А вскоре стала так популярна, что могла бы затмить собой славу Фредди Меркури, если бы дожила.
Ее имя Анна Мэри Мозес, но все звали ее просто - бабушка Мозес. Она всю жизнь провела на ферме, занималась хозяйством, доила коров, взбивала масло, вырастила пятерых детей, и в старости нашла себе нормальное хобби - вышивание.
А потом ее сковал артрит и рукоделие пришлось оставить. Бытует легенда, что бабуля нарисовала свою первую картину в подарок почтальону на Рождество, потому что рисовать ей было куда проще, чем печь пироги. Но это не точно, потому что "если бы я не начала рисовать, я бы разводила цыплят или пекла блинчики на продажу" (бабушка Мозес).
Плодовитости бабушки Мозес можно только позавидовать - более 1600 работ. Первые свои творения она раздаривала направо и налево. Так, часть ее картин оказались в местной аптеке, куда волею судьбы в 1938 году заглянул Луис Джей Калдор - по профессии инженер, по призванию страстный коллекционер. Он скупил все ее работы, по 3 или 5 доллара за штуку (через год они стояли уже от 8000 до 10000 долларов). Ну и понеслось - ее выставки бьют все мыслимые и немыслимые рекорды, журналы Time и Life размещают ее портреты на обложках, о ней снимают документалку (которая ни много ни мало была номинирована на Оскар), президент США Гарри Трумен вручает ей премию "Женщина года" (1949).
Ее персоне присужден приз за выдающиеся достижения в искусстве, присвоено две докторские степени, ее именем назван кратер на Венере и в ее 100-летний юбилей в 1960 году губернатор Штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября "днем Бабушки Мозес".
И вот рецепт ее успеха: примитивизм.
Дело в том, что в Европе, а бабуля гремела и в Европе тоже, и даже в Японии, к американскому искусству относились с пренебрежением. Потому что до века ХХ все американские художники подражают европейским - во-первых, вторично, во-вторых, скучно (Эндрю Уайет родился только в 1917 году, Джексон Поллок - в 1912, а Марк Ротко - в 1903).
А тут как гром среди ясного неба - престарелая самобытная фермерша в простом черном платье и викторианской шляпке пишет деревенские пасторальки со сценками быта Америки конца XIX века ака Брейгель (потому что детство она помнила много лучше, чем то, что ела на завтрак; да и Брейгеля никогда не видела, но дешевые журналы "Currier and Ives" с репродукциями листала).
Никакой тебе какофонии смыслов и философий, только детское видение мира и целебный, греющий душу, оптимизм (то было время, когда род человеческий особенно обостренно чувствовал свою незащищенность).
Более того, мода на самоучек в Америке росла как дрожжах (европейские тенденции проникали в Штаты уверенно, но с опозданием). Да и писала бабушка про аграрную Америку конца XIX века, которой никогда не было, но о которой все американцы так мечтали.
Так что если вы думаете, что уже поздно, то нет, никогда не поздно. В том числе и почитать литературу по искусству, без лишнего занудства и высокопарной наукообразности ⬇️⬇️⬇️
1️⃣ Леонард Шлейн "Мозг Леонардо".
Про мозг Леонардо - про его мышление, то, что он был амбидекстром (одинаково ловко развиты обе руки), вегетарианцем, гомосексуалистом... короче, объяснение гениальности с точки зрения нейробиологии.
2️⃣ Уилл Гомперц "Непонятное искусство от Моне до Бенкси".
Про то, что соврик - это не заумь и не обман.
Прочитать, понять и принять. Ну а бонусом - набор культурных кодов-подсказок для самостоятельного плавания в мире contemporary art.
3️⃣ Сара Торнтон "Семь дней в искусстве".
Про арт-рынок. Т.е по сути книга не про творчество, а про околотворческую среду (ее коммерческая изнанка).
Кстати, бабуля была дружна с другим "лицом" Америки Норманом Роквеллом. Он даже разместил ее персону в своей картине "Возвращение домой", которая была напечатана на обложке The Saturday Evening Post от 25 декабря 1948 года.