Команда VCARB объявила об увольнении Даниэля Риккардо — и на этом карьера австралийца в Формуле-1, судя по всему, окончена. Риккардо выступал в «Больших призах» 13 лет, провёл более 250 гонок и выиграл восемь из них — Даниэль заслужил красивое прощание с паддоком. Неловкие проводы в Сингапуре выглядели эмоционально, но это не то. И в этом смысле за гонщика немного обидно.
В то же время для Даниэля, которого в паддоке списали ещё раньше, это был уже второй шанс. И он сам им не воспользовался.
Из топов в утиль
Риккардо был любимчиком паддока — яркий, улыбчивый и быстрый, он сразу приглянулся и болельщикам, и журналистам. Даже те, кто сомневались в Даниэле, сдались в 2014-м, когда австралиец перешёл в Red Bull и оказался сильнее Себастьяна Феттеля. Пусть даже Себ в основном был занят переходом в Ferrari и был не слишком мотивирован — тот успех дорогого стоил.
Риккардо в одночасье стал топ-пилотом и одной из главных звёзд паддока. Он выступал вдохновенно, выигрывал захватывающие гонки и считался едва ли не лучшим в обгонах на позднем торможении. Казалось, лишь проблемы Red Bull с двигателями Renault не позволяют австралийцу сразиться с пилотами Mercedes за титул. Но в 2016 году в команду пришёл Ферстаппен.
Макс занял место в Red Bull посреди сезона — когда из Милтон-Кинса в младшую команду после неудачного Гран-при России понизили Даниила Квята. Следующим этапом был Гран-при Испании — и пилоты Mercedes Нико Росберг с Льюисом Хэмилтона столкнулись на первом же круге, после чего 18-летний голландец одержал не по годам уверенную победу.
Тот уикенд стал предвестником ухода Риккардо. Поначалу гонщики Red Bull сражались на равных, но Ферстаппен постоянно прогрессировал и стало ясно, что именно Макс — будущее Red Bull. Даниэль тем не менее был быстр, амбициозен, завоевал в паддоке авторитет и решил, что готов строить команду вокруг себя. В 2019 году Риккардо перешёл в заводскую команду Renault.
В Энстоуне гонщика окружили максимальным вниманием, и в первый сезон он затмил Хюлькенберга, во второй — принёс Renault первый за девять лет подиум. Однако к этому моменту Даниэль решил покинуть французов и предпочёл присоединиться к McLaren — Уокинг и правда выглядел перспективнее. Но из 2024 года именно это решение выглядит для карьеры Риккардо самоубийственным.
В McLaren внимание к Даниэлю было уже не таким максимальным — рядом выступал Ландо Норрис, которого в Уокинге ценили не меньше. И внезапно Риккардо стал уступать напарнику. Поначалу казалось, что Даниэлю нужно время, чтобы адаптироваться, но когда на второй год дела пошли хуже, чем в первый, стало очевидно, что дела плохи.
Время от времени Риккардо выдавал неплохие гонки — и даже выиграл Гран-при Италии в 2021-м. Но в целом австралиец часто уступал Норрису и порой был намного медленнее напарника. Хуже того — Даниэль не мог понять и тем более объяснить инженерам суть своих проблем. В конце концов, терпение Уокинга лопнуло — Риккардо заменил Оскар Пиастри.
В сезоне-2023 у Риккардо не было места в Формуле-1. Он вернулся лишь потому, что не справился Ник де Врис, и VCARB (тогда — AlphaTauri) понадобился новый гонщик. В паддоке надеялись, что Даниэль вернёт былую форму и сможет в противостоянии с Юки Цунодой вернуть себя в высшую лигу, но Риккардо не справился. Он, как и в McLaren, время от времени способен выдать хорошую гонку, но в двух случаях из трёх всё равно оказывается позади напарника. И теперь терпение лопнуло и в Red Bull — Даниэль во второй раз покидает австрийскую структуру.
Могло ли всё сложиться иначе?
Сейчас, когда Риккардо 2014 и 2024 годов — это два совершенно разных человека, сложно отделаться от вопроса: могла ли карьера Дэна сложиться иначе? Может, не стоило покидать Red Bull или спешно менять Renault на McLaren? Интересно порассуждать.
В Red Bull была явная динамика в пользу Ферстаппена — Риккардо всё дальше отходил на вторые роли. И дело тут не столько в политике команды, хотя и не стоит отрицать, что именно Макс был любимчиком Милтон-Кинса в тот период. Главным было то, что сам Риккардо уступал Ферстаппену.
Сегодня сложно представить, как Даниэль мог бы перехватить у напарника инициативу и стать лидером Red Bull. А вот то, что он стал бы хорошим вторым пилотом, способным иногда выстрелить — как Боттас при Хэмилтоне, — представить уже гораздо легче. Получается, переход в Renault был оправданным?
У Renault, как и у самого Риккардо, были амбиции выигрывать гонки и чемпионаты, но в данный момент команда из Энстоуна — уже под именем Alpine — находится где-то в подвале Кубка конструкторов и с трудом набирает очки. После Риккардо оттуда сбежали Алонсо и Пиастри, так что вряд ли Энстоун привёл бы Дэна к успеху. Выходит, надо было переходить в McLaren.
Что именно пошло не так в Уокинге, объяснить сможет лишь сам австралиец. Опять-таки, из сегодняшнего дня видно, что Ландо Норрис даже сейчас далеко не идеален и совершает ошибки. В годы выступлений с Риккардо он был ещё менее опытен, и если Даниэль так смотрелся на фоне того Норриса, то как бы он выглядел в паре с Хэмилтоном или Алонсо?
Немногим выпадает хотя бы один шанс попасть в топ-команду — у Риккардо такой шанс был не раз. Даниэль выступал за Red Bull и McLaren — именно эти команды сегодня сражаются за титул, и именно в них он оба раза уступал своим напарникам. Сейчас, в отличие от сезона-2014, ясно, что Даниэлю не суждено стать чемпионом.
В каком-то смысле он сам виноват, что финал карьеры получился скомканным и преждевременным — часто ли столь опытных пилотов высаживают посреди сезона? С другой стороны, расставаться с Риккардо образца 2014 года действительно грустно — надежды на его возвращение не покидали паддок до последнего дня.