Найти в Дзене

Сергей Петров. Педагог, художник, виртуоз.

Крылья бабочек!

Разбудите поляну

Для встречи солнца.

Мацуо Басе

Сергей Петров "Август" 1971. Бумага, пастель Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Сергей Петров "Август" 1971. Бумага, пастель Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Пасте́ль (фр. pastel, итал. pastello, от итал. pasta — тесто) — наименование группы художественных материалов и техники рисунка, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Выпускается в виде мелков или карандашей.

Виртуо́з (итал. virtuoso — от лат. virtus — доблесть, талант) — исполнитель, мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства

Не каждый художник - виртуоз. Не любой виртуоз- художник. Но тот, кто избрал своим орудием пастель, обречен стать виртуозом, если хочет быть художником.

Чем ты рисуешь? Мелками. Как легкомысленно звучит! Прогретый асфальт, запыленный тополь, желтая безглазая стена до самого неба, до ярко-голубого, слепящего неба... Что ты рисуешь? Детство...А давай в классики?

Нет, пастель не терпит легкомыслия, но легкость- это ее стихия.

Подобно крыльям бабочки, лист пастели за яркостью и воздушностью таит сложное устройство, виртуозно исполненный замысел. Слой за слоем ложатся бархатистые штрихи на шершавую бумагу и нежный, зыбкий узор, внушает восхищение и трепет, быть может чуждый ученому-энтомологу, который в азарте преследования мастерски орудует сачком и держит наготове запас безжалостных игл, но так хорошо знакомые ребенку, открывающему мир... Прикоснуться, не повредить, не спугнуть...

Сергей Петров "Сирень и ландыши" 1956г. Бумага, пастель. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Сергей Петров "Сирень и ландыши" 1956г. Бумага, пастель. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Сергей Петров учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 30-е годы. Его учителями были Р.Р. Френц, Д.Н. Кардовский, В.И. Шухаев— воспитанники еще Императорской академии художеств. Выбор темы для дипломной картины — "Встреча Пушкина с Кюхельбекером" многое может сказать нам о ценностях художника, о его идеалах.

В 1939 году Сергей Петров был призван в армию, а затем, разделив судьбу поколения, отправился на фронт.

Вернувшись в Ленинград, который в его детстве был еще Санкт-Петербургом, затем Петроградом, вчерашний солдат, никогда не перестававший быть художником, начал строить новую жизнь. Наследник дореволюционной школы, в своих исканиях он опирался на классиков и понимал, насколько важно за радикальными экспериментами времени не потерять бесценные наработки прошлого, передать их последующим поколениям. Сергей Петров посвятил себя преподаванию, создал и более 20 лет возглавлял кафедру рисунка в Высшим художественно-промышленном училище, которому в 1953 году было присвоено имя Веры Мухиной.

Рисунок — строгая дисциплина. Рисунок требует к себе уважительного отношения и не терпит пренебрежений. Сергей Петров понимал это и отдавал преподавательской деятельности все силы: составлял учебные программы, придумывал задания, очень много работал и любил приводить слова Микеланджело:

"Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем, потому что он может создавать образы более высокие, чем любая башня, равно как кистью, так и разумом, и не встретит стены, которая не была бы слишком узка и мала для безграничности его фантазии".

Сергей Петров "Портрет артиста ГАБТа Г.П. Шеина" 1954г.  Картон, пастель. Собрание МВЦ  "Петербургский художник"
Сергей Петров "Портрет артиста ГАБТа Г.П. Шеина" 1954г. Картон, пастель. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Излюбленным материалом Сергея Петрова недаром стала пастель. Этот материал как нельзя лучше соответствовал его поэтичному взгляду на мир и даже аристократическая внешность художника будто должна была быть воплощена именно в этом материале.

Сергей Петров "Автопортрет" 1950-е г. Картон, пастель. Собрание МВЦ  "Петербургский художник"
Сергей Петров "Автопортрет" 1950-е г. Картон, пастель. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Упорно добиваясь от своих учеников и требуя от себя совершенства в технике рисования, Сергей Петров выращивал те самые крылья, которые даруют свободу , раскрепощают руку, ломают невидимый барьер неумелости и помогают творчеству стать по настоящему свободным.

Сергей Петров "Вечер в горах" 1963 г. Бумага, пастель. Собрание МВЦ  "Петербургский художник"
Сергей Петров "Вечер в горах" 1963 г. Бумага, пастель. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Елена Долгушина