сети, симулякр, Бодрийяр, гиперреальность, мозг, нейронаука.