Тридцать третья
Сменялись дни, а жизнь Марии, казалось, становились невыносимой. К проблемам взаимоотношения с дочерью добавилась новая - завод признали банкротом, вывезли всё оборудование более или менее пригодное, в рабочем состоянии, рабочих уволили. Завод превратился в призрак, пугающий своими руинами.
Сотни людей остались безработными в их числе была и Мария - не помогли ни многочисленные забастовки, ни письма высшему руководству области, ничего. Молодёжь сразу разъехались по большим городам, а вот люди предпенсионного возраста не рискнули на такой шаг, остались на родине, также как и Мария решила искать работу в селе. Она была готова идти даже на пилораму, лишь бы не оставить детей без куска хлеба.
Но на пятки наступал Новый год и все лесные производства полностью или частично прекращали свою работу. Мария обошла все пилорамы, но везде ей говорили одно:
— Приходите после праздников!
Содержимое кошелька не радовало. Она отложила на следующий месяц расчёт, что частично выплатило руководство завода - денег едва хватало только на хлеб и пару батончиков колбасы, а если что вдруг понадобиться детям, то купить будет не на что.
— И как же я детям об этом скажу, что без праздника и без подарков в этом году их оставлю? — с тяжестью на душе подумала Мария. — Миша, конечно, поймёт, а вот Светланка, сможет ли она понять наше положение? Нет, скандала и истерики от неё мне не избежать ... — Маша больно ущипнула себя за предплечье. Заметив, что дети возвращаются из школы, смахнула ладонью слёзы скатывающиеся по щеке и бросилась их встречать, пытаясь через силу выдавить улыбку.
— Что у нас сегодня на обед? — Светлана подскочила к плите и раскрыла кастрюлю. — Фу-у-у, снова этот суп с килькой??? — она брезгливо закрыла кастрюлю и убежала в комнату.
Миша же наоборот, расхваливая мать аппетитно уничтожил содержимое супницы и попросил добавки.
— Мишань, может хлеба? — спросила Мария и протянула тоненький, почти просвечивающий кусочек ржаного хлеба.
— Нет! Мам, не нужно! — улыбнулся юноша. — Я уже сыт, а это оставь на ужин нашей привереде.
— Ну, хоть чай с сахаром пей! — посоветовала Мария.
— Мам, ну если только с одной ложечкой!
— Одна ложечка погоды не сделает, — Мария вместо одной положила три чайных ложки с горкой сахарного песка в кружку сына.
— Спасибо, за три дня напьюсь! — улыбнулся он.
Возмужавший юноша замечал все изменения в жизни их семьи. И всё больше и больше понимал, что пора бросать школу и идти работать, но боялся, что мама этого не одобрит. Боялся, что своим уходом из школы он огорчит ещё больше родного человека и принесёт новые переживания. Хоть она и не рассказывала им о своих проблемах, но он всё видел, слышал и понимал. Завод закрыли, значит мама стала безработной, а из этого следовало, что и денег с каждым днём в её кошельке становилось всё меньше и меньше.
— Ну, какие планы на Новый год? — за ужином радостно спросила беззаботная Светлана.
— Пока ещё рано что-то планировать, — без особого энтузиазма ответила Мария.
— Правда, Светка! Рано ещё! — поддержал мать Михаил.
— Ну, Ксюха с семьёй уже собрались в путешествие, в горы. А мы куда? Опять дома будем киснуть. Вот было бы круто в Москву съездить и там встретить Новый год. Наверное это был бы мой самый лучший год, — задрав вверх голову и закрыв глаза произнесла Светлана.
— Мы и дома не плохо отпразднуем, мечтательница моя, — Мария подошла к дочери, обняла её за плечи, поцеловала в щёку. Светлана тут же поёжилась, смахнула след от поцелуя плечом. Мария это заметила, но ничего не сказала. Обидно было до глубины души, но промолчала, виня в этом только себя, что ничего хорошего в жизни дочери дать не может и, быть может, столь любимый праздник и тот испортит.
— А вы уже придумали, что подарите мне? Один подарок, но большой или два, но маленьких? — щебетала Светлана, переводя взгляд с Мария на Михаила и обратно.
— Лично, от меня подарка не жди! — твёрдо заявил брат, вышел из-за стола и убежал в свою комнату, от греха подальше.
— Ну, это мы ещё посмотрим, — проводила взглядом брата Светлана.
— Ну, а ты? Придумала, что подаришь?
— Светочка, пока, конечно, н-нет. Но было бы хорошо, если бы ты рассказала мне о своих пожеланиях.
— Сотовый телефон!!! — вскрикнула Светлана. — У нас во всей школе только у двоих есть, а у у меня у третьей будет. Правда связи в нашей "дыре" пока нет, но обещают, что скоро появится. Ну, буду с ним пока ходить, как с украшением на шее.
— Что??? Подаришь??? — заблестели Светланины глаза, она сгорала от нетерпения так, что ради этого даже подошла к матери и обняла её.
— Нет ... Светочка, в этом году думаю, что не получится. Может в следующем, а? — Мария умоляющее посмотрела на дочь, у которой аппетиты от хотелок с каждым днём становились всё больше и больше.
— Так и знала, что вся надежда только на тётю Катю! Может хоть она приедет на этот Новый год и привезёт нам целый ворох подарков - помимо вкусностей ещё и по телефону сотовому, — фыркнула девушка и убежала в свою комнату.
Только вот от Екатерины ни вестей, ни звонков уже не было почти четыре года, где она и что с ней никто не знал. Но Светлана всё грезила ей, ждала и тешила себя её обещаниями о красивой жизни, которые, казалось, на всю жизнь засели в её детской голове и с каждым годом обрастали всё новыми юношескими грёзами. А Михаил напротив, казалось забыл навсегда об этой женщине и даже не вспоминал.
— Ну, что вот и наступил тот самый случай, — Михаил лежал на спине с открытыми глазами, подложив под голову руки, раздумывал, чем он может помочь Марии. — Продам велосипед Лёньке из пятого подъезда. Он говорил, что у родителей как раз на Новый год велик новый попросил. А мой как раз новый, даже не обкатанный в подвале стоит. И на вырученные деньги мы и отпразднуем Новый год. Правда, вот что сеструхе подарить? Нужно как-то выведать у мамы.
Михаил на носочках вышел из комнаты и дошёл до кухни. Знал, что мать сидит там в темноте и думает, но чаще глядит на луну и плачет, как одинокий волк, только завыть боится, чтобы детей не разбудить, не напугать, хотя порой так хочется это сделать, что еле сдерживает себя.
— Мам, что ты снова плачешь? — Михаил подошёл бесшумно к матери и обнял её со спины за плечи.
— Света у меня телефон на Новый год попросила.
— А ты?
— А у меня денег нет! — Мария прикусила губу от злости за то, что не сдержалась и рассказала сыну всё, как есть ...
Что ждёт впереди главных героев? Какая у них будет судьба? Смогут ли они преодолеть все трудности и не сломаться? Читайте в продолжении, чтобы не пропустить подпишитесь на канал.
Начало рассказа:
Предыдущая часть: