интервью с бывшим главным метрологом оборонного предприятия Николаем Федосеевым.
На крупных производственных предприятиях работа кипит круглые сутки и отдел главного метролога не исключение. На плечи руководителей метрологических служб ложится огромная ответственность: им приходится решать задачи, которые обычно скрыты от глаз топ-менеджмента и линейных сотрудников, но от результатов этих задач напрямую зависит качество производимой продукции. Наш сегодняшний гость готов поделится своими мыслями по этому поводу и рассказать о своей работе.
С какими проблемами сталкиваются главные метрологи на крупных производствах?
- Первостепенная – это недооценка важности работы метрологической службы, выделение на нее ресурсов по остаточному принципу. То есть, сперва идут станки и оснастка к ним, потом расходники (СОЖ и прочее), и только потом уже дело доходит до средств контроля и метрологии. Второе – это дефицит метрологов на предприятии или несоответствие их количества текущим задачам. Порой бывает так, что поверителей насчитывается под 40 человек и их недостаточно, а порой и 10-ти много. Повторюсь, но проблема в том, что метрологические службы вынуждены доказывать свою необходимость. Необходимость в бюджетировании, необходимость в людях, необходимость в оборудовании. Так быть не должно.
-А как вы узнавали о новом оборудовании? На что обращали внимание?
- Про новинки рассказывали инженеры, которые мониторили сайты, мероприятия, поставщиков. В сфере, где требуется 100% контроль параметров необходимо иметь большой парк средств измерений. Но, к сожалению, на производствах большая часть метрологических операций производится с помощью ручных СИ, в буквальном смысле калибрами и штангенциркулями. Да, есть те же координатные измерительные машины (КИМ). Но соотношение парка 90%/10% в пользу ручных.
-Почему, ведь КИМ универсальнее и удобнее?
- КИМ использовали для наладочных, межоперационных и принципиально новых работ по контролю всей геометрии. КИМ хороши при непрерывном массовом потоке типовых деталей или при мелкосерийном производстве. Опять же, дело в количестве квалифицированного персонала и его рабочей загрузке. Не все обладают навыками работы на КИМ, на подготовку операторов требуются время и деньги. Но даже если такие операторы есть, выделить время на написание новой программы – порой, настоящая роскошь из-за высокой нагрузки. Потому, когда идет различная номенклатура из сотен разных единиц, чаще всего пользовались ручными СИ.
- Звучит печально. Как вы считаете, как можно облегчить работу главного метролога?
- Дальше будет еще печальнее. Работу главного метролога вы никак не облегчите. По крайней мере, на данном этапе развития инфраструктуры отечественных предприятий. Самое ценное, что вы можете сделать – это быть надежным поставщиком. Я имею ввиду, что главный метролог должен быть уверен, что выбирая вас, он будет уверен в соответствии результатов измерений и их воспроизводимости на вашем оборудовании; уверен в своевременной и качественной работе сервисных служб, чтобы оборудование не простаивало при нештатных ситуациях и была возможность замены комплектующих; уверен в предлагаемых методиках измерений.
-А на что вы обращали внимание при выборе поставщика?
- В первую очередь на возможности сервиса. Остальное не так важно. Поэтому важными факторами являлись возможность послегарантийного обслуживания и подготовленные инженеры поставщика.
-Информация о поставщиках очень важна. Какой источник информации был для вас наиболее полезен?
-Я всегда держал руку на пульсе в плане выставок и конференций. Порой у меня не хватало времени посещать их лично, поэтому на них ездили мои коллеги из метрологической службы и другие сотрудники предприятия с необходимыми компетенциями. А я после выслушивал отчеты, сопоставлял данные и принимал решения.
- Какие выставки вы могли бы посоветовать вашим коллегам?
- Вспоминать про выставку «Металлообработка», я думаю, не нужно, это крупнейшая выставка в своей сфере, про нее и так все знают. Я бы присмотрелся к региональным мероприятиям и тем, что организованы усилиями самих поставщиков. Это, как минимум, говорит о заинтересованности во взаимодействии и том, что им явно есть, что рассказать.
То есть, вы бы рекомендовали посетить мероприятия, которые организует компания МС Метролоджи один из ведущих поставщиков измерительного оборудования?
- Да, если программа соответствует вашим задачам.