Если на Западе любимым гитарным ходом было «ту-ду-ду» из «Stairway to Heaven», то для советского меломана таковым, безусловно, был «там-там-там, там-там-татам» из песни «Smoke on the Water» производства DEEP PURPLE.
Как я уже писал, лирика песен «глубоко-пурпурных» по большей части была безыскусной. Вот и текст «Дым над водой, огонь — в небесах…», отнюдь не содержал никакого символизма, а был скрупулезным документальным описанием событий, случившихся с группой в Швейцарии в конце 1971 года…
В курортный городок Монтрё DEEP PURPLE привело желание записать новую пластинку. На берегу Женевского озера располагался особняк, где на втором этаже была превосходная студия звукозаписи. К несчастью, на первом этаже было казино. И когда 3 декабря там выступала группа Фрэнка Заппы, один ретивый поклонник стрельнул вверх из ракетницы. Потолок в здании был бамбуковый, и вскоре оно запылало как спичечный коробок. К счастью, никто из людей не пострадал, но казино вместе со студией сгорело дотла. Погибла и вся аппаратура Фрэнка Заппы на сумму 50 тысяч долларов.
Пожар музыканты DEEP PURPLE с ужасом созерцали из окна своего номера в «Гранд-отеле». Огонь озарял небо, а дым стелился над Женевским озером. По легенде, вокалист Иэн Гиллан услышал, как басист Роджер Гловер бормотал в сонном бреду: «дым над водой… дым над водой…».
Утром Гиллан сел и начал фиксировать на салфетке все вышеперечисленные события в поэтической форме. Не забыл он упомянуть даже отличившихся на пожаре Фрэнка Заппу и устроителя концерта Клода Нобса, которые смогли организованно вывести всех людей.
«ДЫМ НАД ВОДОЙ» (пер. А. Евдокимова)
Мы все отправились в Монтрё,
На побережье Женевского озера.
Чтобы сделать записи в передвижке,
Времени было не много.
Фрэнк Заппа и «Мамаши»
Заняли лучшее место в округе,
Но какой-то тупарь с ракетницей
Все сжег дотла.
Дым над водою,
Огонь — в небесах.
Дым над водою.
Спалили игорный дом,
Он скончался, издав ужасный звук,
Фанки и Клод бегали туда-сюда,
Вытаскивая ребят из опасной зоны.
Когда все было кончено,
Нам пришлось искать другое место,
Но швейцарское время истекало,
Казалось, этот забег нам не выиграть...
И действительно, с гибелью здания, ситуация с новым альбомом зависла в воздухе. Звукозаписывающую аппаратуру DEEP PURPLE удалось одолжить у группы ROLLING STONES. Но оставался открытым вопрос – где найти помещение для записи громких хардовых рифов? Наконец, решили далеко не ходить и сняли для записи… «Гранд-отель». Благо, была зима и гостиница пустовала. Но помещение совершенно не отапливалось и отличалось кошмарной акустикой. Обложившись матрасами и включив калориферы, группа героически приступила к работе.
Об этом всём и повествует последний куплет «Дыма над водой»:
В конце концов мы оказались в Гранд Отеле,
Там было пусто, холодно и голо.
Но мы с Роллинговой грузовой
Стоунзовской штучкой у ворот
Делали нашу музыку.
При скудном свете красных фонариков
и при наличии нескольких старых коек,
Мы заставили всех вокруг попотеть.
Неважно, что у нас из этого получилось,
Я знаю одно — вовек мне не забыть.
В результате на свет родился альбом «Machine Head», содержащий в числе прочего и историю своего появления в виде песни «Smoke on the Water». Знаменитый риф этой песни Ричи Блэкмор записал еще до приезда в Швейцарию.
Правда, пронырливые меломаны умудрились найти песню бразильской певицы Аструд Жилберт «Maria Quiet» 1965 года, проигрыш в которой сильно напоминает рифф «Дыма над Водой» (послушать и сравнить).
Сам же Блэкмор одной из телепередач пошутил, что на самом деле просто сыграл начало Пятой симфонии Бетховена, задом наперёд, поэтому теперь должен немецуому композитору «много денег».
Когда в 1972 году альбом «Machine Head» вышел (1-е место в Англии, 7-е — в США), музыканты предполагали, что хитами станут песни «Maybe I’m a Leo» и «Never Before». Но слушатели полюбили «там-там-там, там-там-татам»…
А вот сам гитарист никогда эту песню особо не выделял.
Р. Блэкмор:
«Простота — вот залог успеха этой песни. Люди до сих пор играют ее в гитарных магазинах. А сочинять я начал, услышав такие вещи, как «I Can`t Explain» и «My Generation». Они построены на очень простых риффах. Я тогда подумал: «Хорошо, если у Пита Таушенда выходят песни, то чем я хуже?».
Р. Блэкмор:
«Те же, кто страстно желает славы, известности и богатства, примерно представляют, что нужно делать. А именно - сочинять музыку, которая подавляющему большинству людей будет понятна. Вспомните «Satisfaction» The Rolling Stones — она стала неимоверно популярной. Так как крутилась вокруг гитарного риффа, построенного на трех нотах, звучащих лейтмотивом на протяжении всего трека. В этом нет ничего зазорного — просто существуют разные подходы к музыке. Ещё давным-давно, когда сам хотел стать богатым и знаменитым, я усвоил: чтобы заинтересовать массового слушателя, необходимо сочинять как можно более просто. Держа в голове этот негласный постулат, пришёл к риффу из «Smoke On The Water» — вероятно, самой известной песни Deep Purple».
Из интервью с Ричи Блэкмором:
«- Неужели, сочинив «Smoke On The Water», вы не понимали, что именно вы сотворили?
- Да что вы! Я просто играл рифы, Иэн Пейс - стучал по барабанам - нас было только двое. Просто ритмическая идея, еще одна песня, ничего особенного».
Р. Блэкмор:
«У Graham Bond Organization меня всегда вдохновляли вещи вроде “Wade In The Water”, где четверо музыкантов играют инструментал одновременно. В “Smoke On The Water” хороша как гитарная партия, так и вокал, и мелодия, но у Purple было множество других неплохих вещей, на которые почему-то не обращали должного внимания. И мне всегда было непонятно, почему Purple ассоциируется всегда именно с “Smoke On The Water”, точно так же как мой любимый Иэн Андерсон с “Aqualung” - далеко, на мой взгляд, не лучшей его песней».
«Smoke on the Water» навсегда останется символом DEEP PURPLE. В 1989 г. она стала центровой песней пластинки «Rock Aid Armenia», сбор от которой пошел в фонд пострадавших во время страшного землетрясения в Армении в 1988 году.
Тогда в записи «Дыма над водой», кроме группы DEEP PURPLE, приняло участие много знаменитых исполнителей: Брайан Адамс, Кейт Эмерсон (ELP), Томми Йомми (BLACK SABBATH), Брайан Мэй и Роджер Гловер (QUEEN), Брюс Дикинсон (IRON MAIDEN), Дэвид Гилмор (PINK FLOYD) и другие.
Что же касается сгоревшего в Монтрё казино, то его отстроили заново, а у берега Женевского озера появилась скульптурная композиция с нотами из знаменитого гитарного риффа.
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий