Найти в Дзене
Genesis family

55 лет группы Genesis. Как пережить развод (1979) [ч.38]

Оглавление

Пока Фил пытался наладить свои семейные дела, Майк Резерфорд и Тони Бэнкс решили впервые уйти в сольное творчество.

A Curious Feeling

Тони Бэнкс

В течение 1978 года я понял, что сочинял немного отличное от прежней музыки, что-то более эмоциональное и менее ритмичное. У меня накопились ряд композиций, которые я уже знал, что рано или поздно использую в сольном альбоме.

В сольнике я попытался уйти чуть дальше от того, что делал в группе. Я дал себе больше пространства, а вскоре наткнулся на прекрасную научную историю 50-х годов под названием «Цветы для Элджернона», написанную Дэниелом Кизом. Её я в итоге взял за основу. Написал все тексты, а потом прошел довольно большой путь, чтобы все их выучить. В Англии как раз поставили мюзикл по книге, и я понятия не имел, будет ли у нее такой же успех, как у мюзикла «Иисус Христос - Суперзвезда», но все советовали мне сменить курс.

Поэтому я решил создать абсолютно новую историю с использованием тех же мною написанных текстов. Долго и мучительно над ними работал и не хотел их терять, изменив лишь пару тройку сюжетных линий. Сожалею, что сделал это. Думаю, если бы я придерживался изначальной линии, альбом получился бы хорошим, поскольку оригинальная история уже была отличной. Особенно в качестве мюзикла, который мне всё же довелось посмотреть. Вполне себе неплохой, хоть и продержался недолго.

Это концептуальный альбом, но при этом свободный и, надеюсь, в плане текстов понятный. Некоторые прекрасно поняли его суть, а кто-то понял неправильно. Дело в том, что история - эдакий скелет, и люди сами могут домыслить его пробелы. Наверное, здесь у меня одни из самых простых текстов, которые я когда-либо писал. В такой песне, как «One for the Vine» я попытался передать столько же информации, сколько и во всем этом альбоме. Я смог взять историю примерно такой же сложности и распространить ее на весь альбом, потому каждый текст мог быть гораздо проще и глубже исследовать каждое чувство.

-2

"В этой истории нет абсолютно ничего биографического. Я пишу с выдумкой и никогда не думаю в таких терминах. Когда я пишу подобную лирику, я просто ставлю себя на место человека, о котором пишу, и пытаюсь представить, что бы я чувствовал в этой ситуации. Изначально я хотел назвать альбом The Waters of Lethe, это вторая река подземного мира, река забвения, но потом я понял, что мне придется объяснять практически всем, что такое Lethe, и решил этого не делать. В каком-то смысле жаль, потому что я думаю, что это было бы лучше, более точное название, и оно более конкретное. Оно говорит вам, что это альбом о человеке, теряющем память. Я оставил его очень двусмысленным, но "The Lie" - это самая сложная песня, в которой происходит все действие, именно ее нужно понять, чтобы понять альбом. Остальные песни, за исключением "Somebody Elses Dream", работают сами по себе, я надеюсь, и имеют другое значение вне контекста.

В биографии Тони Бэнкса и Майка Резерфорда к этому времени в послужном списке была работа над саундтреком к фильму «Вопль».

Большая часть песен была сочинена еще в период работы над «And Then There Were Three…». Одна из них «From the Undertow», которая изначально была вступлением к песне «Undertow». Но в итоге она не подошла, и я немного изменил в ней акцент. Затем нас с Майком попросили написать музыку для фильма «Вопль», а у меня как раз остался этот кусок, который я не знал, куда приткнуть. Я его снова изменил, практически перевернул с ног на голову и использовал это маленькое вступление в качестве основной темы к фильму. Мне показалось, что она в этом плане будет вполне неплоха.

Дэйв Хентчель разыскал нам в Стокгольме студию ABBA - Polar Studios. Я отправился туда, а Дэйв в итоге слёг с паротитом, потому первые 2 недели мне помогал Дэйв Баскомбе, он отправлял Хентчелю кассеты. Позднее Баскомбе сам стал успешным продюсером и звукорежиссером. Вместе мы смогли сделать все наложения, я сыграл на всех инструментах, за исключением ударных, в том числе на обычной и на бас-гитаре. На барабаны я пригласил Честера Томпсона. Мне показалось, что будет полезно иметь рядом кого-то знакомого. В итоге у нас сложилась прекрасная атмосфера.

-3

Честер Томпсон:

"Когда я поехал на репетицию альбома, я остановился у него дома, и смог узнать Тони получше. Обычно с ним гастролирует его семья, а потому вам не удаётся толком провести много времени вместе. Поначалу не знал, что ждать. Думал, он очень прямолинейный, строгий, но в итоге мы всю неделю, чуть ли не с самого утра смеялись. Могли угорать абсолютно от всего. Мы тренировались, играли в пинг-понг, а по вечерам напивались. Было здорово, мне удалось его лучше узнать.

Он знает, что и как должно работать. В студии с ним находиться - одно удовольствие. У меня совсем другой взгляд на то, как надо работать в студии. И мой взгляд похож на взгляд тех, с кем мне доводилось работать до этого. Я привык относится ко всему серьезно, но Тони показался мне расслабленным.

-4

Тони Бэнкс

Изначально я хотел, чтобы у меня была известная певица, и начал поиск. Но первое, что всегда всплывало - это деньги, и в итоге пришлось на этом поставить крест. К кому обращаться? Не думаю, что мне нужно называть имена. В любом случае, я понял, что лучше предпочесть неизвестного певца. И из нескольких кассет, которые мне достались, мне попалась одна с Биконом (бывший вокалист String Driven Thing, группа лейбла Charisma, которая за несколько лет до этого выступала у Genesis на разогреве - прим.). Его музыкальные вкусы далеки от моих, но мне понравилась манера пения - очень проникновенная. С моими мелодиями у него проблем не возникло, хотя дабл-трекингом он никогда не занимался: многократным наложением вокальной дорожки. В этом заключалась единственная проблема, но после нескольких дублей он понял, что к чему.

С точки зрения ценности продакшн, всё не было так блестяще, но как единое целое – это было лучшее, что я делал. И я до сих пор горжусь записью.

Чем отличается работа над сольным альбомом и над альбомом Genesis? Ну, самое главное, что над всей инструментовкой трудились только я и Честер, за исключением трех треков, которые полностью инструментальные - в них я играю один. Я проделал большую работу, чтобы сыграть на гитаре и басу, пришлось сделать несколько гитарных дублей. Но теперь я в этом чувствую себя уверенно. Было весело, к слову, Честер мне помог с бас-гитарой, он ее отлично чувствует.

Второй сингл, май, 1980
Второй сингл, май, 1980

Самое захватывающее? Когда я сыграл множество комбинаций из клавишных. Со времен альбома «And Then There Were Three» я лучше узнал возможности Polymoog, плюс у меня есть CS80 - а с этими двумя инструментами можно сделать отличную инструментовку. Мне нравится работать с синтезаторами, особенно с ARP 2600, который обладает выдающимися возможностями, и постоянно меня удивляет, но мне нравится всё непредсказуемое.

Вообще я обычный музыкант, мне нравятся мелодии и гармонии. А еще то, что присуще рок-музыке - агрессивность, сырое звучания. Например, мне всегда импонировал Хендрикс, у него было именно такое звучание, что придавало им индивидуальность, а у The Kinks, «сырость» заключалась в том, что будто всё звучит не в такт. В музыкальном плане я с этого альбома начал использовать полутона. В музыке ночных клубов и в джазе такое часто присутствует, но для меня это всё было в новинку, и мне понравилось.

Считаю, что сольный опыт мне будет полезен и в случае с Genesis. Надеюсь, что мы начнем друг друга больше ценить, в том плане, что каждый из нас может друг другу дать. Когда ты пишешь что-то с группой, ты полагаешься на других, и начинаешь воспринимать это как должное, но когда ты пишешь сольник, их рядом нет, потому многое приходится делать самому.

Альбом вышел в те дни, когда мы уже работали над Duke. В первые недели он оказался на 22-м месте. Радости не было предела: «Вот оно! Ухожу!». Но на следующей неделе он опустился на 23-е, а потом и вовсе сгинул без следа.

Думаю, что его покупали те же люди, которым нравились такие песни, как «Afterglow» (из «Wind & Wuthering»), мое произведение, столь высоко оцененное фанатами. Но у альбома сингла не было. А спустя неделю вышел сольник Майка - и он был лучше моего, что еще больше разочаровало. Хотя не так как Фил спустя год…

-6

A Smallcreep's Day

Майк Резерфорд

Одно из правил группы гласило: мы должны учиться использовать всё, что доступно, а затем выбрать - пользоваться ли этим дальше или нет. Электрический ситар, который я купил в Нью-Йорке одновременно с 6-струнной басухой Microflet, это один из примеров: для каждого альбома я брал электрический ситар и пытался его включить. Стив играл на нем в «I Know What I Like», а я в "Follow You Follow Me". Но иногда песня сама говорила: «Спасибо, не надо!».

Тут важна сдержанность. Я всегда думал, что Тони тогда был очень сдержанным, в то время как многие сходили с ума от 3-клавишных стеков. Но гитаристы в этом плане прекрасны, поскольку гитара - вещь примитивна: кусок дерева, да 6 струн. Но это ограничение казалось мне силой, особенно когда я вспоминал, что, как бы безумно мне не хотелось записываться, мне всё равно приходилось придумывать, как играть вживую то, что я сочинил.

В те дни, если вы являлись успешной английской группой, ещё существовал разумный рынок для создания сольных альбомов. Они могли быть средними, но по исполнительскому уровню вполне себе хорошими и, благодаря этому, подняться в лучшую 20-ку. Однако мы решились на сольники не поэтому. Просто появился шанс проверить себя в совершенно другой области.

На самом деле, мы уже давненько подумывали о записи сольных альбомов. И этот год показался мне для этого подходящим. В основном потому, что уже начинался ужасный синдром: гастроли, сочинение альбома, запись альбома, гастроли… Бездумный конвейер, а потому нужны были перемены, а не плаванье по этому течению. Я хотел написать длинное произведение, потому что многие из написанных мною фрагментов не звучали именно как песни, а вот как фрагменты одного длинного произведения они звучат лучше.

-7

Я прочитал книгу под названием “Smallcreep’s Day” Питера Каррела Брауна, парень, который работал на производственной линии на фабрике. Я с трудом могу вспомнить сейчас, о чем там была речь, но суть в том, что реальная жизнь может быть похожа на конвейер, проходящий через машины завода. Вскоре я понял, что лучше всё же написать несколько песен, а затем пустить одно длинное произведение. Потому альбом «Smallcreep's Day» - на одной стороне представляет собой концептуальную часть, а вторая сторона - это просто набор песен для придания альбому разнообразия.

Я решил не петь сам, и в конце концов нашел певца по имени Ноель МакГалла – приятный голос с хорошим диапазоном. Я также забронировал студию ABBA’ы Polar Studios в Стокгольме и уехал туда с Саймоном Филлипсом на барабанах, Моррисом Пертом и Энтони на клавишных. Как лидер, думаю, я немного упустил ответственность, которую мы практиковали в Genesis, но потому что я принимал все решения, которые были заточены моим инстинктом.

Поиск музыкантов не представлялся сложным. Я любил работать с Энтони, и он технически прекрасно играет на клавишных, поэтому выбор для меня был очевиден, хотя я не пытался тем самым вернуть прошлые времена. Сейчас мы оба стали уже разными, гораздо старше. Когда он был в группе, времена стояли напряженные, много трений, споров, сейчас же мы через это прошли. Он очень веселый парень, мне это только в помощь. Он был не обычным сессионщиком, а человеком, который реально был вовлечен в работу, да и песни ему нравились. У него появилось куча идей, и мне пришлось вытягивать то, что мне казалось подходящим.

-8

О Саймоне Филлипсе я слышал, так как он работал с Brand X, и ещё слышал песни на кассете Джека Брюса, которые мне понравились. Все наслышаны о репутации Саймона - быстрый, яркий, чуть ли не яростный, но мне хотелось понять, сможет ли он работать с цельными фрагментами. Кассета Брюса показала, что он способен, потому я его взял с собой. Пригласил сначала на один день, но сразу решил, что оставлю его на все сессии.

Со Стивом Голдом я знаком со времен Rare Bird, он должен был петь на вокале, но перед отъездом в Швецию руководству что-то не понравилось и отказалось от этой затеи. Появился Ноэль МакКалла, когда мы уже записывали всю инструментовку, на которую он и спел. Был хорош.

Самый приятный момент? У меня больше было времени поработать с гитарой. Чувствую, что работа над сольником помогла мне улучшить игру на гитаре. Появилась основа, на которую я могу опираться. У меня есть базовые навыки гитариста, но я не склонен думать, что выучил что-то новое, будто я новичок. Я ощущаю себя так же, как и всегда, но эти 6 месяцев в интеллектуальном плане оказались стимулирующими.

В целом опыт считаю полезным, благо это был полноценный проект, в котором все решения были за мной. Это требовательно, нет моментов, когда можно сачкануть и просто отделаться короткими «Да», «Нет», «Наверное». В группе я обычно работаю над инструментовкой, основами гитары, нижние регистры, бас… Фил занимается ритмом, а Тони появляется позднее. Он лучше меня умеет насытить песню. Какие-то роли ты можешь делегировать. Здесь же я о барабанах и клавишах думал больше обычного. Мне очень помог гитарный синтезатор Roland, с ним мне удалось сделать хорошие струнные, орган, и хоть я не умею играть на клавишах, но всё же мог прорабатывать длинные партии и создавать что-то на 8-дорожечной записи. Это было испытание. Всё по-другому, совершенно новая область работы, которая обязательно принесет пользу, поскольку ты учишься новому. Этот опыт освежит работу с группой. Поэтому я с нетерпением жду новых репетиций с Genesis, возможности сыграть с Филом. Я не играл с ним уже год, как и с Тони…

-9

Энтони Филлипс

С 16 октября 1978 по 11 января 1979 года Филлипс трудится над своим альбомом «Sides», который выходит в апреле.

В феврале Энтони более усердно работает с синтезаторами, которые до этого использовались скупо.

С мая по июнь Энтони работает с Майком Резерфордом над его сольным альбомом в качестве клавишника.

Летом Энтони отправляется в небольшую поездку по США для промо альбома «Sides», после чего вновь заседает в студии, чтобы приступить к новому заказу. К нему обратилось издательство музыки для телевидения Himan Music (позднее известной как "Atmosphere Music Library»). Сотрудничество получится долгим, будут записаны множество треков, а некоторые из них спустя много лет выйдут в коммерческом формате.

В октябре Энтони Филлипс делает, пожалуй, свою последнюю запись в 70-х годах.

Осенью он также начинает работать с продюсером Рупертом Хайном над музыкальной адаптацией книги Кита Уильямса "Маскарад", опубликованной в августе. Ант также модернизируетт свою студию, заменив два своих магнитофона TEAC на магнитофон Allen & Heath Brenell Mini 8, который будет служить ему верой и правдой следующие восемь лет ...

Фил Коллинз

В апреле 1979 года я, будучи опустошенным, вернулся домой, в Шэлфорд. В доме, в котором я толком не успел пожить, до сих пор стояла упакованная мебель. На стенах не обсохла краска, которыми красил тот парень, переспавший с моей женой. Мы тогда остановились на деревянном настиле и кирпичном интерьере - мода конца 70-х. Из-за этого дом выглядел еще более пустым. Всё, включая меня, было содрано начисто.

Я без дела слонялся по дому - только я и коробки. Я бы сразу ушел в работу с Genesis, но Тони и Майк воспользовались отпуском и начали делать то, что страстно уже давно хотели - писать сольники. В течение года они оба были в Стокгольме. Не учли парни, что мой любовный поход в Ванкувер завершится так скоро. И безрезультатно. И я не учел.

Пока у меня окончательно не поехала крыша, я начал свою энергию направлять на все виды музыкальной деятельности, какие только смог найти.

апрель, 1979
апрель, 1979

Первым делом Коллинз вспоминает про свою вторую группу Brand X. Почти сразу после его возвращения. С 15 по 30 апреля они закрываются в студии Ринго Старра Startling Studios в Аскоте. Там Brand X работает в две смены - в дневную и в вечернюю. Дневной состав - это Коллинз, Гудсолл, Ламли и Гиблин. Им помогает звукорежиссер Колин Грин, до этого работавший с Ламли. Вечером трудятся Джонс, Робинсон и Кларк, их звукарь - Нил Кернон из Starlink Music. Позднее Гудсолл запишет гитарные партии и для вечернего состава. Спустя несколько дней к группе также присоединяется Моррис Перт для работы, однако его занятость настолько большая, что его отныне не называют «полноправным участником группы».

-11

Данные сессии являются самыми продуктивными в истории группы. Материала хватило на двойной альбом, однако они решают поступить по-другому. Сначала они выпускают альбом, основанный на материале дневной группы, так как та музыка им кажется более доступной и понятной, плюс в ней задействован Фил Коллинз. Это «Product», он выйдет 14 сентября 1979 года.

-12

Спустя полгода, в апреле 1980 года, будет выпущен второй альбом Brand X, уже сотканный из материала «вечерней группы» - «Do They Hurt?». В этом туре на барабанах играет уже Майк Кларк.

-13

В 1982 году, благодаря Робину Ламли, выйдет ещё один альбом «Is There Anything About?», тоже основанный на сессиях 1979 года.

Фил Коллинз

Для моральной поддержки ко мне переехали Питер Робинсон и Робин Ламли из Brand X. Не самое лучшее решение... Им вечеринки нравились больше, чем мне.

Робин притащился со своей американской подругой Ванессой, с которой у меня начало что-то получатся (Робину она уже наскучила, поэтому он даже был рад). Питер занял один конец дома, Робин обжил себе другую комнату, которая должна была стать детской. Я расположился в самой большой спальне. Один.

«Джек Ланкасетр собирает друзей» - примерно так можно охарактеризовать то, что происходило в то же время, когда остальные из Brand X отлучались по своим делам. Для записи своего следующего альбома «Skinningrove Bay» Джек пригласил Фила Коллинза, Робина Ламли (он же продюсировал альбом), Рода Аргента, Мика Роджерса, а также Гари Мура. В итоге получился неплохой альбом. Фил отметился на вокале в песне «Deep Green».

Примерно в то же время клавишник группы «Colosseum» Дэйв Гринсленд совместно с Патриком Вудроффом пригласили Фила для записи альбома «The Pentateuch Of The Cosmogony». Фила на перкуссии можно услышать в 6 песнях - «Three Brides», «Barcarole», «Vivat Regina», «Lament For The Sea», «Miasma Generator» и «Exile» .

Вскоре состоялось знакомство Фила с Джоном Мартиным.

Фил Коллинз

Кто-то порекомендовал меня ему. Джон записал в 1973 году исторический фолк-джаз альбом Solid Air. Он попросил меня поиграть на барабанах в альбоме, который вышел в последствие под названием «Grace & Danger». Когда мы узнали друг друга чуть лучше, он узнал, что я пою немного, потому спел у него на бэк-вокале в песне «Sweet Little Mystery».

Во время работы над альбомом я всё больше проникался к Джону. Мы сошлись не только как друзья, но и в музыке. Спустя пару лет я спродюсирую еще один его альбом. Но «Grace & Danger» стал, возможно, одним из лучших его альбомов. Увы, руководитель Island Records Крис Блэквелл с этим был не согласен. Джон как и я тогда разводился с женой, и это тоже нас сблизило. Блэквелл считал, что песни получились очень личными. Джон со своей супругой Беверли вместе записывались в этой студии, потому Блэквелл знал хорошо обоих. Поэтому он не соглашался выпустить настолько личный альбом.

И всё же альбом вышел, хоть и год спустя. Учитывая, что времени у меня было много, я поехал с парнями, которые помогали ему записывать альбом, и Джоном на гастроли. Это стало большой отдушиной и для меня. Я ощущал себя свежее еще и потому, что это очень отличалось всё от Genesis. Мы много веселились, порой даже чересчур. Джон любил выпить, и сейчас эта история в музыке уже избитая. Ещё он принимал и другие вещества, что делало его хоть и более непредсказуемым, но всё же обаятельным. Казалось, что он одержим саморазрушением. И тут ничего невозможно было поделать. Только…присоединится.

В тот период Джон часто приезжал ко мне и оставался со мной поиграть. Мы по очереди звонили своим бывшим... Но это всё заканчивалось криками и бросанием трубки. И мы открывали следующую бутылку…

Тем же летом, благодаря Мартину, состоялось еще одно знаменательное знакомство - с Эриком Клэптоном, который тогда был кумиром Фила.

-14

Фил Коллинз

Я был завсегдатаем паба Queen Victoria в Шэлфорде. Всегда обедал и приходил каждый вечер. Очень близко подружился с его хозяевами. Я им мог многое рассказать и доверить. Они помогали мне пережить сложные времена. Нередко я там проводил большую часть своего времени. Сначала один. Потом с Эриком Клэптоном. Как оказалось мы в Суррее были соседями, но впервые познакомились только в том году во время работы в студии Мартина.

Джон играл с Эриком, они прекрасно были знакомы. Однажды после трудного дня работы над «Grace & Danger» он хотел как-то скрасить вечер и не придумал ничего лучше, как пригласить Эрика. Вероятно, тогда Эрик ему отказал - Джон иногда злоупотреблял чужим гостеприимством, а тут вообще предложил завалиться к нему домой, да еще со мной, незнакомым человеком.

Так мы пересеклись в том пабе. Эрик до этого меня ни разу в глаза не видел, но я четко запомнил, как сидел со стаканом Guinness рядом с одним из моих кумиров. Поверить было сложно: сижу, пью пиво в пабе с тем, кого боготворил в детстве в клубе Marquee… Потом я еще долгое время боялся, что Эрик обо мне подумает, как о простом собутыльнике Джона, который таскался с ним, когда тот покупал наркотики.

И всё же к концу года мы с Эриком подружились. Отчасти благодаря Стивену Бишопу, который привел меня в дом Эрика и его жены Патти Бойд. В тот мертвый период без работы с Genesis я почти ежедневно приезжал к Эрику, порой ночевал. Подружился с его друзьями молодости. Часто ездили в Лондон, посещали игры «Тоттэнхема» и «Вест Хэма», несмотря на то, что Эрик болел за «Вест Бромвич».

август, 1979
август, 1979

Однажды Эрик выпил так много, что был не в состоянии вести машину. Мы приехали в клуб на его Феррари и надо было как-то доставить его до дома. Он сел на место пассажира, а мне пришлось садиться за руль. Феррари я никогда доселе не водил. Эрик сказал, что сам настроит всё так, что мне нужно будет использовать только сцепление, газ, тормоз и руль. И всё равно это стало для меня испытанием, хотя я нередко вёл во время гастролей Genesis Hillman Imp и Mini Traveller. Я двигался хаотично, было жаль коробку передач. Но всё же мы как-то сумели добраться до дома, после чего с Феррари облегченно выдохнули.

А в какие-то дни мы играли до утра в пул, угорали, пили, смеялись снова и снова пили. Веселые вечера в пабе Куин Виктория в печальный период моей жизни. Так началась наша прекрасная дружба, и это очень меня спасало. Мы с Эриком сыграли значительную роль в жизни друг друга, как в личной, так и с профессиональной точки зрения.

В тот же период Фил поможет и Стиву Бишопу. Тот работал в те дни над своим альбомом Red Cab to Manhattan, и Фил поучаствовал в двух песнях - «Little Moon» и «Sex Kittens to College». В записи также приняли участие Эрик Клэптон, Гэри Брукер (Procol Harum), Арнольд Маккалер.

Летом Фил примет участие в записи альбома «I Can See Your House from Here» группы Camel. Если услышите в песнях «Wait», «Your Love Is Stranger Than Mine», «Hymn To Her» и «Neon Magic» перкуссию - то можете быть уверены, где-то там работает и Фил. Говорят, что он не очень хотел, чтобы его имя указывали в списке участников. Вот что вспоминает о знакомстве с Коллинзом ещё один участник того альбома барабанщик Энди Уорд:

«Впервые с Филом Коллинзом я познакомился в студии на Basing Street. Genesis играли внизу, в большой студии, там они наносили последние штрихи к альбому «The Lamb Lies Down on Broadway». Мне же понадобился ключ для настройки барабанов. Мы разговорились. Фил показался очень дружелюбным, после этого мы ещё несколько раз виделись, обменялись телефонами и так далее. Вскоре после этого он позвонил мне и спросил, не хочу ли я ыграть на ударных с его группой Brand X на концерте в Лондоне? Мне это было только в радость. Конечно, волновался очень, пошел к ним на репетицию. Мне показалось, что не зная мелодий, за ними очень сложно было уследить, а там довольно много всяких требовательных изменений - в темпах, в размере. Я пару моментов уловил, весьма хороших для выступления, но очень нервничал всё равно. В любом случае, на следующий день концерт сыграли, это было в Лондоне, в клубе The Nashville. Играли на крошечной сцене, впятером, меня посадили прямо перед Филом на другой небольшой платформе. Мы начали играть, где-то 20 минут всё шло хорошо, но во время 4-й песни я правой рукой стучал на тамбурине, время от времени бил им по тарелкам и ловил левой рукой, чтобы заглушить звук. И как в один из моментов я так увлекся, что не смог поймать тарелку, в результате она врезалась в левое плечо Фила. Представляю, как это больно. Момент был ужасный. Он бросил на меня такой холодный взгляд, что я просто замер. Мы продолжили играть, но я был очень потрясен и осторожен, но вдруг… опять! На этот раз я промахнулся мимо Фила, но разнес половину его барабанной установке. Группе пришлось остановиться, чтобы всё исправить. Для остальных это было забавно, и пока был перерыв они начали шутить. Но больше меня играть с ними не приглашали. Но вообще они были отличными парнями и группой, вечер был классным, если не считать этих двух инцидентов».

Сам альбом вышел в октябре 1979 года.

Дабы сохранить хронологию событий, в это повествование мы врезаем еще одного персонажа…

-16

Питер Гэбриэл

Записав в 1978 году свой второй альбом, Питер отправится в тур. Он стартует в августе 1978 года и продлится до декабря. Уже во время этого тура Питер обкатывал новые песни, которые войдут в его следующий альбом. Это «I Don't Remember» (её он запишет еще до рабочих сессий к альбому) и ранние версии «Not One of Us» и «Family Snapshot», а также «Bully For You». Весной и летом он приступает к сочинению и записи своего уже третьего сольного альбома.

Примерно в это время он защищает авторские права на сюжет и текст песен «The Lamb Lies Down on Broadway». В Париже он даже нашел режиссера Алехандро Ходоровски и попросил его снять фильм по этой истории. Один из фильмов Алехандро «Эль Топо» в свое время очень повлиял на Питера. Был написан 12-страничный черновик. Компания Charisma Films начала активный поиск 5 миллионов фунтов стерлинга.

май, 1979. С Кейт Буш и Стиви Харли
май, 1979. С Кейт Буш и Стиви Харли

Питер начал серьезную работу над 3-м альбомом. Записав в Бате демки, он отправился в Таунхаус, в студию, которая принадлежала Virgin Records. Питер решил записывать альбом с молодой командой: выбрал Стива Лилливайта в качестве продюсера, а за звукорежиссерский пульт посадил Хью Пэдхема. Лилливайт с 1972 года работал в британских студиях, а в 1976 году он вместе с Брайаном Ино продюсирует альбом «Ultravox!» группы Ultravox. Он работает с группами новой волны, а также с панк-группой XTC - группа, которая тогда очень нравилась Питеру. Именно во время работы с XTC Стив начал сотрудничать с Хью Пэдхэмом, который до этого имел за плечами опыт с Yes, ELP.

Когда из офиса Питера позвонили Лилливайту, тот долго сомневался с ответом, поскольку не имел понятия, кто такой Гэбриэл. Питер же пытался смотреть в будущее, хотел стать частью надвигающейся новой волны, потому кандидатура Стива виделась ему идеальной для этого. После первых дней совместной работы с Питером Лилливайт пребывал в восторгах: «Никогда ни с кем так не работал!».

Также в начале года Питер посетил концерт группы Random Hold. Группа ему понравилась, Гэбриэл пригласил всех музыкантов поджемить, а в итоге оставил для себя лишь гитариста Дэвида Роудса.

Ларри Фаст:

Впервые Питер набрал столько людей, чтобы дать себе возможность быть тем, кто он есть, Питером, дабы раскрыть свой потенциал, а за спиной иметь идеальную команду звукарей, которые держат всё в своих руках и при этом не мешают. Стив и Хью дали такой баланс, не накладывая на нем свою печать.

Дабы не зависеть от ограничений студийного времени, Гэбриэл решил соорудить свою студию. Для этого он арендовал фермерский дом Эшкомб-хаус в 30 минутах ходьбы от своего дома. При нем был каменный амбар, где Питер устроил импровизационную студию. Поначалу в роли стен выступали коробки из-под яиц.

Альбом был полон инновационных находок. Ключевую роль сыграла драм-машина. Её раздобыл Ларри Фаст. Называлась она PAIA. Отличалась тем, что могла воспроизводить как заложенные стандартные ритмы, так и программировать свои. Питер был в восторге от новинки, в результате он перешел к новому методу работы: теперь сочинения начинались с ритма, который постепенно обрастал мелодией, и лишь потом - словами.

Также Питер опробовал сэмплер «Fairlight CMI», благодаря которому можно было записывать внешние звуки, а потом воспроизводить их с клавиатуры с любой частотой, а также в виде аккордов. «Знакомство» состоялось благодаря Сиду Макгиннису, который в свою очередь знал изобретателя этого устройства.

Питер и Стив Лиллилауайт сразу решили: «всё, что будет звучать привычно - отметаем».

К началу работы Питер уже имел ряд заготовок. Одна из них - примечательная «Biko». По итогу она стала первым социальным политическим месседжем Питера, а также первым экспериментом с этнической музыкой. Песня была посвящена Стивену Бико, арестованному по распоряжению правительства апартеида. Он умер в тюрьме в возрасте 30-ти лет. Сообщение о его смерти потрясло Питера в 1977-м году, он очень сильно заинтересовался всей ситуации в Южной Африке и разным движениям за права человека. Ритм и частично основа музыки навеяна музыкой из фильма «Dingaka», которую Питер услышал по радио. Здесь же звучит традиционное пение, записанное на настоящих похоронах Бико. Африканское влияние отчасти распространилось и на другие песни альбома - «Lead a Normal Life» и «No Self Control».

Помимо этого в альбоме участвуют звёздные гости. Бэк-вокал в «No Self Control» и «Games Without Frontier» исполнила Кейт Буш, а гитара в песне «And Through the Wire» - дело рук Пола Уэллера из Jam. Ну и Фил…

Фил Коллинз

Как-то я сказал Питеру: «Если тебе понадобится барабанщик…» И вот я вдруг оказался в Эшкомб-хаус. Там мы жили по итогу с Питером и другими музыкантами в течение месяца. Мы помогали ему придумывать идеи для альбома, плюс отыграли несколько концертов в Эйлсбери, Шептон-Маллет, на фестивале в Реддинге. Во время этих выступлений я оставлял барабаны, шел к микрофону, чтобы спеть с Питером «Biko», «Mother of Violence» и «The Lamb Lies Down on Broadway».

От скромности не помру, но всё же я был лучшим барабанщиком, которого он знал и на которого он мог положиться. Так как Питер сам был барабанщиком, то требовал он многого. Но наши отношения с ним были глубже музыкально-рабочих. Мы очень близко дружили.

В том же 1979 году мы продолжили работу с Питером в Таунхаусе в Лондоне. Я сыграл на барабанах на 4-х его песнях. Там же я познакомился и с Хью Пэдхэмом. Наиболее заметная роль у меня была в «Intruder». Учитывая, что Пит решил уйти от привычности, он мне сразу дал понять: «Делай что хочешь, только не используй металл» - «Тарелки? Совсем?» - «Совсем!». Тогда же мы с Хью впервые использовали новый саунд для барабанов. Впрочем мое участие в этой композиции было анонимным.

26 августа 1979 года Питер и Фил вместе выступают на фестивале в Рединге. На том же фестивале, но на день раньше, выступил… кто бы вы думали?

-18

Стив Хакетт

В 1979 году я был вдохновлен посещением Ассоциации спиритуалистов Великобритании, особенно их библиотекой. Один медиум перечислил имена людей, которых я очень хорошо знал, причем он на удивление точно рассказал их характеры. Позже у меня был другой такой же опыт, но с таксистом, который тоже сказал, что имеет дар медиума, который он получил после аварии. Он не только назвал имена, но еще и предсказал неминуемую неожиданную смерть моего деда, которая в итоге и произошла через неделю, несмотря на то, что он обладал на удивление крепким здоровьем.

Эта смерть, начало новой жизни - послужили для меня вдохновением. Мой недавний уход из Genesis породил много вопросов, которые всплыли на поверхность и вдохновили меня на создание нового альбома - «Spectral Mornings».

Альбом записывал в Голландии, в городе Хилверсум, при температуре ниже нуля. Огромная студия стала для меня защитой. Пока снаружи свои злоключения творила снежная королева, внутри было тепло и уютно. Всегда наготове были еда с напитками. Уборщику студии так нравилась наша музыка, что он всегда нас поддерживал и угощал. И не только едой…

Первым записанным треком стал «Spectral Mornings». Большое звучание треку придали клавишные Ника Магнуса вместе с гитарой. В этой песне ощущался дух, летящий на свободу.

Песня «Tigermoth» была связана с загробной жизнью, в ней рассказывалось о сострадающем духе, помогающем летчику, который не понимал, что он мертв после того, как его сбили в воздушном бою. Ник прекрасно создал «образ» этого боя на клавишах, а флейта Джона и педали Дика изобразили гул бомбардировщика.

«Red Flower» - предвестник моего интереса к звучанию, связанному с дальними странами. От Китая до Индии, от Южной Америки до Ближнего Востока. Чем меньше привычных инструментов, тем больше волшебства и интриги. А ещё мне нравился кото, который создавал прекрасный и нежный звук в этой песне. Мне всегда нравились контрасты между треками.

Особенно я был горд «Every Day». В песне я смог сбросить огромный груз накопившихся разочарований, плюс это был мой способ превратить грусть в триумф. Это была песня - глоток свежего воздуха. Я понимал, что мы создаем нечто мощное.

Тема начала и конца была продолжена в песне «The Virgin and the Gypsy». Чувственная по своей природе, это была песня земли, в которой участвовали два персонажа, разрушавшие старый мировой порядок.

А вот мой новый мировой порядок процветал. За 18 месяцев после ухода из Genesis я прошел долгий путь в сторону растущей уверенности. Альбом оказался успешным в чартах.

Впрочем я не был в то время ещё полностью ответственным. Выпивая и закуривая по вечерам во время записи, я ещё плыл по течению. Вдобавок я еще и заболел, состояние было жалкое. Прямо на диване или на кровати приходилось проверять все миксы, так как просто не мог дойти до студии. Почему же я заболел в очередной раз? С детства не отличался уверенностью в себе. Мне нужно было видеть и чувствовать успех на каждом этапе… Вот и в эти дни я был будто подвешен на острие ножа, одержим каждой нотой, и при этом ощущал, что мне нужно что-то кому-то доказать. А затем… турне, аншлаги. Фантастическая реакция.

август, 1979
август, 1979

Каждый концерт - это снос башни. Всё шло как по маслу, хотя были и неприятные моменты. У нас тогда работал техник по гитарам Гед, огненные рыжие волосы. Ирландец. Репутация - большие кулаки. На одном концерте он вырубил промоутера, приняв его за фаната, попавшего на сцену. Концерты вообще тогда были бурными.

В центре искусств ICA Charisma презентовал мой альбом Spectral Mornings. Реакция была потрясающей, альбом продержался в чартах более 3 месяцев. Турне собрало огромную аудиторию, мы стали сами собой. Я очень гордился группой.

Наконец, я полностью избавился от зависимости от Genesis. Это было словно древний сон. Страхи, которые мучали меня с момента ухода из группы, отошли в дальний угол. Мои сны вернулись на поверхность и торжествовали.

В августе этот путь становления достиг своего апогея на фестивале в Рединге, в августе 1979 года. На сцене было очень громко. «Please Don't Touch» еще никогда не звучала так мощно. Я чувствовал, будто мы в эпицентре бури. Цирк приехал и разрушил всё на своем пути. Но зачастую после триумфа следуют темные тучи на горизонте… Так и случилось.

Летом 1979 года я был в восторге от первой волны успеха. Творческое вдохновение казалось безграничным. Однако первый из нескольких новых вызовов уже начинал поднимать голову.

Альбом "Spectral Mornings" гордо поднимался в чартах, концерты шли нарасхват, но отзывы часто были отвратительными. Типичный пример: "Я удивлен, что люди все еще слушают подобную ерунду". Откуда это? Ответ ясен. Новая партия инопланетян приземлилась и захватила власть.

В середине сентября Тони и Майк снова собрались вместе, чтобы обсудить ближайшее будущее. Решили в октябре приступить к репетициям нового материала с Филом у него дома. В это время Фил Коллинз был занят в Brand X. С 12 по 29 сентября группа даёт 3 концерта в Великобритании и 12 концертов в США.

9 октября - выступление на телевидении на передаче «Old Grey Whistle Test». Фил даёт интервью, после чего группа исполняет «And So To F…». Это последнее совместное выступление Brand X и Фила Коллинза.

Фил Коллинз

В какой-то степени мне даже нравилась неожиданная, нежеланная свобода. До этого я мало гулял и веселился с коллегами-музыкантами. До того времени я всегда приходил в чужой коллектив - никогда не приходилось самому собирать группу. Шумное веселье с приятелями было для меня в новинку, и мне нравилось.

Мы устраивали вечеринки и в моем Олд Крафте, во время которых не спали до утра, а постоянно смотрели «Башни Фолти». С нами были и парни из Brand X. Сидели всю ночь у телевизора. У меня тогда жил сосед, вышедший на пенсию генерал Линг. Мы видели его клумбы - словно картиника на открытке. Веселились и играли, стреляли друг в друга из игрушечных пистолетов. Должно быть ветеран-сосед тогда был от нас в замешательстве.

осень, 1979
осень, 1979

Мы это даже в альбоме зафиксировали - в «Product» Робин Ламли добавил «звуки выстрелов и звук бензопилы». И на концерте порой, играя джаз, парни наряжались в костюмы индейцев. Наши концерты отличались безумностью и немного пугали - со звуками блеяния овец или лая собак. Brand X помогли мне немного отвлечься. Но только немного.

Но всё это бурное веселье (каким бы приятным и реально полезным оно ни было для меня) должно было рано или поздно закончиться. Я слишком сильно любил работу и сочинять музыку. Поэтому когда все вечеринки отгремели, парни съехали из моего дома. А я сел писать… Хотя ещё толком не понимал, что пишу.

To be continued…