Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Дар Императора» АДБ: дар или горькое бремя?

Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о не новой, но интересной книге — романе Аарона Дембски-Боудена «Дар Императора». Это одна из немногих (сравнительно) книг о Серых Рыцарях и одна из немногих хороших книг о Космических Волках. Увы, фенрисийцам «повезло» с кучей одноразовых боевичков, но однозначно не повезло с действительно годными текстами.

Но все по порядку.

«Дар Императора» посвящен Первой войне за Армагеддон. На планету протек сам Ангрон во главе целого воинства Пожирателей Миров и примкнувших. Они встретили достойный отпор со стороны Имперской Гвардии и Космических Волков, но все-таки в итоге потребовалась помощь профессиональных демоноборцев. Но основанный на бэке сюжет, который к тому же по ходу написания книги пришлось перерабатывать из-за того, что вышел новый на то время кодекс 5-й редакции, — это не главное достоинство книги. Самая мякотка, изюминка — в том, что мы узнаем и о Серых, и о Волках.

Главный герой, от имени и от лица которого ведется повествование, — это Серый Рыцарь по имени Гиперион. Впрочем, мы быстро узнаем, что это не его настоящее имя, а какое настоящее — он не помнит: жесткая психоиндоктринация выжигает в неофите память о прошлой жизни. Я останавливаюсь на этом потому, что со временем мы узнаем, кто такой Гиперион… и это тоже сюрприз.

Команда Серых работает с инквизитором по имени Арника Ярлсдоттир. В начале книги Арника и Гиперион очень дружны.

В качестве присказки нам поведают о рутинных операциях Ордо Маллеус, в которых участвуют Арника и команда Серых Рыцарей, и наконец они получат известие (очень драматический момент, кстати) о катастрофе на Армагеддоне. И тогда начнется, наконец, сказка…

Худ. daniel purnama
Худ. daniel purnama

АДБ, по-видимому, встретился с новым вызовом — изображением мыслеречи и людей, активно пользующихся «третьей сигнальной». Гиперион и его товарищи — мощные псайкеры. Их сила завязана не на подготовке астартес, хотя эта подготовка у титанцев на высоте, а именно на психических способностях. Книга читается легко, и не сразу понимаешь, что отразить реалии психически одаренных астартес было той еще задачей.

Кроме того, отделению следует действовать в связке. Есть эпизоды, в которых Гиперион «тормозит» и оказывается не на высоте из-за неумения действовать согласованно с другими, и ему приходится преодолеть этот недостаток.

Сражение с Ангроном и победа над ним — это само по себе эпическое действо, и через него можно было бы раскрыть Серых довольно подробно. Однако АДБ выбрал другой путь. Он раскрывает их через взаимодействие с Космическими Волками.

Фенрисийцев мы встретим на Армагеддоне. И тут АДБ, что называется, играет на контрасте. И Серые, и Волки — герои из героев. Но Серые чувствуют себя очень наособицу, они считают себя прямыми «потомками» Императора (конечно, в том же смысле, в каком астартес потомки примархов). Собственно, особое геносемя Серых и есть тот самый «Дар Императора». А Волки — это полевые командиры и воины, привыкшие сражаться в первых рядах с любым врагом. Что важнее, для них люди — не расходный материал. И именно это вызывает основной конфликт книги. Нет, не с Ангроном. С демоническим примархом, как и с его присными, все предельно ясно: он желает служить Кровавому Богу, и он ему служит, как говорится, всем остальным — наши соболезнования. А с еще одним инквизитором по имени Киснарос, который может отдать приказ… и отдает его.

Как выяснилось, Волки могут не подчиниться.

Чтобы понять происходящее, нужно учитывать два момента. Первый: Империум скрывает от рядовых граждан существование демонов. Второй: Империум скрывает от всех, кто не Инквизиция, существование Серых Рыцарей. Киснаросу ничуть не претит обрекать на гибель совершенно чудовищное количество честных имперских граждан и бойцов Астра Милитарум. Серым Рыцарям это тоже не претит: они-де умрут во имя Императора. Волки же во имя Императора сделают все, чтобы остановить происходящее.

-3

Контраст особенно силен, если учесть персоналии. Гиперион — единственный из Серых, у кого есть что-то вроде внутреннего конфликта. Остальные — это скорее живые автоматы. Да, они очень умны и компетентны, но их ум заточен только в одну сторону. Кстати, этим объясняется то, что Серые не умеют оценить внешность человека: они просто не учились определять, что красиво, а что нет. Логан Гримнар, великолепный Бьорн, другие офицеры Волков — живые люди со своими характерами, острыми языками, внутренним драйвом.

В комьюнити похвалу Бьорна по поводу внешности Анники расценили чуть ли не как эротическую страсть. Но это, конечно, не так. Просто через эту похвалу подчеркивается человечность Бьорна и других Волков.

При желании эту книгу можно проглотить как боевик, потому что боевок там много, они смачно написаны и вообще подарок любителям месилова-рубилова. Также ее можно читать, чтобы больше узнать о Серых Рыцарях, Волках и Первой Армагеддонской. Но интереснее всего читать «Дар Императора», чтобы поразмыслить на досуге: чем можно пожертвовать ради спокойствия остальных, чем — ради своих убеждений, чем — ради успешного выполнения своих задач, и стоит ли это все жертв. Как часто у АДБ, герои переживают экзистенциальные потрясения. И каждый из них ищет собственный выход; возможно, читатель сможет извлечь из этого урок и для себя.