«Тоннель» — это явно книга не для тех, кто страдает от клаустрофобии! Сотни человек, запертые под Москвой-рекой. Закрытое пространство, из которого невозможно выбраться. Будто идеальная сцена для какого-то эксперимента...
Но книга не просто о физическом заключении. Она, скорее, о том, что происходит с человеком, когда из его жизни исчезает привычный комфорт. И остается только голый инстинкт выживания. Вагнер предлагает нам не просто вымышленную ситуацию, но социальный эксперимент, в котором каждый читатель сможет увидеть кого-то из близких. Или даже самого себя.
Завязка проста: люди, едущие в выходной в Москву, внезапно оказываются заблокированы в тоннеле. Никто не может выйти, связи с внешним миром нет, остается только ждать. И вот тут начинается самое интересное. Мы наблюдаем, как постепенно из благополучных, цивилизованных, нормальных на первый взгляд людей вылезают демоны. Причем демоны эти не нарисованные, не какие-то гипертрофированные монстры, нет — они до жути реальны.
Персонажей в книге много, но имена — это последнее, что здесь имеет значение. У большинства их будто нет. Автор нарочно лишает их личностей, называя героев по маркам машин, на которых они приехали:
женщина-Майбах, женщина-Пежо, мужчина-УАЗ Патриот.
И эта кажущаяся безликая масса людей вдруг начинает проявлять себя.
- Кого-то одолевают страх и отчаяние,
- кто-то ищет способ выбраться,
- а кто-то просто ждет — а вдруг пронесет.
Но надежды все меньше, и вот уже те, кто вчера еще мог предложить помощь, сегодня готовы перегрызть глотку за бутылку воды.
Что делает Вагнер мастерски, так это передает чувство неизбежного. Ты читаешь и понимаешь, что эти люди обречены. И не потому, что тоннель не откроется, а потому что они не справятся с собой. Ментальная деградация персонажей захватывает дух. Ты будто смотришь на тех самых муравьев в банке, которым дети подбрасывают новые испытания: то проливают воду, то трясут их домик. А муравьи бегают, злятся, ссорятся, теряются. Так и здесь: то преступник сбегает, то мигранты создают свою "армию", то кто-то начинает бесконтрольно паниковать.
При этом в повествовании чувствуется, что автор явно привязан к русским реалиям. Чиновники, преступники, мигранты — это не просто штампы, это болевые точки общества. И Вагнер давит на них так сильно, что становится неловко:
"Неужели мы такие? И правда такие?"
Да, правда. Вагнер открывает нам невыносимую правду — в условиях крайнего стресса общество рушится, и социальные различия, казавшиеся не такими уж и значимыми, оказываются теми самыми триггерами, которые взрывают ситуацию.
Что еще интересно в книге — это роль женщины. Казалось бы, в условиях катастрофы главный герой, тот, кто должен всех спасти, будет сильным мужчиной, героем в стиле блокбастеров. Но нет. Центральной фигурой становится женщина в костюме. Чиновница, которая, с одной стороны, должна управлять толпой, но, с другой, не в состоянии справиться с ситуацией. И вот ты наблюдаешь за тем, как она, пытаясь сделать хоть что-то, сама увязает все глубже.
Финал? О нем нельзя говорить без спойлеров, но скажу одно — он логичен. Вагнер не предлагает сладких финалов. Она лишь напоминает: иногда нет выхода. Даже если он появляется. И это ощущение безысходности остается с тобой еще долго после того, как закрываешь последнюю страницу. Вопросы морали, человечности и выбора – остаются висеть в воздухе, словно тяжёлый свинцовый туман.
«Тоннель» — не просто очередной роман-катастрофа. Это книга о людях, об обществе в целом. О том, что в каждом из нас есть нечто темное. Оно выходит наружу в самый неподходящий момент. И когда читаешь эту книгу, задаешься вопросом: а что бы сделал я, если бы оказался заперт в тоннеле?