Найти тему

Непослушный ребенок — это хорошо или плохо?

Оглавление

Непослушный ребенок — это хорошо или плохо?

Часто родители, мечтая видеть своих детей покладистыми и послушными, заботятся прежде всего о своем спокойствии. Послушный ребенок не доставляет никаких неудобств. Кроме того, в сознании многих взрослых послушание приравнивается к хорошему воспитанию. А непослушный ребенок позорит своих родителей. Так ли это на самом деле? Разбираемся в вопросе.

Что значит «непослушный ребенок»?

Каждый ребенок проходит период непослушания. Как долго он длится и насколько ярко проявляется, зависит от многих факторов.

  1. Пол. Девочки обычно более покладистые. В женской природе заложены качества помощника, исполнителя. В то время как мужчина призван быть инициатором, руководителем, новатором. С послушанием эти качества мало совместимы.
  2. Характер. Темперамент ребенка влияет на способ его общения с окружающими людьми. Эмоциональному, экстравертному ребенку сложнее контролировать свои действия. Его чувства и реакции доминируют над сознанием. Темпераментным детям сложнее преодолеть свое влечение, поэтому, даже осознавая родительские запреты и предписания, они порой просто не могут остановиться, быстро реализуют свои желания. «Подумать второй раз» — это не про них.
  3. Методы воспитания родителей. Естественно, что у более жестких и требовательных родителей дети будут более послушными.
  4. Психологический климат в семье. Как правило, родители, испытывающие сложности в общении друг с другом, чаще сталкиваются с непослушанием своих детей. Ребенок примеряет на себя конфликтность, которую он видит у взрослых.
  5. Отношения родителя и ребенка. Несложно догадаться, что в тех семьях, где детям уделяют недостаточно внимания, непослушание может стать серьезной проблемой. Если родители заняты на работе или по другим причинам не находят сил и времени, чтобы качественно проводить его с малышом, нужно быть готовыми к тому, что ребенок будет пытаться добиться общения с родителями любой ценой. Самый легкий способ — вызывающее поведение. Непослушный ребенок обязательно обратит на себя внимание взрослых.

В каждом конкретном случае нужно учитывать особенности ребенка, но при этом важно понять два факта:

  1. Нормально развивающийся ребенок не может быть послушным. Стремление к самостоятельности определяет его желание учиться чему-то новому. Если человек рождается с желанием слушаться других и отказом от своей воли, у него не будет никакого стимула к развитию, ведь за него всегда решают другие. Каждый психически здоровый ребенок более или менее непослушен.
  2. Нормально развивающийся ребенок не может постоянно злонамеренно причинять боль своим родителям. Если ребенок не слушается родителей до такой степени, что его невозможно контролировать и обеспечивать его безопасность, стоит разобраться в причине такого негативного поведения. Делать это нужно вместе с психологом.

Как научить слушаться маленького хулигана?

Прежде чем решить, так ли нужно делать своего ребенка идеально послушным, давайте рассмотрим обратные стороны обеих медалей.

Непослушный ребенок:

  • принимает свою индивидуальность;
  • имеет свою точку зрения и учится ее отстаивать;
  • действует прямолинейно и смело, не закомплексован и открыт миру.

Послушный ребенок:

  • безынициативен;
  • не уверен в себе, страдает низкой самооценкой;
  • нерешителен, боится совершить ошибку;
  • повышенно тревожен;
  • не умеет отстаивать свои интересы;
  • зависит от чужого мнения.

Идеально послушный ребенок — результат стараний родителей. У него сломан внутренний стержень, стерта индивидуальность. И единственная цель его поступков далеко не самовыражение, а желание угодить взрослым, потому что именно так его приучили действовать. Ребенок, который не доставляет проблем своим родителям, в будущем, как правило, испытывает серьезные проблемы на протяжении всей своей жизни.

Так как же найти золотую середину? Как научить слушаться, не повредив развитию личности ребенка?

  1. Поощрять желаемое поведение. Выполнил какую-то просьбу — благодарить за помощь. Убрал за собой — хвалить за самостоятельность и аккуратность. Сделал зарядку, съел завтрак — радоваться прибавлению сил и здоровья у ребенка. В речи лучше избегать конструкций типа: «Вот какой молодец — послушный ребенок» или «Наконец, сделал все, как надо, теперь тебя хвалю». У ребенка не должно создаваться ощущение, что его любят и ценят только тогда, когда он беспрекословно выполняет волю родителей.
  2. Чтобы ребенок слышал просьбы и указания родителей, говорить их нужно четко и недвусмысленно. Например, вместо: «Давай уберем твои игрушки?» лучше сказать: «Убери свои игрушки». В этой фразе читается поручение ребенку убрать игрушки своими силами, без чьей-либо помощи.
  3. Указания выполняются детьми охотнее, чем запреты. Лучше сказать: «Сними грязные носки» вместо «Не ходи в грязных носках».
  4. Поручения и просьбы должны быть конкретными. Вместо: «Собирайся на улицу» лучше «Надень эту кофту и эти джинсы».
  5. Не нужно угрожать ребенку. Некоторые родители предпочитают каждое поручение подкреплять угрозой: «Быстро прекрати швырять игрушки, не то получишь у меня!» Произносимые часто, угрозы воспринимаются как словесный шум и игнорируются.
  6. Высказывать просьбы и указания нужно только тогда, когда ребенок готов их услышать. Прежде всего нужно обратить внимание ребенка на себя, и только потом давать поручение. После этого нужно убедиться, что малыш его услышал и понял.
  7. Важно рассказывать ребенку о правилах хорошего поведения и о последствиях плохих поступков и непослушания. Делать это удобно на примере сказок. В хорошей сказке главный герой всегда извлекает какой-то важный жизненный урок. Извлечет его и малыш. В качестве дополнительного источника добрых детских сказок можно использовать любимую игрушку. У Жирафика Бонни от BertToys есть 10 терапевтических сказок, каждая из которых будет полезным уроком нравственности и доброты. Например, сказка про Лисенка Митю рассказывает о том, что бывает, если не слушаться маму и папу.

-2

Хорошо, когда ребенок слушается родителей. Но лучше, когда он прислушивается к ним как к авторитетным лицам вместо бездумного подчинения. В общении с детьми уважение должно быть взаимным.