Избранницы османских султанов были не только женщинами, рожавшими ему детей. Они участвовали в делах правления; были средством заключения политических союзов; оказывали протекцию поэтам, ученым, историкам; занимались благотворительностью. В конце концов, в империи был такой период, как «женский султанат», когда они фактически ею правили. Давайте же расскажем о женах и наложницах, которые сыграли большую роль в истории этой страны.
Рабия Бала Хатун была одной из супруг Османа I, основателя империи своего имени. Она являлась дочерью шейха Эдебали, религиозного лидера воинов-гази, которые не подчинялись никому и вели с анатолийскими христианами собственную войну. Союз с шейхом позволил Осману поставить их под контроль, что привело к резкому усилению его бейлика, который был на тот момент одним из многочисленных тюркских княжеств. Хотя наследника, который позже взял в свои руки управление государством, родила другая женщина, Рабия стала матерью Алаэддина-паши. По всей видимости, этот царевич был старшим, но добровольно уступил брату престол и поддерживал его во всех делах. Пока Орхан-гази вел свои войны, Алаэддин занимался делами правления. Именно он является создателем того, что резко возвысило державу Османов над ее соседями – пешего янычарского корпуса.
Оливера Деспина стала супругой Баязида Молниеносного. Благодаря браку с этой сербской княжной султан обеспечил мир и спокойствие в своих балканских владениях и долговременный стратегический союз с сербами. Во время его войн те предоставляли крепкую пехоту и тяжелую кавалерию, что дало ему преимущество над анатолийскими бейликами, многие из которых он сумел покорить. Оливера имела голос во внешней политике, способствовала улучшению отношений с христианскими странами. После поражения в битве при Анкаре 1402-го года она вместе с мужем попала в плен к Тамерлану. Согласно европейским источникам, тот приказал ей прислуживать себе без одежды. Однако, восточные хроники утверждают, что с ней обращались хорошо. Так или иначе, ее отпустили на родину, и свою старость она провела в Сербии. Именно из-за того, что она попала в неволю османские монархи в дальнейшем воздерживались от женитьбы, а детей им рожали наложницы.
Хюррем-султан открыла новую страницу в истории Османской империи. Впервые за долгое время она из простой и бесправной наложницы стала султанской женой. Ее супруг Сулейман Великолепный позволял своей спутнице решать внешние и внутренние вопросы и вести переписку с иностранными государями. Ее деятельность морально подготовила османское общество к началу так называемого «султаната женщин», когда при слабых султанах страной правили их матери, жены и сестры.
Упомянув Хюррем, странно забывать о ее принципиальной сопернице Махидеевран, черкесской наложнице, которая родила Сулейману его старшего сына. И именно тот долгое время являлся главным претендентом на трон. Махидевран сразу разглядела в русинке опасную конкурентку, и вскоре после того, как та попала в гарем, приказала устроить ей «темную». Султан был недоволен и наказал черкешенку, впоследствии она утратила его любовь и была удалена от двора. Но их политическая борьба продолжалась долгое время, пока не остались в живых только дети Хюррем.
Нурбану-султан была любимой Селима II, сына Хюррем и Сулеймана Великолепного. Помимо своей красоты, она славилась острым умом, а потому рано стала для своего хозяина любимой женой. И оставалась фавориткой даже после того, как Селим взял себе много других наложниц, которые рожали ему детей. Известно, что ее придворное жалование было в 28 раз больше, чем у любой другой одалиски. Хотя это было не очень типично для того времени, султан консультировался с ней по политическим вопросам. А когда он ушел из жизни, султанша сделала все, чтобы ее сын прибыл в Стамбул первым и одолел братьев в борьбе за власть. С того времени она стала фактически самодержавной правительницей, пользуясь тем, что сын ее очень любил и почитал.
Правда, Мурад III не держал много наложниц, а был целиком предан своей возлюбленной Сафие. Эта албанка сама была сильной и умной женщиной и начала с Нурбану длительную борьбу за власть. Только в делах правления султан не слушал никого, кроме своей матери. И при ее жизни Сафие пришлось признать свое подчиненное положение. Но когда конкурентки не стало, она оказалась самой влиятельной женщиной в гареме и по своей воле управляла государственными делами. Все чиновники были вынуждены напрямую докладывать ей. Она вела переписку со многими европейскими монархами, включая английскую королеву Елизавету. Как и свекровь, оказывала протекцию венецианцам. Ее сын Мехмед впоследствии унаследовал престол.
Кёсем-султан была супругой Ахмеда I, правившего в 1603-1617-х годах. Она была невероятно влиятельной женщиной благодаря своим придворным связям, пониманию османской и международной политики и тому, что родила мужу несколько сыновей. При двух из них она была регентом и главой правительства, отчаянно стараясь преодолеть процесс падения Османской империи. При этом, она была осмотрительна и оставляла первое слово мужчинам, чтоб никто не сказал, что ее сыновья слабы.