Всем известно, что все дороги из Москвы в европейские столицы нынче ведут туристов через такие прекрасные города, как Стамбул, Баку или Ереван (и ещё некоторые). Тут без капли сарказма — города действительно прекрасные, и если российские туристы сумеют оценить их хотя бы благодаря пересадкам, то и замечательно.:)
В сентябре 2024 года я оказалась в Ереване в третий раз. Предыдущий был тоже в формате пересадки (в декабре летела из Москвы в Венецию), а еще раньше приезжала на несколько дней именно в Армению, но тогда всё больше каталась по окрестностям — Эчмиадзин, Звартноц, Гегард и прочая красота, — а сам город изучала незаслуженно мало. Вот, пожалуйста, очередной стыковочный рейс — отличный повод наверстать.
Неоспоримое достоинство Еревана — небольшие расстояния: дорога от аэропорта до центра города занимает порядка 20 минут, Яндекс-Такси работает исправно, и стоит такая поездка чуть больше 5 долларов. Наверняка есть и какой-то общественный транспорт, но, честно говоря, с такими щадящими ценами на такси мне даже не захотелось им интересоваться.
Сразу из аэропорта мы поехали к Каскаду: во-первых, в прошлый раз я не смогла посетить расположенный внутри музей (открыт только по выходным) и хотелось наверстать, а во-вторых, в тот же прошлый раз мне дико понравился гастропаб Black Cat, расположенный рядом, и хотелось там позавтракать. Увы, ждало разочарование: заведение закрылось.:( очень жаль! Ну, позавтракали в соседнем французском кафе, тоже получилось неплохо.
Потом пошли в Каскад — вернее, в Центр искусств Гафесчяна. Признаюсь честно: я не очень-то поняла разницу между моим декабрьским визитом, когда музей вроде как был закрыт, и нынешним. Всё равно львиная доля инсталляций выставлены в открытом пространстве вдоль эскалаторов, внутри павильонов — совсем немногое (и, скажем прямо, это не экспонаты категории must see). Cамое же прекрасное на мой вкус — это виды с панорамных террас.:)
Ну а дальше было чудо. Мы вышли из Каскада и лениво думали, куда бы податься, и взгляд упал на вывеску "Музей русского искусства": справа от Каскада (если стоять лицом), но почему-то в предыдущие два визита я не обращала на него внимания. Хихикнули: мол, стоило ли ехать в Ереван, чтобы смотреть русское искусство? Но решили зайти хотя бы из любопытства, и... вау! Удачно зашли.:) Короче, некто профессор Абрамян — коллекционер. Конечно, не масштаба Щукина, Морозова или Третьякова, но тоже очень даже нехилый. И собирал он... ну да, русское искусство. Коллекция небольшая, но очень ладная: немножко Серова, немножко Коровина, немножко Врубеля, немножко Рериха, немножко Сурикова... немножко Бенуа, немножко Бакста, немножко Судейкина... короче, очень изящная подборка! Мне слегка напомнило экспозицию в Абрамцеве (ну, там царит творчество банды "Бубновый валет", и в Ереване они тоже представлены), но можно счесть и мини-Третьяковкой, если хочется. Или чем-то вроде Оранжери. Короче, очень достойный, пусть и небольшой, музей. Листайте галерею:
Следующий пункт нашей программы был запланирован — недавно моя коллега, вернувшаяся из Еревана, очень нахваливала музей Сарьяна: так что пошли гулять по городу с расчётом на то, чтобы туда догулять. Это было недалеко.:) Этот музей — внезапно! — очень напомнил мне музей Вадима Сидура в московском районе Перово. Не экспозицией, конечно, а скорее организацией пространства и даже самим зданием. Ну, так бывает.:) А сама живопись — ах! Очень яркие и запоминающиеся полотна как с восточными и египетскими мотивами, так и с пейзажами Армении, а ещё есть чудесные натюрморты. Музей небольшой — всего два этажа, на каждом из которых по два зала, — так что много времени не требуется. Но удовольствие я получила.:) Опять же, листайте галерею:
После музея Сарьяна решили немножко погулять по городу просто так, без особой цели. Просто грелись на солнышке, пили гранатовый сок, ловили случайные симпатичные сюжеты из жизни Еревана (много интересных граффити, например), дошли до Вернисажа и поразглядывали всякие необычные штуки там. Всё-таки хороший город Ереван, мне нравится.:) Может быть, не самый насыщенный достопримечательностями (Баку или Тбилиси явно побогаче будут!), но находиться там приятно, а здания розового туфа создают особый колорит. Теплый и по-южному уютный.:)
В таком неспешном ритме догуляли до площади Республики, и там ждал сюрприз.:) оказывается, аккурат накануне нашего приезда (21 сентября, в день независимости) в Музее истории Армении открылась важная выставка «Богиня-мать: от Анаит до Девы Марии», ради которой из Британского музея привезли фрагменты бронзовой статуи богини Анаит — сохранившиеся голову и руку. Выставка эта, как выяснилось, беспрецедентная для Армении, её очень-очень долго ждали и т.д., — и тем удивительнее, что всего-то на второй день её работы в музее не было безумной очереди или входа только по заранее купленным билетам на определенные временные слоты. Нет, в очереди в кассу мы постояли около 10 минут, после чего просто купили билеты и пошли смотреть. Вот поди ж ты!
Анаит — главное женское божество в дохристианской Армении; как я поняла, что-то вроде Афродиты, Деметры и Геры в одном лице (и скульптура выполнена именно в той манере, что знакома нам по античным памятникам). И, как я поняла, беспрецедентность этой выставки для армян — в компенсации глобальной несправедливости: главное божество, знакомое всем детям по школьным учебникам, а хранится почему-то в Британском музее! Тут я сразу про египтян вспомнила, у них тоже колоссальная обида: почему большинство ценнейших памятников ИХ культуры — то в Лувре, то в Британском музее?..
Выставка небольшая — всего два зала. Первый посвящен собственно Анаит (и различным ее воплощениям дохристианской эпохи), а второй — Деве Марии. Я очень люблю рассматривать раннехристианские изображения в не самых очевидных, скажем так, странах, — вот в упомянутом Египте, к примеру (у коптов чудная самобытная манера!), или в Армении, так что мне понравилось. И, признаюсь, несколько позавидовала армянам: в Москву-то сейчас фиг что привезут из Британского музея (или из Лувра, или из Прадо, или из Пергамского музея). В такие-то моменты и ощущаешь... ладно, не будем о грустном.
Ну и всё — на осмотр основной экспозиции музея, увы, времени уже не хватило (хотя билет позволял): дело шло к закрытию, нас выгоняли. Да и наше собственное время потихоньку истекало. Его как раз хватило, чтобы очень приятно поужинать. Я наконец-то попробовала блюдо гавурма, с которым в прошлый раз не задалось; это и вправду вкусно — очень мягкая телятина, залитая топлёным маслом. Заодно наелась любимой долмы.:) После ужина совсем немного, не больше получаса, прогулялись по вечернему городу, по симпатичному бульвару с фонтанами — да и вызвали такси, чтобы возвращаться в аэропорт.
Пересадкой я более чем довольна.:) Это не "скоротать время", это полноценный и очень насыщенный культурой день в Ереване получился — своего рода затравка перед будущим отпуском. Надеюсь, и для будущих таких пересадок (а я думаю, что они будут) этот город для меня приберёг достаточно интересного.
А вам нравится Ереван? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: