“Abacab” стал первым альбомом Genesis, который вышел после крупного сольного успеха Фила Коллинза. Когда его дебютная пластинка Face Value возглавила чарты Великобритании и вошла в лучшую 10-ку в США, Genesis вовсю работали над новым альбомом. Успех придал Коллинзу дополнительную уверенность, которая позволила ему чуть больше, чем раньше, влиять на сочинение музыки и аранжировки. Чего стоят песни No Reply at All и Paperlate, где активно используется духовая секция группы Earth, Wind & Fire (она же принимала участие и в успешном дебютнике Коллинза). Вероятно, Фил или его успех стали катализатором решения группы избегать собственных клише. Поворотным моментом, безусловно, стал прошлый альбом группы «Duke», уже там использовался прямолинейный подход к сочинению музыки и текстов. В итоге группа решила полностью отойти от своих фирменных музыкальных концепций и попробовать себя в новых областях.
Тони Бэнкс был рад возможности экономнее относится к аранжировкам и не особо загромождать песни аккордами. Барабаны Коллинза заняли более заметное место в миксе, их «большое» звучание уже было отточено в том же успешном «Face Value». Для достижения желаемого нового и упрощенного звучания было решено сменить и сопродюсера. Дэвид Хентчель уступил стульчик Хью Пэдхэму.
Дэвид Хентчель
Сольный успех Фила и звук, который он открыл с Хью, несомненно, оказали большое влияние не только на мое место, но и, ясное дело, на будущее Genesis в целом.
Напомним, что Хью и Фил познакомились в 1979 году во время работы над третьим альбомом Питера Гэбриэла. Для его песни «Intruder» было найдено «революционное» звучание барабанов, которое повлияло не только на музыку Коллинза и Genesis, но и в целом на музыку 80-х. О знакомстве Фила и Хью во время работы над альбомом Питера Гэбриэла можно почитать здесь.
А здесь - об их работе над альбомом Face Value.
Фил играл в студии, а я случайно в этот момент включил внутреннюю связь между студией и аппаратной. И тут - вау! Все в аппаратной были в шоке: «Невероятно. Давайте сделаем что-то подобное». Но проблема заключалась в том, что эта система в строена в пульт, потому его так просто не запишешь. Мы кое-как нашли возможность записать звук через пульт, а я еще смеха ради включил шумоподавитель (noise gate). Отсюда - прерывание звука. Так мы получили нечто грандиозное и без затухания.
Свежее звучание барабанов было воссоздано для песни «In the Air Tonight» Коллинза, которая стала хитом. Как мы уже сказали, все это оказало большое влияние на поп-музыку 80-х, когда ударные выходили на первый план. Разумеется, Бэнкс и Резерфорд здесь исключением не стали.
Нужно отметить и еще один фактор, который повлиял на создание альбома: собственное помещение. Ферму Фишер Лейн музыканты приобрели в 1980 году, где начали строить студию из обыкновенного коровьего сарая. Теперь музыканты могли записывать песни по мере их написания.
Фил Коллинз:
Abacab - первый альбом, который мы здесь записали. По совпадению, он стал и началом новой эры для нас.
Кроме того, в процессе записи стала чаще использоваться драм-машина, освободившая Коллинза для импровизации вокальных мелодий на музыку Бэнкса и Резерфорда. Дополнительный плюс: чрезмерные репетиции перед записью оставались в прошлом. Группе получалось запечатлеть на пленке раннее ощущение песни и не поддаваться искушению перегрузить аранжировку. Фил, Майк и Тони могли больше экспериментировать с музыкальными идеями, а по итогу у них родилось много материала для альбома.
Учитывая, что студия еще строилась, репетиции проходили в главном доме комплекса Фишер Лейн. Начав работу, музыканты поняли, что продолжают работать над старым материалом. Его большую часть решили отбросить, отдав предпочтение экспериментальным и оригинальным работам.
Фил Коллинз
У нас был трек с рабочим названием Fast Bass, которым мы занимались. Мы начали наигрывать её мелодию, как вдруг остановились. Стоп! «Именно это люди и ожидают услышать от Genesis».
Коллинз также стремился избавить группу от приклеивания ярлыков в одном музыкальном направлении.
Фил Коллинз
Честно говоря, термин «арт-рок» - это как заноза в заднице. Люди склонны относить вас к какому-то определенному направлению. У нас же были синтезаторы, были мелодии, которые не состояли из трех аккордов, были разные размеры. Мы походили на Emerson, Lake & Palmer.
Альбом был написан и записан в течение 14 недель. Группа работала по 12-14 часов в день. Впервые Бэнкс, Резерфорд и Коллинз сами спродюсировали альбом. Им даже пришлось на неделю взять на себя всю техническую сторону, когда Хью Пэдхэм заболел. Отсутствие необходимости держаться студийного расписания позволило группе в полной мере реализовать новые идеи и не торопиться с окончательным сведением песни. Новый подход очень вдохновил группу, в результате они сочинили столько материала, что из него можно было сделать двойной альбом, однако парни проявили избирательность, дабы выделить те песни, которые определяли новое направление развития группы. В итоге получился смелый и самый экспериментальный альбом Genesis со времен «The Lamb Lies Down on Broadway».
Abacab
«A - это Букер Ти и MGs, B - это The Rolling Stones, а C - это «Friday on My Mind», хит группы Easybeats».
Впрочем, к моменту окончания работы над песней структура претерпела изменение, а вот название прижилось.
Получилась дерзкая песня в среднем темпе, выражавшая смену направления, по которому развивалась группа. Здесь смешались элементы прогрессивного прошлого и новообретенными поп-мотивами, отфильтрованные сквозь призму «новой волны» для получения свежести звука. Лаконичность звучания помогает подчеркнуть взаимодействие синтезированного органа Бэнкса (от синтезатора Prophet 10) и гитарного риффа Резерфорда. Коллинз уверенно исполняет свою вокальную партию, а его ударные с акцентом на слабую долю поддерживаются пульсирующим басом Резерфорда.
Текст написан Майком Резерфордом: он столь же абстрактный, как и обложка альбома, и по сути бессмысленный, но тематически иллюстрирует паранойю.
Звучание песни свежее, простая аранжировка. С середины (3:31) композиция переходит в длинную инструментальную импровизацию, в которой Бэнкс издает мощные звуки синтезатора ARP Quadra, а Резерфорд перебивает его призывными и ответными фразами своей гитары. Данная импровизация кажется не имеет какой-либо цели и не опирается на изначальную идею.
Тони Бэнкс:
Мы просто импровизировали, пока не закончилась кассета.
По воспоминаниям клавишника, первоначальная импровизация делала песню 15-минутной. Группа очень хотела сохранить её целиком для альбома, учитывая изначальное желание сделать альбом двойным из-за большого количества написанного материала. В конце концов, их отговорили от этого, и как альбом сократился до одного диска, так и Abacab был урезан до 7 минут. В инструментальной партии незаметно был использован ускоренный сэмпл духовой секции группы Earth, Wind & Fire.
Песня открывала альбом и смело заявляла о появлении нового Genesis.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Майк Резерфорд
Длина: 6:57
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: гитары, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл: 17 августа 1981
Песня была урезана (4:11 в Великобритании и 3:59 в США) для сингла. То есть вместо перехода в инструментальную импровизацию, сингл заканчивался повторением вступления, уходящего в тишину. В Великобритании «Abacab» стал главным синглом, который вышел до альбома. В США главным синглом выбрали «No Reply At All». «Abacab» достиг #9 в чартах Великобритании и #26 в чартах США после своего последующего релиза. Полноценная версия песни позже была включена в качестве B-сайда, наряду с «Naminanu», на британском 12-дюймовом сингле «Keep it Dark».
Музыкальное видео:
Видео для сингла было снято Б. Райнером, в нем группа имитирует исполнение урезанной версии песни в репетиционной студии.
Турне:
1981, 1982, 1983/4, 1986/7. Песня исполнялась в каждом из следующих четырех туров, но после тура Invisible Touch была исключена из сетки. Сообщалось, что песня репетировалась перед воссоединением группы в 2007 году, но была отменена, так как Коллинз посчитал, что не может проникнуться текстом, утверждая, что не понимает, о чем песня.
Концертные записи:
(1) Запись (8:47), сделанная в Национальном выставочном центре в Бирмингеме 23 декабря 1981 года, включена в альбом Three Sides Live. На бас-гитаре играет Дэрил Штермер, а на барабанах - Честер Томпсон. Запись этого мастерского выступления была подготовлена Джеффом Каллингемом (Geoff Callingham) и спродюсирована группой.
(2) Более сильное и энергичное исполнение (8:37) было записано на стадионе Уэмбли в Лондоне 4 июля 1987 года и включено B-сайдом британского сингла Invisible Touch (Live), выпущенный 9 ноября 1992 года. Над записью работали Ник Дэвис (он же сопродюсер) и Джефф Каллингем.
No Reply at All
«No Reply at All» - первая из двух совместных работ с духовой секцией Earth, Wind & Fire. Но она проигрывает Paperlate, поскольку та звучит как целостная композиция.
Рабочее название - «Nationwide».
Группа поначалу импровизировала под паттерн драм-машины (её можно услышать в концертной версии).
Начинается песня с игры Бэнкса скрещенными руками на Prophet 5 (та же техника использована в «The Lamb Lies Down on Broadway»). Майк добавляет свою фанковую партию баса, а-ля калипсо, что добавляет произведению свой колорит. Стоит также отметить бридж, в нем Бэнкс добавляет рефрен с помощью электрического рояля Yamaha CP-70 - с ним песня звучит разнообразнее. Коллинз ярко исполняет собственный текст об угасающих отношениях, что ещё раз демонстрирует то, что группа продолжает опираться на сердечные вопросы.
После того, как группа записала основные инструменты на пленку, Коллинзу показалось, что в аранжировку нужно добавить духовую секцию. Это он предложил Майку и Тони. Поначалу те отнеслись с сомнением, поскольку Genesis никогда не прибегали к помощи посторонних музыкантов, начиная с дебютного альбома (за исключением небольшого вклада Брайана Ино на паре треков альбома «The Lamb Lies Down on Broadway»). Майк согласился вылететь с Филом и Хью Пэдхэмом в Лос-Анджелес для работы с духовой секцией EWF и их аранжировщиком Томасом Вашингтоном. Музыканты эффектно дополнили ритм ударными нотами и фразами, придавшими колорит аранжировке. После этого Майк был уже убежден, что партии духовых инструментов оказали положительное влияние на песню.
Майк Резерфорд:
Фактически, этот шаг спас песню, потому что в ней особо ничего не происходило. А здесь она оживилась и ничего не потеряла, даже стала еще интереснее.
Когда Бэнкс услышал окончательный вариант, он тоже убедился в правильности действий.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Фил Коллинз
Длина: 4:33
Тони Бэнкс: электропиано, синтезаторы
Майк Резерфорд: гитары, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия
Дон Майрик: саксофон
Луис Саттерфилд: тромбон
Рамли Майкл Дэвис: труба
Майкл Харрис: труба
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Аранжировка духовой секции: Томас Вашингтон
Сингл:
17 августа 1981. В США сингл No Reply at All стал главным, там он достиг 29-го места, но оставался в чарте в течение 18 недель. В Великобритании в качестве сингла не выходила.
Музыкальное видео:
Стюарт Орм снял клип, в котором группа наслаждается игрой на духовых инструментах во время репетиции.
Концерты:
1981, 1982 (четыре концерта на американском этапе).
Песня исполнялась вживую во время последующего тура. Она также ненадолго прозвучала в мини-туре группы в 1982 году. Время от времени к Genesis на сцене присоединялась духовая секция EWF.
Концертные записи:
Запись (4:56) из театра "Савой", Нью-Йорк от ноября 1981 года, за вычетом партии духовых инструментов, которую Дэрил Штермер воспроизвел на гитаре, включена в CD3 бокс-сета Genesis Archive #2 за 1976-1992 годы. Состав также пополнился Честером Томпсоном (ударные). Звукорежиссером записи был Крейг Шерц, а сведением занимался Ник Дэвис.
Me and Sarah Jane
К записи сольной композиции Тони Бэнкса «Me and Sarah Jane» группа приступила уже на второй день работы в студии. И пусть она более традиционна для Genesis и отличается от большей части материала альбома, в желании Тони открыться более широким влияниям чувствуется свежесть. Первая половина песни построена на волнообразном паттерне драм-машины Roland CR78 и сыграна Бэнксом в ритме регги.
«Мне нравится ее начало, оно состоит из двух нот и аккордов, идущие рядом таким образом, что кажется, будто ты играешь много всего, но это не так. Далее я меняю эти две ноты на другие, и так до момента, когда Фил поет «standing on the corner», и все это делается почти тем же образом. Мне нравится. Забавно - видеть, как можно далеко зайти. Мне нравится, как при этом меняется тональность».
Рабочее название - «Spike», текст песни Тони рассказывает историю об остывшей любви. Сначала он написал несколько случайных текстов, а затем превратил их в историю. Год спустя он вспоминал:
Текст мрачный. Обычно я пишу грустные песни, а если счастливые, то всё равно с ноткой печали. При этом я бы не назвал себя меланхоличным, как обычно обо мне думают.
Бэнкс также записал направляющую партию вокала для Коллинза. Это вдохновило в итоге Тони на решение для своего следующего сольного альбома спеть самому. Коллинз в течение некоторого времени настаивал, что если Бэнкс и Резерфорд будут пропевать собственные тексты, они поймут, что в этом деле нужна не столько начитанность и грамотность, сколько умение передать эмоции и чувства. Тони здесь достигает наилучшего баланса, а Коллинзу доставляет удовольствие играть с текстом и ритмом своей вокальной партии.
Прекрасно сыгранный романтический бридж содержит головокружительный синтезаторный саунд поверх скользящих басовых нот Резерфорда. Затем начинается ритмичная и более простая финальная часть, в которой Резерфорд выходит на первый план со своими резкими гитарными аккордами. Песня уже звучит в традиционном масштабном и драматичном стиле, когда вокал Коллинза подводит нас к мрачной кульминации. Эта часть дает Бэнксу возможность эффективно раскрыть свой гармонический диапазон.
Позднее группа еще вернется к двухчастной структуре песен, с короткими промежуточными фрагментами. В данном случае это помогает песне Me and Sarah Jane придать традиционное звучание Genesis и в то же время использовать новые музыкальные идеи, то есть показать свою готовность бросить вызов самим себе как авторам.
Музыка: Тони Бэнкс
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 6:02
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрическое пианино, драм-машина (?)
Майк Резерфорд: гитары, бас
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия, драм-машина.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Концертные выступления:
1981.
Концертная обстановка соответствовала динамике песни, но она была исполнена только в туре Abacab.
Концертные записи:
Камерная запись (6:02), сделанная в театре "Савой" в Нью-Йорке 28 ноября 1981 года, была включена в альбом Three Sides Live. Состав группы пополнился Дэрилом Штермером (бас-гитара) и Честером Томпсоном (ударные). Запись была подготовлена Крейгом Шерцем, сведена Джеффом Каллингемом и спродюсирована группой.
Keep It Dark
Genesis называют Keep It Dark своей «панк-песней». Повторяющийся рифф, лаконичная аранжировка - всё это относится к философии панка, согласно которой каждый может сочинить и сыграть песню. Конечно, эту песню пронизывает и дух «новой волны», как и Abacab. Ирония в том, что за этими смелыми утверждениями скрывается концептуально сложная песня, которую, как оказалось в последствие, достаточно сложно исполнять на концертах. Майк в частности вспоминал и о сложностях во время записи:
«Такая песня, как Keep It Dark, настолько проста, что вопрос не в том, чтобы взять правильные ноты - и вот ты уже на полпути к успеху. Всё дело в ощущениях… На запись песни Keep It Dark ушли месяцы, пока она не обрела нужную форму. Если бы не магия, в ней не было бы чего-то особенного. Опять же, всё дело в ощущении…»
И правда. Песня имела рабочее название Odd и была результатом той же репетиции, на которой был записан Abacab. Гитарный рифф исполняется поверх громких фортепианных басов с некоторыми резкими клавишными пассажами в размере 6/4, от чего создается ощущение, будто всё играется не вовремя. Рисунок партии барабанов Коллинза был зациклен в студии для создания гипнотического эффекта, как если бы он играл на драм-машине. В песне также есть что-то от «Magical Mystery Tour» группы Битлз, с её психоделическими экспериментами. Бэнкс достаточно долго удерживает себя от «больших аккордов» до припева, когда, он, наконец, раскрывает свои гармонии, тем самым только усиливая нужный эффект от прослушивания.
Текст Бэнкса повествует о человеке, который вернулся домой после похищения инопланетянами, однако о своем опыте он никому не может рассказать.
Тони Бэнкс:
Идея заключалась в том, что этот персонаж должен был притвориться, будто его просто ограбили люди, поэтому он исчез на несколько недель, хотя на самом деле он попал в будущее, в фантастический мир, где всё чудесно, прекрасно и так далее… Но этим он ни с кем не мог поделиться, потому что ему никто бы не поверил, а власть предержащие заставляли его молчать.
Позднее клавишник назовет Keep It Dark своим любимым треком с альбома. Пожалуй, эта песня является ярким примером готовности группы бросить вызов собственным условностям. То, что это получилось, свидетельствует о мастерстве трио как авторов и аранжировщиков. В данном случае они добились максимального эффекта при минимуме усилий и при этом создали нечто весьма непохожее на другие группы, оставаясь при этом уникальными Genesis.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 6:02
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль
Майк Резерфорд: гитары, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл:
26 октября 1981 (на B-стороне - Naminanu, в 12-дюймовой версии также содержится "Abacab»).
"Keep It Dark" был выпущен в качестве сингла в Великобритании 26 октября 1981 года, достигнув 33-й строчки в UK Singles chart и продержавшись в нем 4 недели. 12-дюймовый сингл также включал альбомную версию песни Abacab.
Музыкальное видео:
Стюарт Орм снял промоклип для сингла на улицах Амстердама, где группа была одета в плащи и фетровые шляпы: Бэнкс играл на миниатюрной игрушечной клавиатуре; Резерфорд - на грифе гитары; Коллинз отбивал ритм барабанными палочками по воздуху и кирпичным стенам. Для исполнения припева группа переносится на поле, где Коллинз надевает белый костюм и солнцезащитные очки, что усиливает психоделическую атмосферу.
Турне:
1983/4. Группа изо всех сил старалась передать атмосферу песни, когда репетировала ее для своего тура 1981 года, и только в 1983/4 году они наконец-то смогли исполнить ее перед аудиторией. Концертные выступления не смогли в полной мере передать атмосферу студийной версии, и песня была исключена из репертуара для последующих туров.
Концертные записи:
Официальной концертной записи песни выпущено не было.
Dodo / Lurker
Dodo/Lurker возник из двух отдельных композиций, которые группа сочинила под рабочими названиями «German I» и «German II». На альбоме эти композиции были разделены, но фактически составили одну длинную песню продолжительностью более 7 минут, которая на концертах называлась просто «Dodo». Длина и эволюционирующая музыкальная структура привели к тому, что эта песней считается самой прогрессивной на альбоме и наиболее близкой по духу к традиционным Genesis, но в то же время она в значительной степени основана на новом звучании группы.
Открывается песня большими, взрывными аккордами синтезатора Бэнкса и эмоциональными барабанами Коллинза, после чего странный, сбивающийся ритм возвещает о начале вокальной части куплетов. Сами куплеты полны отрывистых ритмов и драматических пауз: тягучие клавишные Бэнкса подкрепляются четкими барабанными партиями Коллинза и пульсирующим басом, пропущенным через фузз-бокс, который Тони играет на своем Yamaha-CS80.
Текст в значительной степени абстрактный, в нем выражается тревога необходимостью убивать животных для наших собственных целей.
Тони Бэнкс:
Текст сам по себе хорош с точки зрения звучания во время пения, а не в плане смысловой нагрузки. То же можно сказать и по ряду других наших песен. Собственно поэтому мы не писали тексты в буклетах к альбому; мы хотели отвлечься от акцента на их значении и сделать акцент на их звучании. Это не значит, конечно, что тексты полностью бессмысленны. В случае с Dodo - это, скорее, фразы, которые что-то значат. В них есть главная тема, и в целом они созданы с учетом того, КАК Фил будет их петь и КАК они будут хорошо звучать.
На 5:09 начинается вторая часть «Lurker» с устного вступления Коллинза, представляющего самого героя. После чего звучит красивая партия Бэнкса на синтезаторе, а далее под грохот мощных аккордов Коллинз поет абстрактную загадку, на которую нет ответа. Затем всё сводится к громкой кульминации, где группа звучит, словно оркестр. Genesis признаёт свое прошлое, но в новом и динамичном ключе.
Фил Коллинз
Для многих Dodo - вполне себе традиционная песня Genesis. Но для меня, Тони и Майка то, как она была написана и исполнена, не совсем совпадало с тем, как мы сочиняли раньше. Мы, скажем так, модернизировали этот процесс в лучшую сторону
Песня Dodo/Lurker продемонстрировала, что Genesis могут оттачивать свои сильные стороны с помощью новых аранжировок и современного восприятия, и этот трек можно определенно назвать одним из самых ярких в альбоме.
Фанаты Genesis и сегодня продолжают обсуждать, была ли Dodo/Lurker частью одной большой сюиты, которая заканчивалась композициями Submarine и Naminanu. Об этом говорил и Бэнкс:
«Изначально у нас были 4 трека, которые мы вместе соединили, из них мы взяли только первые два, а другие отложили, поскольку не считали их сильными, поэтому мы их рассматриваем как отдельные песни. На самом деле, здесь есть четкая точка разрыва, после чего ощущение уже меняется».
Многие утверждают, что ответ на загадку, заданную в Lurker, скрывается в Submarine. Впрочем, Тони это отрицает:
«Боюсь, что разгадки здесь нет. Если хотите, можете поискать ее самостоятельно. Но вообще это всё была шутка. Когда я ее сочинял, у меня, если честно, не было конкретной идеи в голове. Но если вы найдете ответ, дайте мне знать!»
Коллинз в свое время предоставил ранние записи итальянскому музыкальному журналисту для издания Ciao 2001. Журналист описывает более длинную сюиту, содержащую две коды, основанные на мягком мелодичном органе Бэнкса (судя по всему, Submarine) и ритмичном напеве разных звуков (возможно, Naminanu). Коллинз подтвердил, что эти коды были удалены, поскольку слишком походили по ощущениям на ранние материалы группы, от чего они стремились отойти.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 7:31
Тони Бэнкс: синтезаторы, синт-бас.
Майк Резерфорд: гитары, бас-гитара и бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл:
9 сентября 1981 (в Великобритании «Dodo» была B-сайдом сингла «No Reply at All»). 24 сентября 1981 в США.
Dodo (5:08) был включен в качестве второй стороны в сингл «No Reply at All», выпущенный в США в сентябре 1981 года.
Турне:
1981, 1982, 1983/4.
Песня успешно звучала на сцене во время их следующих трех туров и открывала выступления в 1983/4 турне.
Концертные записи:
Запись (7:19), сделанная в Национальном выставочном центре в Бирмингеме 23 декабря 1981 года, была включена в альбом Three Sides Live. Состав группы был дополнен Дэрилом Штермером (бас-гитара) и Честером Томпсоном (ударные). Запись была подготовлена Джеффом Каллингемом (Geoff Callingham) и спродюсирована самой группой.
Who Dunnit
Genesis были полны решимости открыть себя заново, и эта решимость наиболее очевидна в песне «Who Dunnit?», которая до сих пор полярно разделяет многих поклонников. Песня является единственной в своём роде: её ненавидят большинство «олд-скулл» фанов и даже членов студийной команды, но при этом она любима самими музыкантами. К удивлению многих критиков группы, песня демонстрирует понимание пост-панка/новой волны. На самом деле, это просто шутка, основанная на повторяющихся (порой до раздражения) мелодии и текста.
Возможно, ее следовало бы оставить в студии или отправить на B-сайд какого-нибудь сингла. Поэтому включение в альбом этой неуклюжей, неструктурированной, диссонирующей музыки - это своего рода смелость. Даже сами музыканты поначалу сомневались в том, стоит ли включить ее в альбом в ущерб элегантной «You Might Recall», однако президент Atlantic Ахмет Эртегюн их убедил. Поэтому ее можно рассматривать как заявление о намерениях - Genesis вырываются из оков своего прошлого.
Дабы вжиться в образ, Коллинз использует акцент кокни, как уже было в Robbery, Assault & Battery. Здесь он выступает в роли злодея, заявляющего о ложном аресте и постоянно повторяющего, что он не совершал того, в чем его овбиняют. Рабочее название - «Weirdsynth». Эта песня - эдакий эксперимент со звуками, не созданный для многократного прослушивания. Бэнкс искажает разные звуки на клавишах, одновременно удерживая ноту и меняя ее тональность.
Тони Бэнкс
Who Dunnit - это результат моего злоупотребления на Prophet 5, и в ней, на самом деле, всего три инструмента: барабаны, гитара и Prophet 5. А звучит так, будто здесь происходит много всего, потому что синтезатор воспроизводит много необычных звуков. Было весело. Называйте это демонстрацией чего-либо, хотя я не думаю, что один трек может в себе продемонстрировать всё разнообразие альбома. Как по мне, альбом и сам с этим отлично справляется.
Коллинз и Резерфорд подхватили эксперимент Бэнкса: их общая импровизация продлилась в течение 30 минут, после чего результат был доработан до окончательной версии.
Сама песня состоит из трех частей, а завершается ударом нижнего тома.
Фил Коллинз
У нас было много разных версий «Who Dunnit?». И была одна - ну просто самая отвратительная, которую все подхватили, и вот она-то и превратилась в песню
Всем участникам пришла по нраву извращенная природа песни.
Тони Бэнкс
Это дурацкий трек, но он точно характеризует спонтанность тех сессий. Я постоянно издевался над синтезатором Prophet 5, а Майку с Филом это настолько надоело, что они сказали: «Надо как-то заставить его замолчать. Давай запишем». Фил начал подыгрывать на барабанах, и звучало всё очень просто и ритмично. А потом Фил написал текст к ней, который был не менее раздражающим, как и сама песня. Как по мне, получилось здорово.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Фил Коллинз
Длина: 3:24
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: гитары, бас
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл "WhoDunnit?" был выпущен в качестве би-сайда к американскому синглу "Abacab".
Турне
1981, 1982, 1983/4 (иногда).
Песня была исполнена вживую во время их следующих трех туров, когда Резерфорд играл на барабанах вместе с Честером Томпсоном, Бэнкс носил трубку для подводного плавания, а остальные участники группы, включая Дэрила Штермера на гитаре, носили различные головные уборы. Поклонники в Европе выражали свои чувства по поводу этой песни, особенно в нидерландском Лейдене 3 октября 1981 года, где группа была освистана за ее исполнение.
Концертные записи:
Официальной концертной записи песни выпущено не было.
Man on the Corner
Большую часть материала для нового альбома Бэнкс, Коллинз и Резерфорд сочинили во время совместных импровизационных сессий. Однако они также решили включить по одному сольному треку. И, по сути, этот альбом станет последним, когда они пошли таким путем.
«Man On the Corner» - это сольный вклад Коллинза, и по своей лаконичной аранжировке он больше походит на большинство песен из его сольного альбома «Face Value». Рабочее название - Lonely Man, построена на медленном, отрывистом паттерне драм-машины Roland TR-808, и повторяющиейся последовательности аккордов Бэнкса на Prophet 5, которые создают меланхоличное настроение. Текст повествует историю одинокого человека, который стал чужим в своем сообществе. Печальная фигура стоит на углу улицы и кричит на прохожих. По тематике это первое заявление Коллинза о проблеме бездомных, к которой он позднее вернется в своем сольном творчестве в песне «Another Day in Paradise».
Настоящие барабаны появляются с 2:17, добавляя перкуссионный акцент к лаконичным басовым партиям Резерфорда. Его гитара приглушена для придания песне необычного колорита. Несмотря на то, что своей простотой песня способствует приятному балансу альбома, она всё же чутка бессдержательна - по сути случайная идея, которую решили расширить.
Музыка: Фил Коллинз
Текст: Фил Коллинз
Длина: 4:27
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: гитары, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия, драм-машина.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл:
Man on the Corner был выпущен синглом в Великобритании (на B-сайде Submarine, не вошедшая в альбом) 8 марта 1982 года, достигнув 41-й строчки в UK Singles chart, и был урезан до (3:40) для выпуска сингла в США, где он достиг своего пика на 40-м месте в чарте.
Музыкальное видео:
Стюарт Орм снял рекламный ролик, в котором группа в сценическом костюме имитировала исполнение песни.
Турне
1981, 1982, 1983/4 (североамериканский этап).
Man on the Corner был исполнен в ходе последующего тура Abacab и еще раз, время от времени, в их туре 1983/4. Бэнкс и Резерфорд всегда находили эту песню сложной, несмотря на ее простую музыкальную структуру.
Майк Резерфорд
“Каждый раз, когда мы исполняли ее вживую, нам приходилось уделять абсолютное внимание тому, чтобы держать ритм. Когда ты знаешь, где находится "первая доля", все в порядке, но если ты упустишь этот момент, это будет катастрофа. Я помню множество злобных взглядов Фила на сцене, когда мы исполняли эту песню”.
Концертные записи:
Запись (4:04), сделанная в театре "Савой", Нью-Йорк, 28 ноября 1981 года, появилась на CD3 архива Genesis #2 за 1976-1992 годы. Состав группы также включал Дэрила Штермером (бас-гитара) и Честера Томпсона (ударные). Звукорежиссером выступил Крейг Шерц, а сведением - Джефф Каллингем.
Like It Or Not
А это уже сольная композиция Майка Резерфорда для альбома Abacab. Её рабочее название - Don. Сочинена на основе старых фрагментов, найденных на кассетах. Композиция, основанная на типичной для Резерфорда басовой партии, напоминает песни прошлого альбома «Duke» с их масштабными звуковыми ландшафтами.
Вступительная партия ударных Коллинза ведёт к короткой инструментальной вариации припева, после чего начинается мягкая куплетная часть, в которой Бэнкс добавляет легкие арпеджио. Припев содержит свингующий басовый ритм Резерфорда и традиционную аранжировку Genesis, в которой гитара занимает наиболее заметное место в миксе, а Бэнкс добавляет несколько сочных аккордов на синтезаторе.
Коллинз со страстью поет о разрыве супружеских отношений, и в тексте есть следы горечи и гнева. Повторяющийся характер заключительной части песни нарушается сменой тональности под руководством гитары на 3:40, что помогает поднять ее до кульминации, когда Коллинз усиливает интенсивность своего вокала. По итогу, Like It Or Not - приятное, но ничем не выдающееся дополнение к альбому. Её включение в альбом вместо других треков группы, скорее всего, является результатом демократичного подхода группы к использованию сольных композиций.
Музыка: Майк Резерфорд
Текст: Майк Резерфорд
Длина: 4:58
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: гитары, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Турне
1981 (редко на североамериканском этапе).
Песня была исполнена вживую во время последующего тура, на протяжении шести концертов в Канаде и США. Коллинз чувствовал себя некомфортно, когда пел песню на сцене, и попытки сбавить тональность в заключительной части, казалось, раздражали и лишали песню импульса. Группа быстро приняла решение исключить песню из записи.
Концертные записи:
Официальных концертных записей песни выпущено не было.
Another Record
Заключительная песня альбома создавалась под рабочим названием «Westside», в ней использовались материалы, изначально написанные во время сессий к Duke. Another Record открывается медленным, красивым и простым арпеджированным рефреном фортепиано Бэнкса. Поверх Резерфорд добавляет атмосферные плачущие фразы лид-гитары, здесь же Тони подключает и синтезаторные струнные.
Блюзовая атмосфера делает вступление самым впечатляющим и полным надежд на не менее успешное продолжение, но увы. Вступление сменяется традиционным поп/роком. Текст Коллинза рассказывает историю ветерана рок-н-ролла, чья слава давно угасла. Повторяющиеся фортепианные аккорды Бэнкса в ля-мажоре и соль-мажоре идеально сочетаются с ударными Коллинза, создавая синкопированный ритм.
Песня переходит в Си-минор к повторяющемуся и запоминающемуся припеву. Также Бэнкс добавляет в проигрыш мрачный синтезированный звук губной гармошки, который ритмически возвращается к зацикленному риффу фортепиано из куплета, когда Коллинз шутливо и не единожды призывает нас «сменить пластинку».
Грустная песня об исполнителе, пережившем свой расцвет и переживающим трудные времена, тематически повторяет последний куплет Duchess, и, не исключено, что может рассматриваться как сопутствующее произведение. Однако в эмоциональном плане она противоречит бодрой музыке и придает песне странный привкус противоречия. Результат, конечно, полон приятных моментов, но ему не хватает связующего целого.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 4:38
Тони Бэнкс: электрический рояль, синтезаторы
Майк Резерфорд: гитары, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл-релиз:
Another Record был включен в качестве би-сайда к британскому синглу Abacab, который был выпущен раньше альбома.
Naminanu
Переходим к дополнительным композициям, не попавшим в альбом Abacab. «Naminanu» была написана во время сессий Abacab и вышла в качестве B-сайда к синглу Keep It Dark через месяц после выхода альбома.
Naminanu - оживленный инструментальный джаз-рок с повторяющейся импровизированной припевной мелодией Коллинза, ставшей названием. Припевная мелодия повторяет органные партии Бэнкса, которые по ощущениям похожи на партии из The Knife. Песня имеет быстрый ритм и содержит великолепную работу Резерфорда на лид-гитаре. Коллинз явно наслаждается игрой на своей установке, его партии придают композиции «живое» звучание. Чтобы еще больше его обогатить, Бэнкс добавляет несколько прерывистых синтезаторных аккордов. Фьюжн-подход в этом произведении типичен для склонности Коллинза как барабанщика оживлять сложные мелодии Бэнкса.
Фил Коллинз
«Naminanu», как и «Wot Gorilla?» - произведения, основанные на ритме. И снова здесь влияние на меня Джо Завинула (Weather Report - прим.)».
Журнал Rolling Stone описывает песню как «самую раздражающе запоминающуюся тарабарщину в дискографии Genesis. Повторяющийся трек оживает, когда Коллинз переходит на двойной ритм во время энергичного финала.
Утверждается, что изначально группа рассматривала «Naminanu» (как и «Submarine») как часть одной целой песни с «Dodo / Lurker», но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку она не соответствовала их требованиям к новому сложному звучанию.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 3:54
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: гитара, бас-гитара, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл-релиз:
Песня Naminanu была включена в качестве би-сайда к синглу Keep It Dark в Великобритании, выпущенному 26 октября 1981 года. Она также была включена на Genesis Archive #2 1976-1992 и на CD Extra Tracks из бокс-сета Genesis 1976-1982.
Submarine
«Submarine» - инструментальная композиция с заметным названием, которая плавно развивается от тихого начала, создавая ощущение приближающегося судна в мутных глубинах океана. Мелодия клавишных Бэнкса мягко перетекает через слои синтезаторов. Резерфорд добавляет мощные аккорды и скользящую мелодию лид-гитары для усиления напряжения, когда судно проплывает мимо и исчезает вдали. Барабанная партия Коллинза демонстрирует его умение улавливать нюансы в мелодиях Бэнкса и способность выстраивать драматизм в аранжировке.
Если верить слухам, как и «Naminanu», «Submarine» была частью одной большой композиции во главе с «Dodo / Lurker». Но учитывая, что ее аранжировка и сама композиция относились к традиционному Genesis, их исключили из альбома после решения отказаться от выхода двойного альбома. «Submarine» отлично передает настроение и атмосферу, полностью соответствующую ее названию. Она является приятным отвлечением от более сложной музыки, которую группа писала во время сессий.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Длина: 4:37
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: гитара, бас-гитара
Фил Коллинз: барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (альбом «Abacab»): 18 сентября 1981 (Великобритания), 24 сентября 1981 (США)
Сингл-релиз:
Submarine была выпущена в качестве B-стороны к синглу Man on the Corner в Великобритании, США и по всей Европе.
Альтернативные версии:
Позже она была включена в удлиненном (5:14) варианте на Genesis Archive #2 1976-1992 и в финале в новом миксе на CD Extra Tracks из бокс-сета Genesis 1976-1982.
Из некоторых невошедших песен тех сессий был составлен мини-альбом 3x3, который вышел в мае 1982 года.
Paperlate
Во время работы над Abacab Коллинз решил, что две песни выиграют от того, если в аранжировку добавить духовые инструменты группы Earth, Wind & Fire, которые доселе он использовал в своем сольном альбоме Face Value. О первой - No Reply At All, мы уже говорили. Она попала в альбом, вышла в качестве сингла в США, но хитом не стала. Вторая - Paperlate - вышла позднее, в мини-альбоме 3x3 в 1982 году.
Идея песни родилась во время саундчеков во время тура Duke, когда Коллинз для настройки уровня громкости микрофона многократно напевал слово «Paper late» из вступления песни Dancing with the Moonlit Knight. В примечании к мини-альбому сказано:
«Я начал входить в ритм слова, что само собой переросло в импровизацию, когда каждый вступал по очереди. Звукорежиссер записал то, что у нас получилось, а когда мы начали работу над новым альбомом я эту запись принес. Мы договорились сделать из нее отдельную песню, сократив название до одного слова».
В итоге получилась, пожалуй, самая сильная из этих двух композиций с участием духовой секции и одна из самых сильных песен вообще записанных во время сессий к альбому. Барабанная сбивка начинает эту задорную и запоминающуюся песню, основанную на ритмичном фортепианном риффе Бэнкса, который подхватывается партией духовых инструментов и уверенно управляется фанковыми басовыми партиями Резерфорда. Барабаны Коллинза точно подчеркивают ключевые компоненты музыки, благо сам Фил был одним из самых талантливых и изобретательных ударников в поп-музыке того времени. Коллинз исполняет вдохновляющий текст песни с удовольствием, что демонстрирует уровень его энтузиазма.
Дэйв Томпсон в своей рецензии пишет:
«В припеве звучат лишь призраки соула 60-х и жизнерадостность, которая соответствовала настроению британских чартов того времени».
Песня стала предметом дружеского спора в группе о том, станет ли она хитом: Коллинз и Резерфорд считали, что станет, а Бэнкс - нет.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Фил Коллинз
Длина: 3:25
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: гитара, бас-гитара
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Дон Майрик - саксофон.
Луи Саттерфилд - тромбон.
Рамли Майкл Давис - труба
Майкл Харрис - труба.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (мини-альбом 3x3): 17 мая 1982 (Великобритания), 4 июня 1982 (США, Three Sides Live)
Позже песня была включена в американскую версию альбома «Three Sides Live», четвертая сторона которого состояла из студийных ауттейков альбомов «Duke» и «Abacab». Позже она будет включена в бокс-сет Genesis Archive #2 1976-1992 и в ремикшированном виде на Genesis 1976-1982.
Песня была включена в качестве первого трека на EP 3x3, в который также вошли You Might Recall и Me and Virgil, выпущенный 17 мая 1982 года. EP занял 10-е место в чарте UK Singles. Песня также попала в американские чарты в качестве сингла, достигнув 32-го места. Пять лет спустя песня была включена в качестве би-сайда на 12-дюймовый сингл Tonight, Tonight, Tonight.
Музыкальное видео:
Хотя для сингла не было снято промо-видео, выступление группы на Top of the Pops 27 мая 1982 года под фонограмму (довольно неудачное) песни сейчас широко используется на музыкальных видео-каналах.
Турне
1982 (редко на североамериканском этапе).
Paperlate периодически исполнялась вживую на четырех концертах в рамках тура группы в 1982 году, где к ним присоединилась духовая секция EWF.
Концертные записи:
Официально концертных записей этой песни нет.
You Might Recall
You Might Recall - романтичная песня о любви. Изначально планировалось, что она попадет в альбом Abacab, но по итогу уступила место наглой и странной «Who Dunnit?» после того, как президент Atlantic Ахмет Эртегюн убедил группу выбрать «уродливое» вместо «красивого». Рабочее название песни - Jangly. Коллинз отметил, что гитарный звук Резерфорда «представляет собой нечто среднее между Джанго Рейнхардтом и джангловым шумом нашей игры». Гитара Резерфорда сопровождается звонким барабанным паттерном и запоминающимся мелодичным клавишным риффом. Эти элементы задают тон легкой, но запоминающейся поп-песне. Светлая романтика текста типична для Бэнкса, она очень контрастирует с абстрактной природой большинства материалов тех сессий.
Потенциально песне не хватает развития, оставаясь на протяжении всего времени в одном настроении. В тот момент группа пыталась нащупать себя в стремлении избежать традиционной тенденции усложнять песенные структуры. Ближе к концу меняется тональность, чтобы придать треку ожидаемый подъем.
Многие считают, что музыканты ошибочно решили оставить эту песню вне альбома (выбрав Who Dunnit). Безусловно, она очень сильная, но в контексте альбома была бы не уместна. Группа была полна решимости показать, что идет в ногу со временем.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 4:35
Тони Бэнкс: электрический рояль, синтезаторы
Майк Резерфорд: гитара, бас-педали
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (мини-альбом «2x2»): 17 мая 1982 (Великобритания), 18 мая 1982 (США, B-сайд сингла Paperlate), 4 июня 1982 альбом Three Sides Live.
Песня была включена в EP 3x3 в Великобритании и использовалась в качестве B-стороны к синглу Paperlate в США и других частях света. В США песня также была включена на четвертую сторону пластинки Three Sides Live вместе с другими студийными ауттейками альбомов «Duke» и «Abacab». Позже она появилась на бокс-сет Genesis Archive #2 1976-1992 и на CD Extra Tracks в ремикшированном виде в бокс-сет Genesis 1976-1982.
Me & Virgil
Me & Virgil - тематически продолжает серию песен Genesis о Старом Западе (Ballad of Big и Deep in the Motherlode). На этот раз повествование идет от первого лица для придания личного оттенка. Текст песни Коллинза рассказывает историю глазами одного из мальчиков, оставшихся наедине со своей матерью в прерии после смерти отца. Когда позже их мать умирает, мальчики решают покинуть свой дом и расправить крылья.
Рабочее название песни - «Chunky». Она родилась в результате импровизационных сессий, когда они начали соединять разные фрагменты, как в предыдущих альбомах. Позже Коллинз признался, что сей текст его смущает:
«Я уже говорил, что в такой долгой карьере, как моя и Genesis, неизбежно будут несколько ошибок. И эта песня - одна из них. Думаю, я пытался понять, сможем ли мы сделать что-то похожее на The Band... Не смогли».
Эта запоминающаяся песня имеет лаконичную аранжировку, усиленную синтезированными скрипками Бэнкса (он попытался сэмплировать синклавир). Пэдхэм и Коллинз пытались добиться вокального эффекта (за счет обрезания реверберации), схожего с тем, что они достигли в песне «The Roof is Leaking» (из «Face Value»). Общий эффект - создание музыкального образа изоляции на фоне широкого плоского ландшафта с большим небом. Короткая инструментальная часть (с 5:00 по 5:25) включает психоделическое соло на гитаре Резерфора, которое кажется не совсем уместным, несмотря на все попытки Коллинза его улучшить.
Фил Коллинз
Майк записал для песни свое гитарное соло. Я ему откровенно сказал: «Чувак, не думаю, что нам нужно его использовать». На что он, подумав, ответил: «Знаешь, да, думаю, ты прав». Он сыграл заново - и получилось намного лучше. Но если бы я не высказал своего мнения, мы бы использовали первую версию.
При всех своих недостатках песня обладает определенным шармом и сильно отличается по своему подходу к звучанию и аранжировке. Да, текст кажется чутка банальным и, вероятно, сама песня кажется неуместной для альбома, но стремление группы экспериментировать неизбежно приведет к ошибкам. И, как бы сказал Фил, да, это одна из них.
И хотя песня была включена в американскую версию альбома Three Sides Live, Коллинз наложил вето на включение трека в Genesis Archive #2 1976-1992.
Тони Бэнкс:
Фил возражал против включения Me & Virgil. Он прочитал текст и, возможно, постеснялся его, а как по мне, с музыкальной точки зрения, песня удалась.
Позже ее включили в бокс-сет Genesis 1976-1982 на диске Extra Tracks.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Фил Коллинз
Длина: 6:19
Тони Бэнкс: электронный рояль, синтезаторы
Майк Резерфорд: акустическая гитара, гитара, бас-гитара
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия.
Запись и микширование: Farm (март - июль, 1981)
Продюссер: Genesis
Звукорежиссер: Хью Пэдхэм
Релиз (мини-альбом «2x2»): 17 мая 1982 (Великобритания), 4 июня 1982 альбом Three Sides Live (США).
Турне
1981 (дважды на европейском этапе).
Группа исполнила песню вживую на первых двух концертах испанской части своего тура, после чего она была снята и больше не исполнялась.
Концертные записи
Официальных концертных записей песни не было.
Резюме
Альбом Abacab вышел 18 сентября 1981 года, достигнув 1-й строчки в британском чарте альбомов и 7-й строчки в США (там он вышел через несколько дней). Его смелый, прямолинейный, экспериментальный и вызывающий дух оттолкнул некоторых старых поклонников группы, но и привлек много новых. Коллинз дополнительно привлек к группе интерес после успеха своего сольного альбома Face Value, и многие поклонники этой работы теперь были готовы дать Genesis шанс. Группа философски отнеслась к реакции старых поклонников.
Тони Бэнкс
Я могу понять, когда некоторые наши старые поклонники разочаровались нашим недавним успехом. Думаю, тут есть момент психологии.
Abacab оказался поворотным пунктом для Genesis в их попытке заново себя изообрести. Как таковой альбом получился на редкость удачным. Даже его обложка, представляющая собой абстрактную картину из разных цветов, была в разных вариантах - и это тоже отступление от традиций. Среди других факторов, которые помогли группе обрести новую идентичность - дальнейший переход к совместному авторству, строительство новой студии и решение продюсировать свои альбомы. Привлеченный Хью Пэдхэм помог добиться живого звучания, избавившись от продюсерского блеска, который был заметен на прошлых работах трио.
Майк Резерфорд:
В Abacab много пространства. Люди склонны думать, что Genesis - это стена звука. Но, на мой взгляд, это уже в прошлом. Звучание альбома по энергетике очень похоже на то, как мы звучим на репетиции.
В конечном итоге альбом оказался ступенькой к большим свершениям. Возможно, это был шаг назад в плане постоянства качества песен, но и большой шаг вперед в обновлении Genesis для 80-х и последующих годов. Группа приложила все усилия, чтобы не впасть в свои старые клише. Бэнкс был наиболее осторожен в плане звучания клавиш и играл более простые последовательности аккордов. Коллинз обеспечил энергичную и мощную игру на барабанах, используя свой звук, который он нашел с Пэдхэмом в своих работах вне группы. Резерфорд создал более атмосферный и характерный стиль игры на соло-гитаре. Песни, которые удались больше всего (Dodo / Lurker, Abacab и Keep It Dark), несомненно, были приближены к традиционным Genesis, но с новым взглядом на звучание и композицию.
Музыкальная пресса сразу же назвала Коллинза катализатором перемен после его недавнего сольного успеха. Именно он был ответственен за то, что нанял Хью Пэдхэма в качестве звукорежиссера и предложил использовать секцию духовых инструментов группы Earth, Wind & Fire. Однако решение упростить аранжировки и стиль написания песен было принято группой единогласно и без возражений.
Отныне Бэнкс, Резерфорд и Коллинз были в равной степени вовлечены в процесс сочинения песен, и теперь их вклады впервые разделились поровну. Во время сессий было записано большое количество песен, и альбом мог бы стать первым, на 100 процентов состоящим из совместных композиций, если бы не их раннее решение включить в альбом по одной сольной композиции (на две меньше, чем в предыдущей работе «Duke»).
Безусловно, музыкальная пресса не осталась в стороне и обратила внимание на изменения. Пол Колберт в своей рецензии для Melody Maker назвал альбом «наименее последовательным и, следовательно, наименее предсказуемым релизом группы за последние несколько лет... Если Genesis охотятся за новой аудиторией, то «Abacab» можно рассматривать как альбом с разными наживками на крючках, дабы посмотреть, кто и на какую клюнет».
Дэвид Фрик отметил в Rolling Stone:
«Keep it Dark» и озорная «Who Dunnit?» звучат с пост-панковским индустриальным лязгом.
Кэти Уитли написала в Sounds:
Genesis этим альбомом доказывают, что они мхом покрываться не собираются.
Уже много лет спустя свой обзор сделал All Music Guide:
Duke продемонстрировал новый Genesis - изящное, жесткое, стильное трио, которое реально звучало по-другому, если сравнивать со своим первым воплощением, но Abacab - это та работа, где это новое воплощение группы себя проявило.
То, что тогда казалось удивительно смелым шагом, сегодня можно рассматривать как проверку. Проверку того, как далеко группа сможет отойти от сложившихся у разных людей представлений о группе.
Тони Бэнкс
Думаю, во многих планах Abacab был экспериментом, и с этой точки зрения он получился весьма успешным - гораздо более упорядоченным, практически абстрактным, что мы и попытались продемонстрировать переходом от красивых обложек к чему-то более откровенному и прямолинейному. В этом и заключалась наша цель. И, на мой взгляд, альбомы, которые вышли после Abacab, иногда возвращали что-то из старенького. Но эта перемена была для нас необходима, иначе, полагаю, мы бы не выжили.
Фил Коллинз
Оглядываясь назад, можно сказать, что Abacab был переходным периодом. На тот момент, он - лучшее, что мы делали. Впрочем, как и каждый новый альбом. В каждом новом альбоме мы будем стараться делать что-то новое.
Возможно, группа уж очень старалась быть разной, но… она хотя бы пыталась.
To be continued…