Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Галерея Искусств Зураба Церетели в старинной усадьбе Долгоруковых на Пречистенке

Оглавление

Москва эклектична по своей природе, и ничего удивительного, что в ней практически бок о бок соседствуют дома восемнадцатого и двадцать первого веков. Запретить в Москве строить новое – почти то же самое, что запретить человеку расти. Или мешать профессионалу приобретать новые знания и навыки, принуждая его в компьютерный век к работе простейшими инструментами. Просто ради традиции, просто потому, что великие умы прошлого испокон веков так работали.

И неудивительно, что в Москве так много эклектичных зданий. На фундаменте семнадцатого века, часть стен из камня времен Екатерины, лепнина и элементы декора конца девятнадцатого, а службы и коммуникации – самые современные.

Вот и эту величественную усадьбу в стиле классицизма на Пречистенке, которую сегодня занимает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели»

…Строили и перестраивали на протяжении трех сотен лет

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

Эта усадьба долгие годы разрасталась, вбирая в себя соседние участки. Начиналось же все с каменного дома и двух флигелей, выстроенных в 1780-х годах предположительно Матвеем Федоровичем Казаковым. Прямых подтверждений, что здесь трудился сам великий зодчий, нет, но здание это попало в казаковские Архитектурные альбомы.

-2

Заказчиком строительства был генерал-майор Михаил Никитич Кречетников, объединивший несколько приобретенных дворов со стороны Пречистенки. Во внутреннем же дворе устроили подковообразные каменные корпуса служебных помещений.

А в 1793 году у наследников генерала Кречетникова…

…Усадьбу приобрела Екатерина Андреевна Долгорукова

Новая владелица – дочь смоленского помещика Андрея Филагриевича Станкевича и вдова Николая Владимировича Долгорукова жила в усадьбе до начала девятнадцатого столетия, оставив ее в наследство сыну Андрею Николаевичу – благотворителю и храмоздателю. А тот – своим троим сыновьям: Василию, Владимиру и Илье Андреевичам Долгоруковым.

В 1797-1799 годах над въездными воротами между флигелями и главным домом построили галереи, создав из них единый объем. Фасад украсили ионической колоннадой с треугольным портиком, а галереи – в коринфском ордере (12 фото).

Пожар 1812 года значительно повредил постройку, но повреждения вскоре исправили. Некоторые исследователи считают, что работами руководил итальянский зодчий Франческо Кампорези. Сохранились подрядные документы от 1816 года на создание мастером новых лестниц и дверей (7 фото),

но ему же приписывают и обновление декора флигелей.

(12 фото)

Усадьба вошла в историю под именем Долгоруковых, так она сегодня и зовется в москвоведении. И наверное, это тоже часть московской эклектичности, ведь…

…Владельцев имения было довольно много

К примеру, от Долгоруковых в 1846 году оно перешло в руки статского советника Ивана Васильевича Лаврентьева. Тот снова увеличил размеры усадьбы, прикупив к ней еще несколько участков, и сдал владение в аренду сначала 1-й Московской гимназии, а затем школе межевых топографов.

В середине 1850-х усадьбу приобрел поручик Николай Петрович Воейков, которого я уже упоминал в своих заметках.

Его наследники в 1869 году сдали её в аренду Варваре Евграфовне Чертовой под основанное ею…

…Александро–Мариинское училище Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве

А чуть позднее, в 1870-х, училище и вовсе выкупило усадьбу в полную свою собственность.

После этого владение заново перестроили по проекту архитекторов Николая Ивановича Финистова и Анатолия Оттовича Гунста, открыли в нем домовую церковь Покрова Богородицы. И разбили новый училищный сад, созданием которого занимался цветовод Фомин, получивший за свою работу золотую медаль.

Шло время, училище росло и начинало требовать все новых помещений. В 1899 году его преобразовали в Александро-Мариинский кавалерственной дамы Чертовой институт благородных девиц. А с наступлением двадцатого века в очередной раз реконструировали – отремонтировав нуждающиеся в ремонте корпуса и выстроив новые по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова.

(7 фото)

К слову, часть помещений была жилой – и для учащихся, и под сдачу внаем. Жила и училась в институте будущая актриса театра и кино, мастер художественного слова Елена Николаевна Гоголева, преподавала и жила балерина Александра Михайловна Балашова.

Кроме этого, здесь снимали квартиры художники Даниил Яковлевич Черкес и Исаак Ильич Левитан.

-7

В 1917 году институт упразднили, а усадьбу национализировали.

С 1921 по 1925 год в ней располагалась Военная академия РККА, а затем Академия имени Фрунзе.

А ныне – Галерея искусств Зураба Церетели. Которую я искренне рекомендую посетить всем и каждому!

-8
Дом Долгоруковых, достопримечательность, ул. Пречистенка, 19/11с2, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!