Итак, небольшая предыстория, дабы вам не окунаться в наши длинные тексты.
1979 год – стал первым годом, когда Genesis бездействовали. Точнее так казалось внешне. Внутри страсти кипели. Во-первых, Фил пытался наладить проблемы с браком. Тяжелый 1978 год, проведенный в поездках, привёл к разрыву с женой Андреа.
«Тур 1978 год длился год, и он разрушил мой брак. Я собирался уехать в Канаду жить, поскольку там жили родители супруги».
Во-вторых, пока Коллинз отсутствовал, Тони и Майк решили впервые заняться сольными альбомами, тем самым дав возможность Филу разобраться в себе и в своих проблемах. По итогу ему понадобилось несколько месяцев, чтобы понять, что ситуацию личную уже не исправишь, а потому в апреле 1979 Коллинз вернулся один, в новый дом, который они купили с женой еще в прошлом году. Это Олд Крафт в Шалфорде, что в графстве Суррей.
Тем временем Тони Бэнкс записывал свой сольник «A Curious Feeling», а Майк Резерфорд – “Smallcreep’s Day”.
Майк Резерфорд:
В этот период мы с Филом почти не общались, а вот Тони Смит с ним связь поддерживал. Временных рамок никто не устанавливал, то есть Фил сам должен был дать понять, что он готов снова с нами работать.
Коллинз решил парней пока не отвлекать и заняться разными проектами. В первую очередь, он вернулся к Brand X и записал с ними альбом, плюс отыграл ряд концертов. Параллельно завел знакомство с Джоном Мартиным (помог ему тоже записать альбом), со Стивеном Бишопом и Эриком Клэптоном. Не забыл он и старых коллег - поучаствовал в записи альбома Питера Гэбриэла и отыграл с ним на разных мероприятиях. Вместе с этим он начал сочинять песни, что стало для него своеобразной терапией – свои эмоции он изливал в музыке и текстах. У себя дома он организовал студию с помощью Джеффа Каллингема, техника группы. Для записи использовал свою барабанную установку, драм-машину Roland CR-78.3, купленную в Японии, пианино от двоюродной бабушки Дейзи, фортепиано Fender Rhodes и синтезатор Prophet 5. Многие песни были автобиографичными, навеяны личными проблемами. При этом Фил не планировал их выпускать, а просто выплескивал эмоции так, как мог.
Осенью Тони и Майк собрались у Фила дома для репетиций нового альбома Genesis. Репетиции вылились в импровизации, а импровизации - в песни совместного авторства. Это вдохновило их снова писать песни вместе, а не приносить их по отдельности, как было до этого.
Майк Резерфорд:
«Мы начали опять писать втроем, то, что раньше приносило свое волшебство. Его долгое время не было. Работали в доме Фила, в одной из спален, атмосфера была непринужденной, обстановка приятной. Фил сам стал больше сочинять».
Но всё-таки от индивидуальных песен пока тоже никто не отказывался. Каждый принес по 2-3 сольные композиции для альбома.
Фил Коллинз (в интервью BBC Radio One (1980 год)):
В альбом впервые включены пару моих песен. До прошлого года я ничего сам не сочинял, а в прошлом написал много песен, решили использовать парочку моих, Тони и Майка. Репетировали изначально по три песни, но из-за того, что альбом - не резиновый и материала накопилось много, мы взяли по паре от каждого – те песни, которые устраивали всех».
Фил и Тони часто спорили (в шутку, конечно), показывал ли Коллинз демку «In the Air Tonight». Бэнкс отрицательно качал головой. Вместе с этим они с Майком из сольного списка Фила выбрали «Please Don’t Ask» и «Misunderstanding». Последняя имела «привкус» Beach Boys – «Sail on Sailor», а «Please Don’t Ask» напоминала ELO, любимую группу Тони Бэнкса.
Фил Коллинз
Мне казалось, что простота некоторых песен (к примеру, If Leaving Me is Easy) потерялась бы, если бы я ее отдал, но уже этого не узнать.
Уверенность Коллинза росла не только на почве сочинения материала, но и в вокальном плане. Фил смог привнести больше «себя» в интерпретацию новых песен.
Тони Бэнкс:
«В Duke он впервые заявил о себе как певец. Как настоящий певец!».
Во время работы над альбомом Фил, Тони и Майк сформировали из написанного ими вместе материала музыкальную сюиту, но в последствие она была разделена на несколько частей.
Тони Бэнкс
Да, «Behind the Lines», «Duchess», «Guide Vocal», «Turn It On Again», «Duke’s Travels», «Duke’s End» – именно так мы играли ее на концертах. Почему не стали объединять? Не хотели сравнений с «Supper’s Ready». Чувствовали, что сейчас не то время для подобных сложных композиций. В любом случае, между ними существует много связей. Первые 3 так и так связаны друг с другом. «Turn It On Again» тогда был лишь в виде двух тактов, эдакой связующей частью, переходившей в «Duke’s Travels». Мы так записали, но потом мне показалось, что это довольно сильно звучит для первого раза, но если делать еще раз…»
В ноябре 1979 года Genesis повезли новый материал в Швецию на запись в студию Polar Studios, которая принадлежала группе ABBA. Тони и Майк были впечатлены возможностями студии, когда занимались своими сольными работами. Фил вспоминал, что в студии «была большая концертная студия – фантастическая. Впервые мы на записи начали хорошо звучать». Дэвид Хентчель снова стал продюсером альбома, но уже в последний раз.
В январе альбом сводили на студии в Лондоне в Maison Rouge, а мастеринг проводили в Trident Studios.
Не получилось коротко? Ну и ладно.
Behind the Lines
Первая песня, которую группа создала вместе на сессиях в доме Фила. Она возникла после часовых импровизаций под фанковый ритм драм-машины. Новый подход к сочинению песен показал, как использование драм-машины может раскрыть их музыку. В итоге получилась яркая, оптимистичная композиция, открывающая альбом и демонстрирующая уверенное стремление расширить музыкальную палитру (особенно если сравнивать с материалом прошлого альбома «And Then There Were Three»).
Песня открывается синтезаторными фанфарами, имитирующие духовые. Под энергичные барабаны Коллинза Тони играет 2-аккордную фразу. С 2:15 начинается уверенный вокал Коллинза поверх «прыгающей» ритм-партии фортепиано Yamaha CP-70, основанной на той же последовательности аккордов и дополненной синтезированной секцией духовых. Фил тогда увлекался музыкой группы Earth, Wind & Fire, ему очень нравилось их звучание духовых. Чтобы как-то его изобразить, в песнях «Behind the Lines» и «Turn It On Again» он и Бэнкс задействовали звук «утиного зова» из синтезатора Yamaha CS-80 Тони. В итоге они включили этот зов в инструментальную часть альбома в надежде, что это вызовет любопытство у музыкальной прессы. Однако, к их огорчению, ни один журналист об этом не упомянул.
Фил Коллинз:
«До моего знакомства с EWF мы хотели использовать трубы для песен «Behind the Lines» и «Turn It On Again». Единственная возможность это сделать – задействовать вокодер и синтезатор. Я начал дурачиться с «утиным зовом» в микрофон, мы пропустили его через синтезатор, а от синтезатора – в вокодер. В итоге получалась такая духовая секция, хотя она таковой не являлась. Ну и мы назвали сие «уткой».»
В этой песне также заметен рост Фила как вокалиста. Он поёт уверенно и страстно, если сравнивать с тремя предыдущими альбомами. Уверенности добавил и более приземленный характер текстов. Изначально написать текст поручили самому Филу. Однако его вариант получился настолько циничным (ответом на критику группы в музыкальной прессе), что Тони и Майк на него наложили вето, в итоге Резерфорд быстро предложил альтернативный вариант об увлечении фаната знаменитостью. Тематически текст связан с «Duchess» и «Guide Vocal».
Также эту песню Фил позднее включил в свой сольный альбом. Идея возникла во время микширования Duke: для экономии времени группа перематывала кассеты вперед, чтобы добраться до определенных моментов монтажа. Когда «Behind the Lines» зазвучала в колонках в ускоренном темпе, они отметили, что песня неплохо звучит фанково и в быстром темпе. Эта мысль зацепила Фила и он решил ее воплотить в сольной версии. Также он воспользовался возможностью использовать уже настоящую духовую секцию Earth, Wind & Fire.
Музыка: Майк Резерфорд, Тони Бэнкс, Фил Коллинз
Текст: Майк Резерфорд
Длина: 5:31
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль, «утка»
Майк Резерфорд: гитары, бас-гитара
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия, «утка».
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США);
Сингл: 7 марта 1980 (B-side сингла Turn It On Again)
Вторая половина песни под названием Behind the Lines-Part Two (3:54) была выпущена раньше альбома в качестве B-стороны к синглу «Turn It On Again» 7 марта 1980 г., а полноформатная версия (5:39) к «Misunderstanding» - в мае в США.
Турне:
1980, 1981, 1982, 2007 (отрывок), 2021/2
Песня стала фаворитом концертных выступлений в течение трех первых туров, в том числе в связке «Duke Suite» в 1980 году. На реюнион-турах 2007 и 2021 года инструментальная секция с фанфарами была соединена с «Duke's End», и открывала концерты тура.
Концертные записи:
(1) Запись (5:26), сделанная в Nassau Coliseum, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 29 ноября 1981 г., была включена в концертный альбом «Three Sides Live». В записи также участвуют Дэрил Стермер (гитара) и Честер Томпсон (барабаны). Звукорежиссер записи: Джефф Каллингем.
(2) Исполнение переработанной версии 2007 года под названием "Duke's Intro" (3:48) было записано на Old Trafford, Манчестер, 7 июля 2007 года и включено в концертный альбом «Live Over Europe 2007». Запись, сделанная Бернардом Натье, была спродюсирована Ником Дэвисом.
Duchess
Один из лучших лаконичных и мелодичных гимнов группы. Медленный пульсирующий рисунок драм-машины Roland CR-78, запрограмированный Коллинзом, сопровождается успокаивающими аккордами синтезаторных струнных от Тони, которые ведут длинное инструментальное вступление. Отсюда рабочее название «Drum Machine». Фоновая перкуссия Фила от драм-машины Roland по ходу усиливается и превращается в настоящий военный марш барабанов, открывающий песню. Тони использовал электрический рояль, чтобы имитировать драм-машину, и этот ритм образовал куплет песни. Мощный припев содержит, пожалуй, лучший по исполнению вокал Фила на сегодняшний день под аккомпанемент фортепианных аккордов Тони и глубоких басовых педалей Майка.
Тони Бэнкс:
Это была важная песня группы, она очень проста, но в ней столько же эмоций, сколько и в «Supper’s Ready». К тому же мы научились всё упрощать.
«Duchess» - первая песня, в которой группа использовала драм-машину.
Тони Бэнкс:
Нужен был простой паттерн, и она [драм-машина] дала нам этот результат, в то время как барабанщик всегда стремится где-то усложнить.
Группа решила оставить партию драм-машины, поскольку она придавала свое настроение и атмосферу. Плюс она помогала группе творчески экспериментировать в студии. Тони называет «Duchess» одной из своих любимых песен за всю историю группы, а простой текст – это история взлетов и падений женщины-рок-звезды (она же герцогиня). Тони записал демку мелодии и импровизированный текст, а также сделал рабочее руководство для Коллинза. Именно в этот момент Тони обратил внимание на дополнительное пространство, которое Коллинз привнес в песню благодаря своей вокальной трактовке, поднявший ее на новый уровень.
«Все элементы уже были, но когда он ее спел – дело не только в том, что его голос звучит лучше моего – все эти приукрашивания, история и всё то, что случилось с песней, полностью её изменили. Будь у нас обычный сессионщик, он бы не смог сделать с песней то, что сделал бы настоящий певец. Фил придал ей свой характер, душу. В итоге эффект получился сильнейший».
Коллинз тоже называет Duchess своей любимой песней, особенно он доволен звучанием барабанов, записанных через ближние и дальние микрофоны и пропущенных через сильный «лимитер». Этот эффект он позже усовершенствует для своего сольного альбома и для песни «In the Air Tonight».
Стив Чик из The Guardian так охарактеризовал песню:
«Одна из лучших песен во всей дискографии Genesis…проникновенный вокал Коллинза, дополненный драйвовыми фортепианными аккордами Бэнкса и поистине мощными ударными».
Музыка: Майк Резерфорд, Тони Бэнкс, Фил Коллинз
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 6:37
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль, бэк-вокал.
Майк Резерфорд: гитары, бас-гитара, бас-педали, бэк-вокал.
Фил Коллинз: главный и бэк вокал, барабаны, перкуссия, драм-машина.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США);
Сингл: 12 мая 1980 (на стороне B - «Open Door»)
Duchess был выпущен в качестве второго британского сингла с «Duke» (урезанная версия до 4:21 без длинного вступления с драм-машиной) 12 мая 1980 года. Сингл достиг отметки #46 в чартах Великобритании и продержался в них пять недель. Трек «Open Door», не попавший в альбом, был на обратной стороне сингла. Песня была также выпущена в Нидерландах и Италии. В Германии и Австралии она появилась на обратной стороне сингла «Misunderstanding».
Музыкальное видео
Непритязательный клип на эту песню был снят Стюартом Ормом в Ливерпульском театре "Эмпайр" и его окрестностях во время театрального тура Genesis по Великобритании в 1980 году. Группа, похоже, с удовольствием использовала старый театр, надев пальто сторожа и выступая из разных частей здания, в том числе затаскивая пианино Бэнкса на ступеньки театральной сцены.
Концертные выступления:
1981, 1982, 2021/2022.
Песня была частью длинной "Duke Suite" во время турне Duke, а в следующем году шла после «Behind the Lines». В 2021 году она вернулась в сет-лист во время прощального тура «The Last Domino» (за исключением двух концертов в Чикаго).
Официальные концертные записи:
Концертная запись (6:43), сделанная в Nassau Coliseum, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 29 ноября 1981 г., была включена в концертный альбом «Three Sides Live». В записи также участвуют Дэрил Стермер (гитара) и Честер Томпсон (барабаны). Звукорежиссер записи: Джефф Каллингем.
Guide Vocal
Написанная под странным рабочим названием "AC-DC", "Guide Vocal" является короткой грустной балладой Бэнкса. В ней идёт горькая отповедь брошенного наставника, которую Коллинз со страстью поет в медленной и мрачной аранжировке, состоящей из электророяля, синтезаторных струнных и баса. Она служит кодой к двум начальным песням «Behind the Lines» и «Duchess», из которых плавно вытекает. Коллинз передает горечь главного героя в своей удивительно тонкой манере, особенно в заключительных строчках, которые также служат аккуратным завершением начального трио песен «Сюиты». Сильная основная мелодия также повторяется в «Duke's Travels».
Музыка: Тони Бэнкс
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 1:21
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль
Майк Резерфорд: бас-гитара.
Фил Коллинз: главный вокал.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США);
Концертные выступления:
1980.
Песня была исполнена в составе "Сюиты Дюка".
Концертные записи:
Исполнение в Лицее от 1980 года попало в сборник BBC Broadcast.
Man of Our Times
Песня Man of Our Times была сочинена Резерфордом под рабочим названием «Dark Green».
Гитарист вдохновился классикой синти-попа «Cars» Гэри Ньюмана, в частности повторяющимся драйвовым гитарно-синтезаторным риффом. Во многом песня повторяет ход, использованный в «Back in NYC», которая также была построена на повторяющемся риффе Резерфорда.
Майк воспользовался гитарным синтезатором ARP Avatar, чтобы продублировать свою лид-гитару и получить обработанное звучания инструмента. Использование гитарного синтезатора позволило ему во многом расширить свою музыку. Позднее Майк признавался, что песня является неудачным экспериментом, о котором лучше забыть. По его мнению, текст – это попытка по-иному взглянуть на человека своего времени, который с одной стороны пугает, а с другой - не представляет из себя практически ничего. Несмотря на личные оговорки Резерфорда, это одна из самых тяжелых песен в репертуаре группы: повторяющийся рифф приводит в движение парящий припев. Стаккато барабанов, подчеркивая смещенный ритм, пробивает себе путь через аранжировку. Яркий вокал Фила смикшировал Дэвид Хентчель, он пытался придать песне больше пространства. Многократное повторение «Tonight» можно назвать предвестником другой песни «Tonight, Tonight, Tonight».
«Man of Our Times» – одна из самых ярких композиций альбома. Она ни разу не исполнялась на концертах, возможно, из-за отрицательного отношения к ней Майка, и является во многом забытой жемчужиной этого плодотворного периода для группы.
Музыка: Майк Резерфорд
Текст: Майк Резерфорд
Длина: 5:35
Тони Бэнкс: синтезаторы.
Майк Резерфорд: гитара, гитарный синтезатор, бас-гитара.
Фил Коллинз: главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США);
Misunderstanding
Первая сольная композиция Коллинза для Genesis – это история о том, как «девушка разбивает парню сердце», написана в энергичном софт-роковом стиле. Самая простая и непосредственная песня альбома, привлекшая внимание американских слушателей после того, как была выпущена главным синглом в США 10 мая 1980 года. Там она стала первым хитом группы, достигнув 14-й позиции в американском чарте Hot100. Коллинз вспоминал, что на ритм песни повлияли произведения «Sail on Sailor» группы Beach Boys, «Rocky Mountain Way» Джо Уэлша и «Hold the Line» группы Toto – все они имели схожий ритм, популярный в Штатах. Рабочее название песни – «Ot Ot» - обратное написание Toto.
Песня была одной из двух, отобранных Бэнксом и Майком, как наиболее удачные демки, над которыми Фил трудился в конце 1979 года. Если сравнивать с демкой (выпущенной позднее на ремастере Face Value), финальная версия схожа первоначальному видению песни Коллинзом. Тони немного переосмыслил партию фортепиано Фила и добавил несколько синтезаторных струнных, а Майк использовал в качестве аккомпанемента простую гитарную фразировку.
Позже Бэнкс сказал:
«Если бы эта песня никогда не выходила в качестве сингла, она бы мне, наверное, нравилась больше. Но если вырвать ее из контекста и сделать синглом, то есть сделать её олицветворением всего альбома, как получилось в Штатах, то она просто теряет весь свой смысл».
И в этом есть своя правда. Песня заметно контрастировала с более драматичным материалом альбома, но, продемонстрировав сочинительский талант Фила и его способность улавливать запоминающиеся мелодии, она стала сигналом к дальнейшему развитию группы в эпоху, когда прог-рок переживал тяжелые времена, а революция новой волны и панка требовала музыки в упрощенном виде. Успех песни в США также послужил укреплению авторитета группы на этой территории.
Альтернативная версия: оригинальная демка включена в бонус-диск ремастированного альбома Face Value.
Музыка: Фил Коллинз
Текст: Фил Коллинз
Длина: 1:21
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль
Майк Резерфорд: бас-гитара.
Фил Коллинз: главный вокал, барабаны, перкуссия.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Сингл: 10 мая 1980 (США), 8 сентября 1980 (Великобритания)
«Misunderstanding» стала ведущим синглом в США (немного ускоренная версия – 3:04) и вышла 10 мая 1980 года. На сингле также присутствовала на обратке «Behind the Lines – Part Two». В Великобритании песня была выпущена в качестве третьего сингла с альбома 8 сентября 1980 года, куда также на обратную сторону попала «Evidence of Autumn» и достигла 42-го места в чартах Великобритании.
Музыкальное видео:
В поддержку сингла по обе стороны Атлантики Стюартом Ормом был снят клип. Съемки проходили в Лос-Анджелесе, Фил ведёт кабриолет Ford образца 50-х годов, а Тони (с пианино) и Майк (с гитарой) едут за ним на заднем сиденье пикапа.
Концертные выступления:
1980 (американский этап), 1981, 1982, 1983/4, 2021 (на 2-х концертах).
Песня исполнялась вживую в ходе тура в поддержку «Duke», но только на американском этапе после того, как она имела успех в качестве сингла. В последующих трех турах она исполнялась везде. В 2021 году песня вернулась в сет-лист, но была сыграна лишь на двух концертах в Чикаго. Помимо этого Фил исполнял ее в своем Первом Прощальном туре в США в 2004 году.
Официальные концертные записи:
Энергичное выступление (4:06) было записано в Savoy Theatre в Нью-Йорке 28 ноября 1981 г. и включено в альбом Three Sides Live. В записи также участвуют Дэрил Стермер (гитара) и Честер Томпсон (барабаны). Звукорежиссер записи: Джефф Каллингем.
Hearthaze
Красивая и глубокая композиция Тони Бэнкса, одна из лучших, написанных им для группы. Его игра на электророяле Yamaha CP-70, благодаря красивым гармониям, эффектно подчеркивает меланхоличный характер текста. Зеркально отражая Ripples, Тони обращается к теме времени, но здесь он играет на фоне неспешных ударных Коллинза – тихое использование малого барабана демонстрирует мастерскую интерпретацию материала. Эффект от сочетания гармоний Тони, в которых чередуются мажор и минор, легкого ритма Коллинза и Майка создает ощущение, что песня исполняется в конце изнуряющего жаркого летнего дня. Фил своим вокалом передает грустную, почти жалостную лирику с душевной страстью. Нежные куплеты переходят в эмоциональный припев, в котором певец выражает чувство отчуждения.
Hearthaze - еще одна песня, которая после выхода альбома была практически забыта. Одной из причин, почему песня не получила широкого внимания, может заключаться в заумных текстах Тони. Фил нередко об этом размышлял. У Коллинза подход к текстам более прямолинейный и открытый, что очень контрастирует со стилистикой Бэнкса. Позднее песни Фила будут привлекать больше покупателей пластинок благодаря своей искренности и проникновенности. Борьба Тони за сольный успех можно частично объяснить его более отстраненными текстами и, возможно, его склонностью (по его словам) заходить «слишком далеко». При этом его тексты написаны от первого лица и представляют собой попытку передать более индивидуальный подход и выразить некоторые эмоции, пусть и на более интеллектуальном уровне. Таким образом, "Heathaze» можно считать стильной балладой думающего человека.
Фрэнсис Кутюр в своей рецензии говорит:
«Ее можно было бы считать одним из самых сильных достижений группы после ухода Гэбриэла, по крайней мере, в композиционном плане, если бы не тот факт, что песня никогда на концертах не исполнялась и не продвинулась дальше альбомного релиза».
Turn It On Again
Turn It On Again стала для группы вторым синглом-хитом, вошедшим в 10-ку лучших в Великобрпитании, а также закрепилась в концертных сет-листах на постоянной основе. Основа песни – повторяющийся гитарный рифф Майка, сыгранный в размере 13/8, который отражает четкая партия Тони на фортепиано. Когда Майк представил группе свой рифф, он изначально исполнил его в медленном темпе. Фил снова обратился к своему влиянию Earth, Wind & Fire, предложив увеличить темп. Так песня получила импульс, а пульсирующие педали Майка и четкие барабаны Фила только усилили ее энергию. Тогда не было секвенсеров, а потому эффект пульсации в партии басовых педалей достигался за счет эха для каждой новой ноты. Когда группа пришла в студию для записи, Майк хотел играть рифф в реальном времени, нажимая на басовые педали кулаком. Когда он устал, за дело взялся Коллинз. Странный размер оказался непонятным для танцующих слушателей.
Коллинз вспоминал:
«Под нее невозможно танцевать. Мы каждый раз наблюдали, как люди начинают танцевать, но через какое-то время чувствуют что-то не то и при этом никто ничего понять не может».
Рабочее название Tamia.
Изначально задумывалась как связующее звено между «Guide Vocal» и «Duke’s Travels» в рамках одной большой сюиты. Когда группа поняла, что у песни потенциала гораздо больше, они ее расширили, повторив основной рифф с добавлением партии Тони в середине песни, после чего включили основной хук в коду, а не в повторяющийся припев.
Тони объяснил:
«Мы взяли рифф Майка – фрагмент, который он не использовал для своего альбома – и тот фрагмент, который не использовал я. Соединили. Придали чуть больше рока и «тяжести». Мой фрагмент был чутка эпичнее, а фрагмент Майка медленнее и с налетом хэви-металла. Фил добавил ей прямолинейности за счет своей четкой партии. Ни я, ни Майк, возможно, даже не додумались бы до неё. Позднее были добавлены еще пара фрагментов».
В тексте Майка рассказывается об увлечении одинокого человека персонажами, которых он каждый день видит по ТВ, что делает его еще более изолированным от внешнего мира. Таким образом есть тематическую связь с предыдущими частями «сюиты». Фил энергично исполняет свою партию вокала, делая песню эталонной для группы. Она указала путь к более прямолинейному поп-року, который привел Genesis в последующих турах к стадионам. Тем не менее, в песне сохранилась музыкальная сложность, что делало группу оригинальной среди остальных. «Turn It On Again» по праву занимает место в ряду классических произведений.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Майк Резерфорд
Длина: 3:52
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль, «утка» (?).
Майк Резерфорд: гитары, бас-педаль.
Фил Коллинз: главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия, бас-педаль, «утка» (?).
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Сингл: 3 марта 1980 (Великобритания), август, 1980 (США).
Песня была выпущена в Великобритании 3 марта 1980 г. в виде слегка укороченного (3:44) лид-сингла. Она достигла #8 в чарте UK Singles, на оборотной стороне - Behind the Lines-Part Two. В Европе сингл достиг №1 в Италии. В августе он был выпущен в США, где в качестве первого сингла была выбрана «Misunderstanding». Для этого релиза трек был более сильно отредактирован (3:27) за счет сокращения вступления и более раннего затухания песни. Здесь сингл достиг пика на #58.
Музыкальное видео:
Для рекламы сингла Стюартом Ормом был снят клип, в котором группа исполняла песню под фонограмму на студийной сцене.
Концертные выступления:
1980, 1981, 1982, 1983/4, 1986/7, 1992, 1998, 2007, 2021/2
Песня исполнялась во время всех гастролей группы, начиная с 1980 года. Она быстро стала любимой на сцене, а в турах 1983/4 и 1986/7 годов стала исполняться на бис с добавлением попурри из любимых поп- и рок-хитов группы, которые исполнялись на распев. Это также дало Коллинзу возможность пообщаться с публикой в стиле "Братьев Блюз", надев очки и черную шляпу.
Официальные концертные записи:
(1) Turn It On Again - песня с наибольшим количеством официально доступных концертных записей из каталога Genesis. В 2023 году в сборнике BBC Broadcast вышла концертная версия от мая 1980 года.
(2) Выступление (5:16) в Nassau Coliseum в Юнион-Дейл, Нью-Йорк, 29 ноября 1981 года было включено в альбом Three Sides Live. В записи также участвуют Дэрил Стермер (гитара) и Честер Томпсон (барабаны). Звукорежиссер записи: Джефф Каллингем. В песню была добавлена аккуратная инструментальная партия, в которой Коллинз дублировал Томпсона на барабанах.
(3) Выступление в филадельфийском клубе Spectrum 27 ноября 1983 г., включающее добавочное попурри из "Everybody Needs Somebody to Love"; "(I Can't Get No) Satisfaction"; "The Last Time"; "All Day and All of the Night"; "In the Midnight Hour" (9:26), было использовано в качестве B-side к 12-дюймовому синглу группы Illegal Alien в конце января 1984 года.
(4) Запись с выступления группы на фестивале в Небуорте 30 июня 1990 г. в рамках Silver Clef Award Winners Show, также включающая попурри: Everybody Needs Somebody to Love, Reach Out (I'll Be There), Pinball Wizard, In the Midnight Hour (11:10), была выпущена на альбоме Knebworth-The Album того же года. В состав группы входили Бэнкс, Коллинз и Резерфорд, дополненные гастрольной группой Коллинза в лице Стёрмера (гитара), Томпсона (ударные), Рамли Майкла Дэвиса (труба), Гарри Кима (труба), Луиса Сэттерфилда (тромбон), Дона Майрика (саксофон), Брэда Коула (клавишные), Лиланда Склара (бас), Бриджетт Брайант, Арнольда Маккулера и Фреда Уайта (бэк-вокал). Запись была смикширована Кристофером Марком Поттером и спродюсирована Крисом Кимси и Стивом Смитом.
(4) Еще одна запись (7:11), сделанная во время тура группы в 1992 году, появилась в феврале 1993 года в качестве B-side к CD-синглу «Tell Me Why». Позже она была добавлена в ремикшированную версию концертного альбома «The Way We Walk» в 2009 г. в составе бокс-сета «Genesis 1973-2007 Live». Вновь в состав группы вошли Стёрмер (бас) и Томпсон. Звукорежиссер записи - Ник Дэвис.
(5) Концертное выступление (2:37) с презентации альбома «...Calling All Stations...» на мысе Канаверал 28 августа 1997 г. появилось на CD-сингле «Shipwrecked». В состав группы входили Бэнкс, Резерфорд и Рэй Уилсон (вокал), к которым добавился Нир Зидкьяху (ударные). Звукорежиссер - Ник Дэвис.
(6) Последний концертный релиз этой песни (4:26) был сделан в рамках тура воссоединения группы в 2007 году, где использовалась запись с Амстердама 1 июля. В состав группы входили Бэнкс, Коллинз и Резерфорд, Стёрмер и Томпсон.
Alone Tonight
Эту песню Майк Резерфорд, сочинив на акустической гитаре, специально написал для альбома «Duke». Другими словами, это не остаток от сольной работы.
Майк Резерфорд (из интервью Киду Дженсену на Radio One в марте 1980):
Думаю, у всех и всегда возникает такая проблема: ты делаешь песню и потом думаешь, куда она пойдёт - в сольник или в альбом группы? В прошлом году мы писали сольные альбомы, закончили их, а затем приступили к сочинению материала для альбома группы, посему тут иных вариантов быть не могло.
Рабочее название песни - «South Coast». Представляет собой грустный и немного растерянный рассказ от первого лица о расставании. Для передачи позитивных мыслей главного героя о надежде Майк использует мажорные аккорды, а затем возвращается к минорным, чтобы передать чувства потери и одиночества. Коллинз проникновенно передает текст, опираясь, несомненно, на свой недавний личный опыт. Куплет основан на меланхоличной и нежной мелодии акустической гитары, которая переходит в «громкий» припев с барабанами Коллинза. Возможно, припев страдает от «излишней» аранжировки во время крещендо: арсенал клавишных Бэнкса и мощные барабаны Коллинза подчеркивают мелодраматическую смену настроения.
Charisma изначально хотела выпустить «Alone Tonight» основным синглом альбома, но группа этот вариант не поддержала. Музыканты отстаивали «Turn It On Again» и в этом споре они вышли победителями. Поскольку песня ни разу не исполнялась на концертах, она почти тут же была забыта. В своем обзоре Фрэнсис Кутюр оценивает ее так:
«Песня легко забывается. Собственно, что с ней и случилось».
Возможно, эта оценка звучит несправедливо по отношению к «Alone Tonight». Будучи простой и, возможно, незамысловатой, она демонстрирует более чувствительную сторону группы.
Музыка: Майк Резерфорд
Текст: Майк Резерфорд
Длина: 1:21
Тони Бэнкс: синтезаторы
Майк Резерфорд: акустическая гитара, бас-гитара.
Фил Коллинз: главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Cul-De-Sac
Рабочее название - P.F.J.
Песня «Cul-de-Sac» по стилю и аранжировке больше напоминает материал с предыдущего альбома группы «… And Then There Were Three…» - с попыткой вместить множество музыкальных идей в относительно небольшое произведение. Мягкое фортепианное начало сменяется мощными синтезаторными аккордами, которым добавляют драматизма партии барабанов Коллинза. Куплет и припев сливаются в прог-манере, потому песня могла бы занять достойное место на любом из трех предыдущих альбомов группы.
Клавишный рифф в припеве - фирменный знак Бэнкса, напоминающий его сольную работу на «A Curious Feeling». Игра Коллинза на барабанах динамична, а Майк исполняет в песне свое одно из лучших соло на лид-гитаре, дополняющее выразительные аккорды Тони.
Тони Бэнкс:
Эта песня - моя самая удачная попытка создать объем. Она и «Supper's Ready» - те произведения, в которых объемность полностью исходит от клавишных.
В тексте «Cul-de-Sac» повествуется о гибели динозавра, эдакая предупреждающая метафора эволюционного «тупика» для человеческой расы. Слишком сложный текст Бэнкса вновь стал проблемой для Коллинза, как и аранжировка.
Фил Коллинз:
Когда у меня возникают проблемы с тем, чтобы что-то исполнить, он (Бэнкс) понимает, что лучше бы он это не играл и вообще куда-нибудь свою идею отложил.
Тони же считал, что песня важна своей музыкой и грандиозностью, которая выделяла её на фоне других песен альбома. Однако, как и большинство композиций Duke, песня «Cul-de-Sac» осталась во многом забытой из-за отсутствия желания Коллинза её петь, несмотря на музыкальную драматургию и сложные структуры аккордов.
Музыка: Тони Бэнкс
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 5:04
Тони Бэнкс: электрический рояль, синтезаторы
Майк Резерфорд: гитара, бас-гитара.
Фил Коллинз: главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Please Don’t Ask
Please Don't Ask - ещё одна песня Коллинза, написанная им во время перерыва в 1979 году, которая могла бы появиться на альбоме «Face Value», если бы Genesis не взяли её для «Duke». Песня очень личная, написана в виде неловкой беседы с бывшей женой.
Фил Коллинз:
Она была о детях, о том, что происходило, о моих проблемах и моей ситуации. С тех пор я никогда ничего подобного не писал. Это что-то вроде «Не говори мне, я всё знаю» и «Может, нам стоит снова попробовать». Это реальный разговор.
Вокал передает боль человека, разлученного с женой и детьми, а плавное исполнение Бэнксом написанной фортепианной партии Коллинза умело передает эмоции смятения. Настроение подчеркивается объемным использованием меланхоличных септаккордов, финальная версия очень схожа с оригинальной демкой Коллинза. Как и в "Alone Tonight», припев довольно перегружен аранжировкой и может отвлечь внимание от эмоционального воздействия душераздирающего текста.
Фил Коллинз:
Я бы с удовольствием сыграл ее на фортепиано, но у нас в группе есть свои территориальные права - и это справедливо, потому я запишу другую версию для своего альбома.
Однако в итоге Фил решил от этого отказаться и вместо неё выпустил на своем альбоме собственную версию «Behind the Lines», сочиненную группой. Впоследствии Коллинз отмечал, что «Please Don't Ask» выиграла бы, если бы была замедлена по темпу и исполнялась в виде традиционной баллады. Тем не менее, она остаётся прекрасным украшением альбома, дополняющим меланхоличное настроение многих композиций и демонстрирующим, что Genesis могут отказаться от своего интеллектуального языка, и показать, что у них тоже есть сердце.
Альтернативная версия
Оригинальное демо Коллинза (4:01) было включено в бонус-диск к переизданию альбома Face Value в 2017 году. Эта версия, хотя и очень сырая по форме, является, пожалуй, самым откровенным вариантом песни. Она также подтверждает, что группа мало что изменила по сравнению с оригинальной основной аранжировкой.
Музыка: Фил Коллинз
Текст: Фил Коллинз
Длина: 4:02
Тони Бэнкс: электрический рояль, синтезаторы
Майк Резерфорд: гитара, бас-гитара.
Фил Коллинз: главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Duke’s Travels / Duke’s End
Два заключительных трека альбома «Duke» завершают то, что изначально должно было стать «Duke Suite». В целом это связанные между собой инструментальные произведения, при этом «Duke's End» повторяет темы из некоторых песен альбома. В композиции чувствуется энергия, о чем говорит Резерфорд:
Она звучит довольно живо, не студийно. Будто выступление. И в этом большая заслуга Polar Studios.
На 1:30 в мерцающем потоке синтезаторов Бэнкса постепенно появляются ударные Коллинза, которые играют повторяющийся паттерн в африканском стиле. Далее начинается, пожалуй, одно из лучший инструментальных выступлений Бэнкса - ритмичные клавишные (рабочее название произведения - «Swish Jazz») с намеком на шотландский хайленд. После чего ритм Коллинза ускоряется в середине, пиком которой становится заводная партия лид-гитары. Её звучание Резерфорд получил благодаря использованию гитарного синтезатора ARP Avatar. Инструментальные всплески достигают пика на 6:10, и произведение выходит на мощную репризу «Guide Vocal». Она является завершением «Duke's Travels», а пронзительный вокал Фила становится эмоциональным дополнением к грустному тексту Бэнкса. Как только реприза умолкает, начинается промежуточная секция, возглавляемая синтезаторным органом и флейтой Prophet 5 Бэнкса - предполагаемый намек на песню «In the Court of the Crimson King» группы King Crimson. Всё это переводит нас на синтезированные фанфары из вступления «Behind the Lines».
В «Duke's End» музыканты вновь объединяются для создания взрывной и энергичной кульминации альбома. Это мощное произведение, в котором каждый из музыкантов создаёт мощный саунд. Несомненно, это самая сильная инструментальная работа со времен «The Cinema Show» из альбома «Selling England by the Pound», она демонстрирует, что трио в лице Бэнкса, Коллинза и Резерфорда - это инструментальное сердце группы. Также стоит отметить партию барабанов Коллинза - одну из лучших в его исполнении.
Хотя темы из «Duke's End» повторяют «Behind the Lines» и «Turn It On Again», Бэнкс отвергает утверждения, что в «The Duke Suite» была какая-либо концепция:
Не предполагалось, что между песнями будет какая-то особая тематическая связь, и на этом альбоме ее нет, как нет и концепции. Мы делали её только однажды - в альбоме «The Lamb Lies Down on Broadway», остальные альбомы - это совершенно отдельная история.
И всё же «Duke's Travels» и «Duke's End» - достойное завершение одного из самых сильных альбомов группы.
Музыка: Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Фил Коллинз
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 5:04
Тони Бэнкс: электрический рояль, синтезаторы
Майк Резерфорд: гитара, гитарный синтезатор, бас-гитара.
Фил Коллинз: главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Живые выступления:
1980, 2007 (фрагмент).
Эти фрагменты были включены в концертное исполнение "The Duke Suite" во время последующих гастролей группы. Части пьесы были использованы во время тура воссоединения 2007 года.
Концертные записи:
(1) Запись "Duke's Travels/Duke's End" (9:32), сделанная 7 мая 1980 года в лондонском театре Lyceum, была включена на диск Genesis Archive #2 1976-1992. На обеих официально опубликованных концертных версиях с группой играют Дэрил Стёрмер (бас) и Честер Томпсон (ударные). Эта версия не совсем соответствует студийной записи, но сохраняет свою энергетику. Звукорежиссером записи был Дэвид Хентчель, а микшировал ее Ник Дэвис.
(2) Во время тура 2007 года «Duke's End» была объединена со вступлением к «Behind the Lines» - так получилась "Duke's Intro" (3:48), открывавшая концерт. Средняя часть "Duke's Travels" стала частью более продолжительного попурри «In the Cage/The Cinema Show/Duke's Travels/Afterglow (17:57). Записи "Duke's Intro" и "In the Cage Medley", сделанные в Олд Траффорд, Манчестер, 7 июля 2007 года, вошли в альбом Live Over Europe 2007. Запись была сделана Бернардом Натье и спродюсирована Ником Дэвисом.
Open Door
Open Door - еще одна грустная акустическая песня Майка Резерфорда, первая из двух записанных во время сессий Duke, но не попавших в альбом.
Главный герой песни мужчина, размышляющий о разлуке со своей возлюбленной. Он вспоминает тот день, когда ушёл от нее, и её образ в распахнутых дверях. В завершающих строчках пронзительно передаётся боль разлуки, а в хрупком голосом Коллинза - пустота, которую ощущает главный герой. Резерфорд сохраняет простоту аккордов в припеве, сопровождая акустической гитарой фортепиано Бэнкса. Тони также добавляет несколько негромких оркестровых пассажей струнных и язычковых инструментов, помимо фортепиано. В целом аранжировка с отсутствующими перкуссиями довольно скромная, но при этом сама песня цепляющая.
Музыка: Майк Резерфорд
Текст: Майк Резерфорд
Длина: 4:06
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль
Майк Резерфорд: акустическая гитара, бас-гитара.
Фил Коллинз: главный и бэк-вокал.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Сингл: 10 мая 1980 (США), 8 сентября 1980 (Великобритания)
Первоначально песня была выпущена на обратной стороне сингла «Duchess» в Великобритании. Позднее песня была включена на диск «Genesis Archive #2 1976-1992» и на диск «Extra Tracks» для бокс-сета «Genesis 1976-1982».
Evidence of Autumn
Вторая песня, оставшаяся вне альбома Duke - принадлежит авторству Тони Бэнкса, типичная для клавишника тем, что за 5 минут в ней меняются темы и настроения, но при этом остаётся целостность произведения. Начало её наполнено атмосферой обреченности со звуками одинокого колокола (что несомненно способствовало появлению рабочего названия «Bring Out Your Dead») переходит в более традиционную для Genesis композицию. Песня не затерялась бы в альбоме «Wind&Wuthering», а ее короткая интерлюдия в середине напоминает «One For the Vine». Вокалу Коллинза не хватает задора и эмоций, присущих ему в других композициях, что еще раз подчеркивает трудности, с которыми он часто сталкивался при исполнении заумных текстов Бэнкса. Песня даёт Тони возможность побаловать себя экспериментами с гармониями и ритмами. Основу составляет электророяль Yamaha CP70, к которому клавишник добавляет несколько сочных струнных. Ненавязчивые басовые ноты Майка дополняют оркестровку Тони, а Фил умело подстраивает свою игру на барабанах под меняющиеся темпы.
В плане текста песня состоит из трех частей: парень встречает девушку, затем вспоминает день, когда она его бросила и, наконец, вспоминает о потерянной любви. Текст Тони носит описательный характер, ему не хватает души, которую Коллинз привнес бы в свои песни. В итоге композиция получилась довольно приятной и красиво исполненной, но не особо трогающей.
Тони Бэнкс:
У нас был выбор между Autumn и Cul-de-Sac – что должно быть на альбоме? Думаю, мы поступили правильно.
Музыка: Тони Бэнкс
Текст: Тони Бэнкс
Длина: 4:57
Тони Бэнкс: синтезаторы, электрический рояль
Майк Резерфорд: гитара, бас-гитара.
Фил Коллинз: главный вокал, барабаны, перкуссия.
Запись: Polar Studios, Швеция (ноябрь-декабрь, 1979)
Микширование: Maison Rouge, Лондон (январь, 1980)
Продюссер: Дэвид Хентчель, Genesis
Звукорежиссер: Дэвид Хентчель
Ассистент: Дэвид Баскомб
Релиз (альбом «Duke»): 28 марта 1980 (Великобритания); 31 марта 1980 (США).
Сингл: 10 мая 1980 (США), 8 сентября 1980 (Великобритания)
Первоначально песня была выпущена в августе в США на обратной стороне сингла «Turn It On Again», а в Великобритании - «Misunderstanding». Позже песня была включена в «Genesis Archive #2 1976-1992», а также на CD «Extra Tracks» для бокс-сета «Genesis 1976-1982».
28 марта 1980 года Duke вышел в Великобритании и стал первым альбомом группы, возглавившим чарт. В США (альбом вышел спустя несколько дней) он занял 11-е место - на данный момент самое наивысшее. В итоге альбом стал платиновым по обе стороны Атлантики. Группа находилась в лучшей форме. Если песни с альбома «…And Then There Were Three» зачастую имели оттенок усталости, то здесь уже ощущалась свежесть. Вероятно, этому способствовало возвращение к совместному сочинительству через импровизации и растущая уверенность Коллинза как композитора, который большую часть 1979 года сочинял свой материал.
Исполнение Фила здесь достигло пика: он не только умело играл на барабанах, но и удивил более сильным и проникновенным вокалом.
Фил Коллинз
Я вложил в свой вокал больше сил и мужества. После ухода Питера Гэбриэла мне пришлось пройти краткий курс обучения вокалу, но теперь я перешел на овердрайв.
Большинство текстов давали ему возможность порефлексировать, и он смог с помощью эмоций и артистизма их оживить.
Майк также стал более уверенно играть на гитаре, сделав прекрасную работу в Man of Our Times и Cul-de-Sac. Его игра на бас-гитаре также звучит вкусно, особенно в Duchess и Turn It On Again.
Тони использовал больше фортепиано, чем в последнее время, и такой подход добавил песням энергию и яркость, которых не хватало на прошлом альбоме. В роли композитора он стал увереннее, а песни лучше зазвучали в короткой форме.
Единственным недостатком альбома можно назвать мастеринг. Несмотря на то, что в студии группы ABBA Polar Studios музыканты смогли создать ощущение живого исполнения, в изначальном варианте альбому не хватало нижних частот, и он получился сырым. Бэнкс списывает это на мастеринг в Maison Rouge. Позднее это исправил Ник Дэвис в ремастеринге от 2006 года, ему удалось лучше передать живой дух записи.
Реакция музыкальных критиков осталась неоднозначной, поскольку группа вышла из-под влияния прессы, которая стремилась быть в курсе быстро меняющейся музыкальной моды.
Линн Ханна из NME:
«Duke – это изначально консервативный альбом. Здесь и снобистский подтекст названия, и строгая приверженность группы своей старой музыкальной форме, и присущая текстам песен проповедь замкнутого в себе комментатора, который ушёл в свои разочарования и сделал добродетель из пессимизма - мощная защита от бегства».
Хью Филдер из Sounds:
«Ни один поклонник Genesis не разочаруется в Duke, а это значит, что группа выполнила свое главное обязательство».
Многие обозреватели современности считают этот альбом завершением прог-эры Genesis и началом поп-эры. Альбом, безусловно, содержит лучшее из обоих миров. В своей ретроспективной рецензии Стивен Томас Эрлевайн отмечает:
«Это модернистский арт-рок, совершенно непохожий на хрупкий, нежный «Selling England by the Pound», и иногда точность атаки может быть немного напыщенной. Тем не менее, это большой скачок вперед в плане развития звучания Genesis, оно стало фирменным, вместе с ним появились и поп-песни, в частности «Misunderstanding» и «Turn It On Again»».
Отход от удлиненных песен начался еще с «And Then There Were Three», но здесь группа была больше озабочена тем, чтобы дать альбому возможность развиваться естественным образом, а не форсировать направление. Возвращение к общему авторству позволило создать несколько исключительных композиций, которые в значительной степени затмили материал, написанный индивидуально. Это не значит, что песни, написанные сольно, полны недостатков, на самом деле каждая из них имеет свой характер и хорошо вписывается в альбом. Успех «общих» песен говорит о том, что группа неожиданно нащупала свою формулу, которая может работать на нее и в дальнейшем - создавать песни на основе импровизаций и творческого подхода к аранжировке.
Для синглов «Turn It On Again», «Duchess» и «Misunderstanding» были сняты промо-клипы, а для рекламы первого группа впервые лично появилась на шоу Tops of the Pops на канале BBC.
На запоминающейся обложке альбома был использован рисунок из детской книжки Лайонела Коэчлина.
Фил Коллинз:
Изначально это была часть детской книги-азбуки A-B-C, и в ней было Q, обозначающее «вопрос» (Question – прим.), а на иллюстрации был изображен Альберт, смотрящий в окно, но с буквой Q над ней и знаком вопроса. Мы для обложки альбома взяли саму иллюстрацию и избавились от этой буквы».
Она примечательная своей простотой и поэтому отличается от предыдущих обложек. Её называют одной из лучших.
Выпустив альбом, Genesis начали активно гастролировать по театральным площадкам Великобритании с 17 марта по 30 июня, а с конца мая – в Канаде и США. Телеканал Granada TV снял документальный фильм о концертах в Ливерпуле, а BBC заснял концерты в Lyceum Ballroom для ТВ и радио.
Genesis начали свое самое коммерчески успешное десятилетие.
To be continued?..