"М-11 - это для слабаков", - подумал я, планируя маршрут воспетый писателем Радищевым. Однако, вместо логичного пути в этот раз я решил добраться до дома московского из дома петербургского сделав крюк километров в 400 с заездом в Псков. Но вовсе не этот город интересовал меня. Хотя, если бы это было так, то маршрут мой включал бы поездку по известной благодаря уже современнику и земляку Константину Кинчеву - "Трассе Е-95". И я уже воображал этот репортаж с рассуждениями на тему того, какой приморский город является конечной точкой этой самой трассы. Но нет...
Очень уж мне хотелось посетить одно знаковое место. Ставшее новой точкой притяжения для туристов на Псковском направлении, хотя пока ещё не так часто мелькающее на фотографиях в социальных сетях. Скульптурная композиция, открытая в 2021 году "Александр Невский с дружиной" на берегу Чудского озера.
Будь я обычным "тревэл-блогером" этот рассказ мало бы отличался от стандартного повествования классической дорожной истории. Но... постоянные читатели блога не дадут соврать. Стандартный подход - точно не мой конёк и потому история эта будет совсем о другом. О событиях прошлого. Спорах. Советском фильме, который почему-то скрыли. И нашем "глубинном государстве". Впрочем, последняя тема определённо заслуживает отдельного разговора. Но обо всём по порядку.
Путешествуя по России я давно заметил, как окружающая природа отражает дух этого места. Вот едешь в центральной полосе так и слышится мелодия на гуслях. Представляешь девчат и ребят в ярких нарядах - косоворотках и платьях. Кто-то возделывает поля, другие заняты добычей рыбы или охотой. Гружённые товарами лодки двигаются по тогдашним магистралям-рекам.
Карельский перешеек и Ингерманландия - другая история и другая атмосфера. Наш путь пролегал по хорошо знакомой мне дороге, ведущей через Кингисепп в Ивангород. Но вместо пограничного города со знаменитой крепостью за мостом через Лугу предстояло уйти влево. В направлении Гдовского района Псковской области. И вот здесь уже совсем другая атмосфера.
Рассекая лес по осовременной трассе в подсознании звучит совсем другая, более тревожная музыка. Волынка, флейта, лютня, скрипка...
Чужаки где-то неподалёку, а места эти полны опасностей и звуков бряцающего железа. Средь сосен и елей так легко представить всадников в железных доспехах, рассекающих осенний лес.
Воображение - хороший союзник для путешественника.
Городок Гдов находится чуть в стороне от трассы ведущей в направлении Пскова. Но я не мог проехать мимо. Его связывают с именем княгини Ольги. Есть версия, что она получила этот город во владение после смерти князя Игоря. Хотя, всё что связано с историей древности нельзя принимать за чистую монету. И вокруг самой Ольги есть целый ворох мифов и легенд.
Девятым коленом после Ольги и Игоря станет один из самых прославленных и, как это (от чего-то) бывает, противоречивых персонажей в истории нашего государства. Князь Александр Невский. Чьё имя главным образом связано с одним историческим эпизодом и фильмом Сергея Эйзенштейна 1938 года. Ставшего классикой и частью "Золотой коллекции" российского (советского) кино.
При этом события показанные в фильме являются одним из самых противоречивых эпизодов, саму историчность которого некоторые "историки" ставят под сомнение. Не говоря уже о деталях и значении.
А образ святого покровителя практически со всеми победами в многочисленных противостояниях!
Фильм, безусловно, художественный и решал вполне конкретную политическую (патриотическую) задачу в мрачный и драматический период становления нового государства, начавшего свой путь с разрушения исторических опор и фундамента. Но довольно быстро осознав эту ошибку. Тема эта заслуживает отдельного разговора. Для понимания политических процессов одного из самых сложных и задокументированных периодов в истории России - первой половины XX века.
Талантливый режиссёр блестяще выполнил поставленную задачу. Так, что ни у кого тогда не оставалось сомнений: всё так и было!
Немного погостив в Гдове нам предстояло преодолеть ещё два отрезка. Один всё по той же трассе ведущей к Пскову и отрезок длиной в 30 км. Огибая озёра и рассекая небольшие посёлки, где ровный асфальт сменяет плотная гребёнка, в конце упираешься в посёлок Самолва. С ударением на последний слог. Название которого вряд ли хорошо знакомо большинству из нас. А меж тем именно здесь вероятнее всего и состоялось то самое Ледовое побоище.
О мемориале!
Стоит только пересечь границу посёлка, как тут же ощущается "туристический дух". Стилизованные указатели сразу дают понять: памятник - не единственное, что есть здесь. А сама атмосфера места ещё сильнее настраивает на "правильную волну".
Как я уже сказал, комплекс открыт в 2021 году по инициативе военно-исторического общества и при поддержке Министерства культуры РФ. Собственно, благодаря просмотру исторического цикла бывшего уже министра культуры Мединского я и узнал о существовании этого комплекса. На открытии присутствовал и президент Путин, патриарх Кирилл и митрополит Тихон (тот самый, кто двинул грандиозный проект Херсонес). Разумеется, был и министр.
Огромная парковочная зона резонирует своим ровным асфальтом на фоне остальных дорог в посёлке. Включая и грунтовый ухабистый подъезд к комплексу. Масштабы её напоминают парковку у гипермаркета. И вероятно, в праздничные дни здесь достаточно людно. Поскольку даже в самый обычный рабочий день мы не были одиноки. За всё время сменилось около десятка автомобилей с туристами. Кто, как и мы, приехал в это место.
Сама композиция одновременно впечатляет размахом и масштабом. А равно и видом, который открывается с постамента. При этом в отличие от большинства памятников и монументов здесь нет характерных барьеров и границ. Ты можешь подойти вплотную и буквально потрогать.
Художественная составляющая тоже заслуживает внимания. С любого расстояния и ракурса. Сам князь, конечно, напоминает своего киноперсонажа в исполнении Николая Черкасова. И, кажется, никто уже не сможет исполнить эту роль более правдиво. Как не сможет повторить Петра так, как это сделал Дмитрий Золотухин в фильме "Россия молодая". В котором, к слову, есть пересечения этих двух тем! Как и сами Петровские войны - это суть возвращение тех территорий, которые входили во владения Новгородского княжества благодаря Александру Невскому.
Но не столько князь, сколько дружина придаёт живости композиции. "Натуральные черты" лиц княжьево войска не случайны. Ведь образы были списаны с псковских десантников. Отдавших жизнь в Чеченской кампании. Такая связь времени и места.
Дабы закончить с описанием композиции. Приятно увидеть масштаб и внимание к территории. Такой комплексный подход определённо должен дать импульс развитию тупиковой деревеньки. И судя по всему это уже происходит.
Музей "Ледовое побоище" находится буквально на соседней улице. Представляя собой небольшое деревянное здание в два этажа. Композиция не так чтобы блещет разнообразием. Но, для детей есть приятный бонус: можно примерить доспехи.
Предложение посмотреть фильм об исторической экспедиции я сперва воспринял скептически. В планы совершенно не входило зависать на полчаса за просмотром фильмов, который наверняка можно "скачать в интернете". Но... дети оказались не прочь, а я и не стал сопротивляться.
Фильм рассказывает об экспедиции Караева в конце пятидесятых прошлого века. Целью которой было отыскать то самое место, где и состоялась битва. О которой было лишь несколько упоминаний в летописях с довольно расплывчатыми "координатами".
Фильм хоть и старый, но смотрится удивительным образом свежо и последовательно. Авторы проводят своё расследование, опираясь на записи летописи. Определив, что очертания озера в те времена были совсем другими. А уровень воды ниже минимум на метр. В этом месте проходил торговый перекрёсток. Что являлось важным условием, ведь позволяло тяжёлому войску перемещаться. Здесь же находилось и что-то вроде заставы - Городец. Только местонахождение её ныне оказалось под водой. Поскольку воды озера с тех пор поднялись.
Летопись гласит: "И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду Суболицкого берега". Хотя некоторые учёные и историки считают, что "семь вёрст" это не указание фактического расстояния, а образное иносказание. Типа: За тридевять земель! Однако было установлено, что суболец - это местное название окуня, а ловят его у противоположного берега до которого как раз примерно такое расстояние. Там же отмечен выход грунтовых вод и лёд всегда слабее. Главной же задачей было найти этот самый Вороний камень. Как главный ориентир самого места сражения.
При этом важной деталью является тот факт, что даже если сражение было на льду, проваливались немцы уже после поражения и спасаясь бегством. Как раз там и проваливались. Т.е. не слабый лёд Чудского озера стал причиной поражения Тевтонского ордена, а сила русского война.
Так последовательно экспедиционеры определяют район поисков. А дальше используя современное на то время оборудование проводят соответствующие исследования. И находят то, что как им казалось и есть Вороньим камнем.
Что поразило меня в фильме особенно, так эта общая подача и атмосфера.
Во-первых, отношение к самому князю и событию. Отмечая его геополитическое значение в истории страны и формирования земель княжества Новгородского.
Которое включает и территорию Карельского перешейка. "Отданную" поздними историками финнам. А Петровские войны представленные ни как освободительные, а "завоевание новых земель". И уже в этом основа для других политико-исторических инсинуаций не только в западной историографии, но и всё той же "нашей" общественности и из числа "не всё однозначно".
Ещё одно впечатление от фильма. Очень, я бы сказал, трепетное отношение к теме религии и церкви (как сооружению). Которая упоминается в фильме и находится в этих местах (к сожалению, я как-то упустил момент с фотографией).
Чувствуется понимание авторов роли и значения как для того времени, так и для истории страны в целом. Что совершенно резонирует для фильма из "светского, атеистического прошлого".
Ну и в целом... я тут на днях упоминал "Подводную одиссею Команды Кусто" (в свете рассказа об африканской экспедиции нашего научного сообщества). Так вот это гораздо круче! Но совершенно скрыто от глаз широкой общественности и по сей день!
Ещё одна его особенность. Нарочито акцентированное внимание Русскому человеку. Как в разговоре о событиях того времени. Величии и мужества Русских войнов. Так и говоря о самой экспедиции. Это звучало несколько необычно на фоне современного "многонационального государства". Тем более, с учётом советской идеологии и стремлении выплавить из всей этой "дружбы народов" нечто общее - советского человека. Но и эта тема для отдельного разговора.
Приехав домой я, конечно, поспешил отыскать этот фильм. Хотя смотритель музея заверила меня в том, что он есть только у них. Но... "в интернете же есть всё"? Как бы не так.
Однако, поиски мои привели к другому сюжету. Уже современной экспедиции ЦПИ и РГО о которой рассказал Роман Кирюхин. Тот самый "Подводный Роман", сюжетами которого я регулярно делюсь в группе DM в ВК.
Конечно, я обратился к Роману с вопросом: где найти этот фильм? И вот его ответ:
Да, с фильмом было смешно. Сотрудники музея пытались выкатить нам кадры этого фильма запросили необоснованно высокую цену за минуту. И телеканалу, и ЦПИ. Они считают, что должны на этом зарабатывать. В итоге мы решили, что вполне обойдёмся без этой хроники. <...> Мы с ЦПИ его нигде больше не нашли, даже в каких-то фильмофондах. Ну и в нём же скорее просто кинохроника самой экспедиции Караева.
Заслуживает внимания и упомянутая современная экспедиция. Сам фильм вы можете посмотреть здесь:
В отличие от советского он в открытом доступе. Из примечательного. Более современное оборудования и методика позволила определить истинные очертания и местонахождения Вороньего камня. Как оказалось, представления учёных советской эпохи было не верным.
В целом ни та, ни современная экспедиции не дают однозначного ответа на вопрос: была ли битва именно в этом месте. Поскольку отыскать какие-то артефакты, однозначно доказывающие это, увы, не удалось. Чему, впрочем, есть вполне логичное объяснение.
Во-первых, ценность метала в то время. Всё, что можно было собрать и достать - было собрано сразу и чуть позже местными. Что осталось на дне... Время и вода бывают благосклонны к дереву. А вот металл...
Собственно, это и служит поводом для любителей порассуждать в духе "не всё однозначно". И тема Ледового побоища - одна из самых любимых среди того самого "либерального общества". Чей смысл жизни - это постоянный поиск изъянов и принижение достоинства в истории.
Рассуждая о Ледовом побоище и личности Александра Невского, такие стремятся всячески менять фокус внимания, заостряя его на малозначительных аспектах, отводя от действительно важных. Представляя прекрасный художественный фильм Эйзенштейна, как пример искажения исторических фактов. Дескать: не могло быть сражения на льду, да и вес рыцарей-крестоносцев не был сильно больше наших. Тонули бы все. Сея таким образом зёрна сомнений и дальше уже ставится под сомнение вся история и последовательность, взаимосвязь событий.
Куда более важным, чем детали и точное место битвы, является геополитическое значение события даже не в моменте. Хотя нанеся поражение крестоносцам было обеспечено временное окно и тот самый торговый коридор, который в последствии позволил достичь будущего величия и освоения новых земель. Постепенно объединяя вокруг себя некогда разрозненные и даже враждующие между собой княжества. Но это уже будут делать потомки князя Александра Невского. Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III и тд.
Более важным, на мой взгляд, это событие имеет своим символизмом и образом. Князь с дружиной и эпичная битва со всем его мифическим флёром стал источником вдохновения, укрепления духа, уверенности и целеустремлённости. Веры в себя и Богоспасаемое отечество. Не даром мощи Александра Невского были перенесены в Петербург лично Петром I. Вернувшего выход в Балтику и земли Карельского перешейка.
Став образом и примером противостояния с Западом, через который события настоящего становятся куда более понятными. И 8 веков назад важной задачей было насаждение своей идеологии, культуры и веры и через это управлять территориями. Но, как и в те давние времена мы остаёмся соседями и продолжаем тесно взаимодействовать в делах торговли.
Хронологически, наверное, стоило продолжить рассказом о Пскове, куда мы логично отправились из этих мест. Но я решил закончить этим фото. Князь Дмитрий Донской на территории Тульского Кремля. Он был праправнуком Александра Невского и знаменит благодаря Куликовской битве. А ещё, меня крестили в честь Дмитрия Донского в Александро-Невской Лавре Петербурга. Вот так и вся наша история - это цепь взаимосвязанных событий и нельзя их отрывать одно от другого. Как постоянно стремятся сделать некие "силы". Наш собственный дипстейт. Пока так. Для размышления, но позже обсудим подробнее и с другими примерами!
Спасибо за внимание к публикации.
Дмитрий Матвеев || DM_812 из цикла публикаций "Малоэтажная Россия".
Заходите в ВК. Там больше всяких заметок, фото, видео и прочего.
VK.com/DM_812