Почему известный на мировом уровне гонщик Сергей Карякин выбрал путь постоянного преодоления себя, опасностей и бешеной скорости.
Преодолевая себя, ты становишься сильнее и способен к любым трудностям
Гоночная культура в России находится в андеграунде. Она полулегальна, потому что мест официально профессионально заниматься этим спортом у нас нет, в силу этого мы можем наблюдать ночные гонки по городским улицам, дрифтеров. Поэтому своей задачей я вижу развитие гоночной культуры и обеспечение молодежи возможностью самореализации. Неправильно запретить молодым талантам заниматься любимым делом, автоспортом, ведь свою нереализованность они могут компенсировать различными видами пагубных зависимостей. Возможностей пойти неправильным путем в наше время очень много. И если ребята с интересом сидят в гаражах и чинят машины это хорошо. Я сам начинал также – чинил квадроцикл отца и учился на нем ездить, а сейчас у меня собрана команда, которая участвует в соревнованиях мирового уровня. По этой причине я поставил себе столь амбициозную цель и очень надеюсь, что у меня все получится.
Как убедить родителей разрешить ребенку заниматься автогонками? Я, честно, не знаю. Одно могу сказать – в наше время их нужно убедить хотя бы заниматься детьми.
Гонки – это преодоление себя. Сидеть на диване, естественно гораздо приятнее и проще. Трепет и внутренняя тревожность при каждом очередном выходе на старт нельзя назвать приятным чувством, но надо понимать, что в эти моменты твой организм максимально мобилизован, и человек может показывать колоссальные результаты. Преодолевая себя, ты становишься сильнее и способен к любым трудностям, а самое главное – к достижению новых высот для самого себя и окружающих.
Условия соревнований меняются каждый год. Более того они меняются каждый час – может начаться дождь, усилиться жара или холод. Все это сильно влияет как на организм человека, так и на сам гоночный процесс и машину.
Соперничество – всегда двигатель для развития, чтобы ты мог стать лучше. Также как и конкуренция на любом рынке. Я за соперничество, хотя где-то в глубине души, наверное, у меня кроется чуточку эгоистичное желание, чтобы никакой конкуренции не было, и я могу спокойно приехать на гонку и победить. Но это невозможно, потому что если бы все было так, то такой страсти к гонкам у меня не было. Легкая победа не приносит удовольствия и желания участвовать в них снова и снова, несмотря на все трудности, когда каждый раз тебе не все приходится по нраву и не все проходит хорошо. Но именно здесь начинается все самое интересное. Когда ты выигрываешь не в первый раз, тебе хочется заслуженной победы, добытой в драйве, в бою, путем преодоления диких препятствий. Поэтому на соревнованиях я не ищу легких путей и возможностей, особенно это касается мероприятий мирового уровня, где собираются лучшие из лучших.
Одно из самых сложных на первоначальном этапе – найти бюджет для участия, и мы очень благодарны нашим спонсорам, без которых бы у нас не было такой возможности. Они настолько нам доверяют, что позволяют нам распоряжаться огромными суммами. И мы стараемся это доверие оправдать. Но как только у тебя появляются деньги, трудности не заканчиваются: нужно собрать машину (каждый год мы собираем новую, потому что необходимо все время эволюционировать, совершенствоваться) и главное – научить ее ездить. В этом же году, помимо этого, еще и организаторы подкинули дровишек и подготовили неприятный сюрприз: они загнали нас в глубокую реку, где машину просто смыло потоком. В итоге мы утопили ее, и до финиша нас уже тащил грузовик. Камни, летевшие из-под его колес, насквозь пробивали лобовое стекло и попадали в нас. Кроме этого они повредили радиатор, так что машина пришла в полную непригодность. Это было впервые, когда наша команда должна была восстановить машину после серьезной поломки. На следующий день в ней стали отказывать электронные системы управления двигателем, и это проблема сопровождала нас несколько дней. Усугублялась она тем, что каждый раз поломки были разными, и мы не могли понять, что происходит. Но в какой-то момент все же разобрались, правда, этому поспособствовал – пожар. Машина просто загорелась, причем так сильно, что мои руки оказались в огне, подо мной сгорело сиденье, ремни безопасности. Нам очень повезло – мы были в огнеупорной спортивной экипировке. Это заставило нас практически с нуля построить новую машину, потому что основная ее часть выгорела. Благодаря этому на следующий день мы смогли выиграть последние четыре участка. Ралли – это одно сплошное преодоление, и ты должен быть готов к этому.
Когда у меня спрашивают о рисках для жизни во время участия, я всегда говорю: «На городких дорогах ездить гораздо опаснее». Ты можешь столкнуться с некомпетентными и несознательными водителями. Даже, если ты не будешь виноват, все равно можешь попасть в аварию. Спортивная машина в несколько раз безопаснее обычной, потому что она оборудована прочными каркасом, ремнями безопасности, в ней есть системы пожаротушения и крепления ханс, которая защищает водителя от переломов шейного отдела при сильном фронтальном ударе. К тому же все участники экипированы в специальную одежду.
Самый интересный момент последней гонки, когда мы начали проходить все участки с отрывом в 25-30 минут. Машина показала весь свой потенциал, такой технической мощности не было больше ни у кого. Не зря мы провели такую большую работу.
Я не могу сказать, какое ощущение лучше – победы или проигрыша. Безусловно, выигрывать приятно, ты возвращаешься домой с чувством выполненного долга, тебе не стыдно смотреть людям и команде в глаза. Но после победной эйфории неизменно приходит опустошение – ты добился результата и дальше стремиться не к чему, а ведь нужно ставить новую цель. И это расстраивает. Когда ты проигрываешь, конечно, обидно: сколько было потрачено сил и средств, и кажется в моменте, что все сделано в пустую. Но это не так. В эти этапы мы проходим для себя определенные уроки, и это самое важное, пусть они и дорого обходятся. Гораздо хуже не вынести их из ситуации, когда ты проиграл. Проигрывать тоже нужно уметь. Я этому научился, потому что, имея столько стартов, всегда побеждать невозможно. Не существует такого человека, который будет в любом случае первым. «Шелковый путь» наша команда выигрывала пять раз подряд, в шестой – не получилось, но мы хотим наверстать это в следующем году.
Я понимаю – семья всегда переживает за меня. Но жена прекрасно знает, что гонки – моя жизнь. Без спорта я не смогу. Так что они относятся к этому увлечению с пониманием, а я к родным – с благодарностью. Наверное, я хочу, чтобы и мои дети пошли по моим стопам, но я точно не стану их принуждать к этому. Детям нужно давать возможность заниматься тем, что им нравится. Пока у них глаза на гонки не горят.