Найти тему
Петр Власов

Асы 1МВ. Friedrich Navratil

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Фридрих Навратил (1893 - 1947) был хорватом, состоявшим на австрийской службе. Его самолет достаточно известен среди любителей истории авиации и авиамоделизма - не столько победами летчика, сколько оригинальностью его личной эмблемы: огромным красным сердцем во весь борт, пробитым белой стрелой.

Фридрих Навратил родился 19 июля 1893 года в Сараеве в хорватской семье. Уже с ранней юности его жизнь была тесно связана с армией. Окончив школу, он вступил в корпус кадетов, а затем начал службу в 1-м Бошнако-Хецеговинском пехотном полку, считавшемся одной из лучших частей австро-венгерской армии.

После начала 1-й Мировой войны Фридрих сражался в рядах своего полка на Сербском фронте. В бою 21 августа 1914 года он был ранен, после лечения вернулся в полк и принял участие во втором наступлении на Сербию. Но вскоре вновь получил ранение, и смог вернуться в строй только в 1915 году. Правда, теперь получившего звание обер-лейтенанта Навратила перевели на Итальянский фронт.

В начале 1917 года уставший от окопной войны Фридрих подал начальству рапорт с просьбой перевести его в авиацию. Командование удовлетворило желание офицера, и в апреле обер-лейтенант Навратил отбыл для обучения в авиашколу в Винер-Нойштадт. По окончании этой школы Фридрих был направлен во Flik-13, воевавшую на Восточном фронте, а через некоторое время он перешел во Flik-11. Однако в России шла революция, русские солдаты не хотели воевать, и бои на востоке не имели большого напряжения. Соответственно, и Навратил летал редко, не приобретая серьезного боевого опыта. Поэтому, когда командование решило перевести его в активно сражавшуюся против итальянцев Flik-41J, которой командовал гауптман Годвин Брумовски, Фридриха предварительно направили на дополнительное обучение в Кампоформидо. Вступив, наконец, в ряды лучшей австрийской истребительной части, обер-лейтенант Навратил окунулся в атмосферу напряженной воздушной борьбы. Первую свою подтвержденную победу Фридрих одержал 17 апреля 1918 года, когда в паре с Брумовски сбил над Аркадой британский Сопвич «Кэмел».

-2

9 июня 1918 года Навратил принял под командование эскадрилью Flik-3J, которая базировалась на аэродром Романгнано близ Трента. Эта часть, как, впрочем, и большинство австрийских частей, была пестрой по национальному составу. Среди других пилотов в ней служили и поляки, ставшие асами: Стефан Стеч, Франтишек Петер, Станислав Томики. Встав во главе Flik-3J, получивший звание гауптмана Навратил 28 июня одержал свою вторую победу – «завалил» истребитель СПАД.

В июле Навратил одержал еще 3 победы: 16-го июля он сбил подряд два итальянских «Анрио», а 23 июля – британский двухместный истребитель Бристоль F.2b. Но самым удачным в карьере Навратила стал август 1918 года: в течение этого месяца он сбил 5 аэропланов. 5 августа Навратил отправил на землю итальянский самолет, а 10-го, 16-го, 23-го и 31-го – четырех «британцев», доведя свой общий счет за войну до 10 официальных побед.

-3

Война для Навратила закончилась 21 октября 1918 года, когда при посадке на аэродром его Оеффаг D.III скапотировал, перевернулся, и разбился. С тяжелым ранением летчик надолго попал в госпиталь. Там его и застало известие об окончании войны...

Любопытно, что начиная с июля 1918 г. Навратил летал одновременно на двух аэропланах Оеффаг D.III: №253.06 и №253.116. Причем последний, с нарисованным на борту большим сердцем, пробитым стрелой, видимо, был «представительской машиной» комэска. Именно «сердечный» аэроплан присутствует на всех фотоснимках Навратила, хотя на этом Оеффаг Фридрих не сбил ни одного самолета. А вот «работяга» № 253.06, на котором Навратил одержал большинство своих побед, был сфотографирован только раз: 21 октября 1918 г., причем в разбитом состоянии – именно на нем Навратил и угодил в аварию, отправившую летчика на больничную койку…

-4

После выхода из госпиталя Навратил продолжил службу в авиации Югославии, дослужившись до звания генерала. После возникновения в 1941 году Хорватской республики генерал Навратил стал министром обороны в правительстве Анте Павелича. После окончания Второй мировой войны Хорватия вошла в состав Демократической Федеративной Югославии как одна из шести республик. А вскоре бывший военный министр Хорватии Фридрих Навратил был арестован и обвинен в совершении военных преступлений армией Хорватии в годы войны. Попытка Навратила оправдаться тем, что он в то время выступал против чисток среди сербского населения, ни к чему не привела – хорватская армия, совершившая в годы войны множество преступлений, находилась под его командованием, и он был за нее в ответственности. Народный суд приговорил Навратила к смерти; приговор был приведен в исполнение в ночь с 7 на 8 июня 1947 года.

-5

Информацию о других асах 1МВ можно найти в списке статей по теме «АВИАЦИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.