Найти тему
Spbdnevnik.ru

Фабио Мастранджело: «Большой концертный зал в высокой степени готовности»

Накануне оркестр «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело представил проект «Пушкин глазами иностранцев». Какие еще сюрпризы готовит маэстро, он рассказал «Петербургскому дневнику».

– Фабио, впервые в России вы представили оперу Галеви «Пиковая дама». А насколько популярен Пушкин на Западе?

– Пушкина там знают довольно хорошо, но все-таки он менее известен, чем, скажем, Толстой или Достоевский. Его переводили меньше, чем других русских писателей. Нам это показалось несправедливым, именно поэтому мы и придумали такой концерт.

– В нем есть даже отсылка к «Пиковой даме» Чайковского, которую вы сыграли летом на фестивале «Опера – всем».

– Мы безумно любим шедевральную драму Чайковского. Но мне кажется, что очень полезно знать совершенно другую оперу, представляющую совсем иную точку зрения на это произведение.

Фроманталь Галеви написал свою «Пиковую даму» еще до Чайковского. При этом интерпретация пушкинского произведения у этих двух композиторов совершенно разная. У Петра Ильича это самая драматическая опера из всех, что он создал. У Галеви, наоборот, это комическая опера. А мы знаем, что на самом деле Пушкин написал «Пиковую даму» именно как анекдот. Поэтому мне кажется, что вариант Галеви может быть даже ближе к тому оригиналу, что задумывал сам поэт.

– Пушкин – наше все. А какое место он занимает в вашей жизни?

– Думаю, что для любого русского дирижера, а я уже русский дирижер, родившийся в Италии, Пушкин – важнейший поэт и писатель. Пушкин – не только «Пиковая дама», это еще «Борис Годунов» и «Русалка», «Руслан и Людмила» и «Золотой петушок», «Евгений Онегин» и «Моцарт и Сальери». Я думаю, мы лишились бы, наверное, 30 процентов оперного репертуара, если бы Пушкина не было. Мы очень благодарны ему за все.

– Эрмитажный театр не смог вместить всех желающих посетить премьеру. Можно ли будет услышать оперу еще раз?

– Да, многие спрашивают: можно ли повторить исполнение? Я думаю, что, да, конечно, ведь Галеви, у которого довольно интересная музыка, до нас никто ни разу не играл. И хотя материала было немало, мы быстро выучили его.

Что касается оперы итальянского классика Руджеро Леонкавалло «Цыгане», которую мы также исполнили в этот вечер, это просто шедевр. Поэтому мы обязательно будем думать, как познакомить с программой широкую публику.

В спектакле были заняты практически все артисты нашего театра. Исключение составили приглашенный солист Мариинского театра Роман Арндт и солистка Мариинского театра Цветана Омельчук. Она обладает совершенно уникальной техникой, ее виртуозное исполнение можно сравнить с Чечилией Бартоли. Она сумела завоевать сердце маэстро Гергиева, а после того, как спела в опере «Итальянка в Алжире» на фестивале «Опера – всем», частично и мое сердце. Я думаю, что Цветана станет одной из самых значительных певиц нашего времени.

– Скажите, что еще представит театр в новом сезоне?

– В Концертном зале Мариинского театра оркестр «Северная симфония» сыграет совершенно другую программу. Буквально через неделю мы исполним увертюру Берлиоза «Римский карнавал», Второй фортепианный концерт Сен-Санса, «Иберию» Дебюсси и «Болеро» Равеля. Это великолепная и очень интересная программа, и мы будем рады ее показать публике.

И, конечно, у нас впереди весь симфонический сезон. Я надеюсь, что в будущем мы услышим даже скрипичный концерт Бетховена, который очень редко исполняется в Петербурге. В нем примет участие знаменитый скрипач Гайка Казосян. Это будет немецкая программа, на которую, думаю, стоит обратить внимание.

– А какие оперы вы предложите публике?

– Здесь, в Эрмитажном театре, мы поставим оперы «Иоланта» и «Алеко». Расскажу связанную с ними интересную историю. Опера «Иоланта» одноактная, поэтому Чайковский неоднократно высказывал пожелание, чтобы в один вечер с ней шла очень высоко ценимая им, также одноактная, опера Сергея Рахманинова «Алеко». Однажды он подошел и спросил Рахманинова: «Не будете ли вы против того, чтобы совместно с вашим великим «Алеко» сыграли мою маленькую «Иоланту?» Представляете, насколько уважительно такой большой мастер, как Чайковский, говорил с Рахманиновым, которому в ту пору не было еще и двадцати лет?! Тот, разумеется, согласился. Именно так сделаем и мы – покажем две оперы вместе.

– У вас большие планы, а ведь здание театра сейчас на реконструкции. Как выходите из положения?

– Слава богу, Валерий Гергиев нас принял как внебрачных детей. Часто мы выступаем в Концертном зале Мариинского театра. И очень благодарны маэстро, потому что это один из лучших залов в мире. Играть там – безумное удовольствие. Мы всегда это делаем очень ответственно и стараемся оправдать ожидания публики.

– А как скоро вам удастся вернуться в родные пенаты?

– Окончание реконструкции Основной сцены театра в Александровском парке запланировано на ноябрь 2026 года. Что касается площадки на Английской набережной, то ее доделают к концу декабря этого года. Я знаю, что Большой концертный зал находится в высокой степени готовности: сняты леса, частично установлены витражи, проходят финальные работы по восстановлению отделки. Потом будем закупать и устанавливать оборудование. Я очень надеюсь, что, может быть, в марте будущего года мы сможем там что-нибудь сыграть.

Там прелестная акустика, и мы с нетерпением ждем возвращения в зал отреставрированного органа, место для которого уже подготовлено. Не сомневаюсь, что органисты захотят играть там сольные концерты, что прекрасно подходит для этого зала. Недавно мы были в Калининграде. И меня поразило, что там в Кафедральном соборе играют по два-три концерта в день и зал всегда полон. Я думаю, что мы постараемся давать два-три в неделю. Так что интересные программы будут обязательно.