Среди различных форматов образования в Лёрнити есть формат мастерских, в которых гости воплощают собственные идеи, делая проекты с помощью реальных инструментов в электронике, на 3D-принтерах, на лазерном резаке, с помощью столярного и другого оборудования.
Мастера не обучают конкретным техникам, для этого мы проводим мастер-классы или курсы, но общаются с гостями, дают советы, направляют. Мы декларируем, что здесь можно следовать за своим интересом и таким образом осваивать новые навыки и знания.
Может ли человек чему-то научиться, если нет конкретики?
Руководитель образовательных программ А101 Лёрнити Виктор Абашев считает, что один из самых важных навыков, который нужно формировать у ребёнка, чтобы в будущем он был востребован на рынке труда, – это умение самостоятельно решать задачи, а не просто действовать по инструкции. А чтобы решить задачу, нужно уметь сформулировать вопрос, он же запрос…
– Почему мы говорим, что на наши мастерские ребёнок приходит со своим запросом? Где он его возьмёт?
– Конечно, сформулировать собственный запрос очень сложно. Придумать идею проекта с нуля и от идеи перейти к проектному решению – суперсложная задача, и при этом такой навык, наверно, один из самых востребованных вообще в жизни.
Если говорить про рынок труда, то многие работодатели сегодня делают ставку на тех, кто не только действует по инструкции или просит конкретных указаний, а тех, кто способен самостоятельно сформулировать задачу и реализовать её решение. Это, наверно, один из самых важных навыков, который нужно сформировать у ребёнка, чтобы в будущем он был востребован как специалист.
Из школы такой опыт, как правило, не приносят. Чаще всего ребятам дают инструкции, просят действовать определённым образом, говорят что делать. Но мы понимаем, что навык автономии с возрастом сам не появится. Чтобы его сформировать, необходимо пространство, которое его развивает.
Приглашая на мастерские, мы не просто говорим «приходи со своей идеей». А если её нет, придётся сидеть? Конечно, нет! Мы специальным образом организуем среду. Если у человека на входе нет никаких мыслей, то мы предлагаем выбор из большой «библиотеки» заданий из разных областей физики, инженерии. Можно выбрать любое, которое откликается. И это небольшой, но уже вызов, челлендж. Ребёнок ответит на него один, другой, третий раз… И вот он уже свободно ориентируется в собственных и возможностях мастерской.
Учиться формулировать идею – процесс постепенный
Мастерская позволяет вдохновляться тем, что происходит вокруг, и не бояться пробовать сделать самому, а это мощный инструмент для мотивации и учения. Те, кто вначале не знает или не может сформулировать, что вообще хочет, в среде, где предлагают свободу и выбор, вдохновляются сами. Они начинают придумывать сами, «подсматривают» идеи у других или в интернете. То есть в конце концов научаются выражать собственный замысел. В этом, на наш взгляд, суперважная образовательная составляющая – человек может сформулировать идею и воплотить ее в жизнь.
Мы всё время общаемся с ребёнком, спрашиваем в чём его замысел, наводящими вопросами помогаем его уточнить. Идея может быть сильно оторвана от жизни, в такой ситуации можно попросить нарисовать эскиз. И вот уже замысел можно приземлить и конкретизировать, а затем проще сделать описание проекта и результата, к которому хочется прийти.
Самонаправленное обучение. Слышали?
Ещё одна вещь, которую мы замечаем, – чем больше ребята занимаются, чем больше проектов реализуют, тем более комплексными те становятся. От копирования и повторения участники мастерских приходят к идеям что-то улучшить, докрутить в своём проекте и вообще смелее думают над новым.
В этой комплексности есть большой образовательный посыл – тут как раз и возникает самонаправленное обучение. Например, чтобы собрать робота, который ездит и выталкивает других роботов с ринга, нужно научиться паять, программировать и делать множество других вещей. И человек учится не потому, что его записали родители и он не очень понимает смысл своего нахождения здесь, но потому, что у него есть своя цель, ему нужно решить свою задачу. Под эту задачу он готов сам учиться, сам что-то пробовать, просить о помощи, если понадобится. Таким образом, человек научается организовывать себя, учиться самостоятельно – ещё один ключевой навык, который понадобится и в школе, и в университете, и в профессии.
Учиться – это как?
– То есть процесс учения может происходить даже если мы не ставим задачи? И как тут следовать за собственным интересом?
Здесь, наверно, имеет смысл прояснить, что мы вообще называем процессом учения: процесс, когда ребёнок слушает кого-то и записывает? процесс, в котором он решает задачи?
В нашем понимании процесс учения – это деятельность, которая включает постановку цели, действия по достижению к ней и рефлексию опыта. В результате этой деятельности человек получает новые знания или осваивает новые навыки. В рамках мастерской такой процесс и происходит. Например, ребёнок хочет сделать гидропневматическую ракету, которая должна полететь. Соответственно, ему нужно разобраться, за счёт чего она полетит, какие факторы на это влияют. Если бы мы вначале предложили изучить теорию, ребёнку трудно было бы понять, зачем это надо. А вот когда он делает проект, которым вдохновлён, то процесс учения является как бы побочным. Конкретные навыки ребёнок осваивает, чтобы в первую очередь реализовать свой проект. Его завершённый проект, продукт и есть результат учения, свидетельство, что он освоил конкретные навыки. Система автополива, или светомузыкальная гирлянда, или гидропневматическая ракета означают, что он научился программировать, паять, конструировать, прототипировать в 3Д-модели, разобрался с теорией реактивной тяги и так далее и смог так использовать свои знания, что всё работает.
Сам поставил задачу, сам сделал
Не мы ставим задачи ребёнку, он ставит их себе, просто они сформулированы в виде «я хочу сделать машинку, которая едет от пульта управления». И ему не важно, что его желание подразумевает большое количество учебных задач. Они сформулированы в понятном для него виде. Возможность поставить эту задачу самостоятельно помогает следовать за своим интересом, а не идти по учебному плану, который придумали для всех.
Все дети разные. Кроме разных интересов у всех разный стартовый уровень. Кому-то нужно больше времени, но зато он более глубоко осваивает какие-то вещи, кто-то вникает быстрее, но идёт «по верхам». Если всех заставлять делать одинаковое, то рано или поздно теряется смысл. Остаётся небольшое количество детей, которые увлечённо работают, но это происходит, скорее, вопреки, а не благодаря тому, что есть в программе. Когда есть возможность следовать за собственным интересом, и мотивации больше, ведь ребёнок делает то, что ему приносит удовольствие. Ему интересен процесс и интересно сделать продукт, над которым он работает. Среда, в которой ребёнок может ставить себе задачи и к ним двигаться, эту мотивацию поддерживает.
Здоровая мотивация от родителей
Бывает, что у ребёнка есть только опыт гиперконтроля – за него всегда всё решали и говорили что делать. У него сформировался защитный рефлекс, что любую минуту, когда на него не смотрят, нужно использовать, чтобы оторваться, насидеться в телефоне, попинать балду. И если у человека нет мотивации и не было опыта её формирования, то, конечно, ребёнок будет выключен.
Поэтому вместе с мастерами, которые разбираются в оборудовании, у нас работают опытные педагоги и психологи. Мы наблюдаем, как происходит взаимодействие с другими детьми, взаимодействие в команде. Если родитель платит деньги, а мы видим, что происходящее с ребёнком явно ему не полезно, мы, безусловно, с родителем свяжемся. Родитель тоже может проявить инициативу, встретиться с мастером или педагогом.
Здорово, когда родители реально поддерживают интерес ребёнка. Можно расспросить его, как и что он делает на мастерской, найти место для готовой вещи дома, прийти в мастерскую самому и тоже что-то сделать, а затем обсудить что у кого получилось. Ребёнок нуждается в таком внимании родителей, для него это общение суперважно. Ему важно понимать, что то, что он делает ценно не только ему, но и другим людям. Это большой фактор для мотивации.
Чуть позже мы поговорим, как понять, что ребёнок умеет рефлексировать новый опыт и плохо ли начать проект, а потом забросить, а также о том, что ещё может сделать родитель, чтобы повысить мотивацию к учению.
Читайте больше о свободе выбора, рефлексии, самостоятельности и экспериментах здесь и здесь.