Иосиф Бродский, величайший поэт XX века, перенес четыре инфаркта. Первый случился с ним в 24 года, в тюремной камере.
Современники рассказывают, что он очень много курил. В том числе и тогда, когда ему поставили диагноз «стенокардия», а каждый последующий инфаркт добавлял поэту лишь мрачного фатализма, но не мотивации избавиться от вредной привычки.
Как мы знаем, курение — фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Оно также повышает вероятность плохого исхода уже случившейся «сосудистой катастрофы».
Но есть еще одно, о чем биографы не упоминают. Что неудивительно, ибо диагноз этот при жизни вряд ли ставился поэту. Хотя он не раз переживал госпитализации в психиатрические стационары. Судя по диагнозу «шизоидная психопатия» (согласно современной МКБ-10 это шизоидное расстройство личности), данные госпитализации имели «воспитательную», «исправительную», а не лечебную цель. Никаких реальных признаков пограничного расстройства личности у Бродского нет ни в биографических данных, ни в творчестве. Если я неправа, пусть психиатры меня поправят. Сам же поэт не раз упоминал о том, что лечение его мало чем отличалось от тюремного заключения.
От фактов биографий известных людей, что жили в Советском Союзе, до сих пор тянется миф о современной карательной психиатрии. Был даже диагноз «вялотекущая шизофрения», который в настоящее время имеет только историческое значение. Он использовался для управления неугодными политическому строю.
Из-за этого до сих пор сильно убеждение среди обывателей: «Стоит разок неудачно пошутить перед психиатром, и тебя моментально упакуют в дурку». Хотя «воспитательная» психиатрия закончилась вместе с Советским Союзом. И сейчас психиатры работают в соответствии с Конституцией и на основании Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Но вернемся к Бродскому. На мой взгляд, он страдал депрессией. Судя по минимум одной с у и ц и д а л ь н о й попытке, депрессия эта была тяжелая.
Депрессия — нечасто обсуждаемый, но важный фактор риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний.
Ишемическая болезнь сердца и депрессия — будто змея, кусающая собственный хвост. Депрессия повышает риск сосудистых катастроф, а те в свою очередь увеличивают риск развития депрессии.
Еще в юные годы в творчестве Бродского появляется упоминание о с м е р т и как об абстрактном событии, которое всегда где-то рядом. А потом она будто подбирается ближе и ближе, постепенно становится хорошо знакомой лирическому герою.
Давайте посмотрим стихотворение «Натюрморт». Исследователи творчества Бродского и учителя литературы расскажут всем известную версию, что поэт противопоставляет в нем живое и неживое, делая вывод, что люди — неприятные, а вот вещи — суть этого мира. Живое легко может стать неживым. Грань эта тонка и есть в ней какая-то красота. Автор будто бы даже с нетерпением, и уж точно без страха, ждет минуты необратимого перехода своей личности в пыль, прах.
Но на мой врачебный взгляд, это исповедь человека в депрессии. Он избегает общества людей и неосознанно завидует их «непокидаемому виду», то есть тому факту, что люди испытывают радость от общения, в то время как лирическому герою взаимодействие с людьми приносит только горечь разочарования.
Автор как бы примеряет с м е р т ь на себя, думает о том, как перейдет черту между живым и неживым. Это тоже характерно для депрессии: пациент много думает о с м е р т и , но у него нет сил что-то сделать с собой. Однако он видит избавление от душевных страданий только по ту сторону, когда человек прекращает существовать.
Иосифа Бродского не стало в 55 лет. Однако на своих поздних фото он выглядит значительно старше, порой на все семьдесят. Почему?
Во-первых, это влияние курения.
Во-вторых, тоска по родине, хронический стресс — поэт эмигрировал в Америку и страдал оттого, что теряет русский язык. Возможно, сказалось расставание с любимыми: в России у него оставались муза Марина Басманова и сын Андрей, ведь, несмотря на ее измену и разрыв отношений, и на множество романов Бродского с другими женщинами, а также на счастливый брак в зрелом возрасте, поэт продолжал переписку с Мариной почти до конца жизни.
Если копнуть еще глубже, в детство, то влияние на здоровье поэта оказала Блокада Ленинграда, которая зацепила совсем немного его детской жизни, но все-таки это было несколько месяцев страшного голода и холода до 1942 года. А потом сын с мамой уехали в эвакуацию в Череповец. Как вспоминает сам Бродский, белый хлеб он впервые попробовал в 8 лет. Оказало ли это влияние на метаболическое здоровье? Да, это эпигенетика, влияние качества питания на работу одних генов и «сон» других.
Думаю, что Блокада заложила фундамент будущей болезни, возможно, спровоцировала стремительное развитие атеросклероза и — тут у нас пока недостаточно данных, но уверена, что последующие исследования подтвердят эту мысль, — депрессия тоже может быть связана с особенностями питания в раннем детстве.
Вернемся к внешности поэта. Итак, к пятидесяти он выглядит на все шестьдесят. У него на лице часто будто застывшая мимика страдания, поперечная лобная складка, характерный симптом депрессии. Даже когда он улыбается, грусть все равно до конца не покидает его лицо. А ведь изначально у Бродского была удивительно миловидное лицо: посмотрите на эти скулы и разрез глаз, на губы — он ведь был ослепительно красив!
Итак, депрессия — не просто затянувшаяся грусть, которую можно прогнать увеселениями и общением с друзьями. Депрессия — социально значимая болезнь, фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Лечение депрессии помогает избежать сосудистой катастрофы.
Мы видим медицинскую и социальную значимость депрессии на примере Нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Ему были даны ум, красота, талант. Он пытался начать новую жизнь в чужой стране и преуспел в этом. Однако от себя убежать не смог; факторы риска сосудистых катастроф оказались сильнее.
Зимним утром 1996 года жена поэта Мария Соццани нашла его полностью одетым, будто бы собравшимся выйти на улицу, лежащим на полу без признаков жизни. Это была острая сердечная недостаточность, вероятно, вследствие четвертого инфаркта миокарда. «Вероятно» — потому что вскрытие не проводилось.
Перечитайте «Натюрморт» Бродского. И если атмосфера и настроение этого стихотворения отзовутся вам чем-то знакомым, пройдите шкалу тревоги и депрессии HADS. А при получении результатов, не соответствующих норме, обратитесь к врачу.
Нравится творчество Бродского? А что думаете о его личности и характере?