Найти в Дзене
Сергей Курий

«Скоростные» хиты DEEP PURPLE: «Speed King», «Fireball» и «Highway Star»

Оглавление

Эпохальный альбом «Deep Purple In Rock» (1970) своим успехом во многом обязан и тому, что в группе появилась парочка перспективных новобранцев — басист Роджер Гловер и вокалист Ян Гиллан. Силу визга последнего высоко оценивал даже Ричи Блэкмор (неприязнь между вокалистом и гитаристом во многом будет определять историю группы).
Но DEEP PURPLE вовсе не отказались от симфонически-классических экзерсисов Лорда, и его органные пассажи составляли достойную конкуренцию буйной гитаре Блэкмора. В этой статье я расскажу историю хитов группы, сыгранных громко, быстро и жёстко.

"Золотой" состав DEEP PURPLE: Роджер Гловер, Ричи Блэкмор, Ян Гиллан, Джон Лорд, Ян Пейс.
"Золотой" состав DEEP PURPLE: Роджер Гловер, Ричи Блэкмор, Ян Гиллан, Джон Лорд, Ян Пейс.

«Speed King» (1970)

Особенностью альбома «In Rock» было то, что его материал был предварительно обкатан на концертах. И одной из первых вещей отрепетированных группой стала композиция о «Короле Скорости».
Поначалу она называлась «Kneel & Pray» («Преклони колени и молись»), а основной рифф был придуман Роджером Гловером под впечатлением от композиции Джими Хендрикса «Fire».

-3

Гиллан вспоминал, что его дядя — джазовый пианист, впервые услышав «Speed King» на репетиции, просто выбежал из комнаты с возмущёнными криками, что это не музыка, а какофонический набор звуков.

И правда - песня начиналась с сумбурной импровизации Блэкмора на гитаре (оно звучало настолько шумно, что из американской версии альбома его нагло вырезали). Затем шёл обманчиво спокойный орган Лорда, после чего песня также внезапно взрывалась истошным визгом Гиллана и далее уже неслась на всех парах. «Speed King» и сегодня поражает своей энергетикой, а в те времена это была сверхскоростная композиция.

Ян Гиллан.
Ян Гиллан.

Недаром в тексте Гиллан использует много цитат из песен ещё одного знатного рок-крикуна 1950-х — Литтл Ричарда (упоминаются, например его «Good Golly Miss Molly» и «Tutti Frutti»).

Я. Гиллан:
«Я просто свалил в кучу все крылатые фразы из песен Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Чака Берри, какие только смог вспомнить. И, кстати, «Speed King» — об ощущениях, когда ты быстро поёшь. И никакого отношения к наркотикам не имеет. …Для меня главным была энергия».
Смешная вырезка из старой газеты, где приведена русская транскрипция текста «Speed King».
Смешная вырезка из старой газеты, где приведена русская транскрипция текста «Speed King».
Автор перевода — Р BlackOut:
https://en.lyrsense.com/deep_purple/speed_king
О Господи, сказала крошка Мисс Молли,[1]
Отплясывая в доме голубого света [2],
Tutti Frutti [3] была такая привязчивая,
Когда отжигала на Восток и Запад.
Люсиль [4] была в своём репертуаре,
Когда пошла против папиной воли.
Давай же, детка, сведи меня с ума, давай, сделай это!
Я — король скорости
Послушай, как я пою.
Я — король скорости.
Смотри — я улетаю!
Субботний вечер, я при деньгах.[5]
Буду кутить, к чёрту скупердяйство.
Некоторые станцуют рок, другие же — ролл,
Закачу вечеринку во спасение моей души.
Твердолобая женщина [6] и мягкосердный мужчина,
Эти двое создавали проблемы с самого начала.
Возьму-ка я немного риса, возьму немного бобов [7]
И отправлюсь рок-н-роллить вплоть до Нового Орлеана.
.............................................................................................
Примечания переводчика:
1) Аллюзия на песню Литтла Ричарда "Good Golly Miss Molly"
2) слэнг, публичный дом
3) Аллюзия на песню Литтла Ричарда "Tutti Frutti"
4) Аллюзия на песню Литтла Ричарда "Lucille"
5) Первая строчка из песни Литтла Ричарда "Rip It Up"
6) Аллюзия на песню Элвиса Пресли "Hard Headed Woman"
7) Аллюзия на строчки песни "The Battle of New Orleans" (автор -Дж. Дрифтвуд) в исполнении Джонни Хортона

Кстати, на юбилейном переиздании альбома «In Rock» есть «piano-version» «Короля Скорости», где Лорд играет не на органе, а на пианино.

«Fireball» (1971)

Успех сразу уплотнил концертный график, поэтому материал нового альбома сочинялся и записывался урывками во время и между концертами. Может, поэтому Блэкмор считал следующую пластинку «Fireball» неудачной. И, правда, она вышла не столь рОковой, как «In Rock», но лично мне понравилась больше. Кстати, и Гиллан до сих пор называет «Fireball» своим самым любимым альбомом. Слушатели тоже проголосовали «за» — это был первый альбом DP, занявший 1-е место в Британии.

Несмотря на стилистическое разнообразие пластинки, открывалась она традиционно — забойным скоростным треком с одноименным названием. Дословно «Fireball» — это «огненный шар», но в данном случае подразумевается комета или метеор, что видно и по обложке диска. На текст песни Гиллана вдохновила неразделённая любовь к девушке, о которой он сказал: «Она была для меня полной загадкой».

-6
Перевод Polo Polo:
https://learnsongs.ru/song/deep-purple-fireball-66718
Золотистый цвет вокруг тебя
открывает мне тайну откуда ты пришла
Волшебство твоих глаз завораживает всё,
на что падает твой взгляд
Ты стоишь на холме,
а вокруг тебя идет сумаcшедшая пляска
Все удивляются, где же я нашел тебя
О, моя любовь, как долог этот путь
Так далеко до твоего дома
Я старался понять тебя,
пытался любить тебя как ты хотела
Твои улыбка и прикосновение
заставляют пылать мое сердце
Твои губы как огонь,
обжигают мою душу
А все спрашивают меня откуда ты?
Все хотят знать
О, моя любовь, как долог этот путь
Так далеко до твоего дома
Колдунья, разрушающая мою душу
Я никогда не слышал раньше,
то о чем ты говоришь мне сейчас
Колдунья, я не могу ничего поделать
Ты, чье прикосновение пронзает током
Я люблю тебя так сильно
Так сильно
Ты несешься как метеор
танцуешь как призрак
Ты - близнецы, и я не знаю
какую из звезд я люблю больше
Моя голова начинает раскалываться,
мои мысли сейчас взорвутся
Но все-таки мы идем с тобой по дороге
окутанной золотой пылью
О, моя любовь, как долог этот путь
Так далеко до твоего дома

Открывалась песня странным звуком. Хотя музыканты долгое время говорили журналистам, что это «особый синтезатор», на самом деле они просто записали гудение включающегося кондиционера (ох, и громкие тогда были кондиционеры!).
Затем шла неистовая барабанная дробь Яна Пейса.

Ян Пейс.
Ян Пейс.

В советские времена у меломанов ходила легенда, что Пейс был способен молниеносными ударами палочек удерживать монету на вертикальной стене, не давая ей упасть. Не знаю, как там с монетой, но любопытные подсчитали, что в начале «Fireball» он выбивает 240 ударов минуту! Также это редкая песня группы, где ударник использовал два барабана-бочки (дополнительную бочку даже специально выносили во время концертов только для исполнения этой песни).

По энергичности песня ничем не уступала «Speed King», даже казалась более энергичной из-за отсутствия традиционного гитарного соло (редкий случай!). Вместо него в конце энергично наяривают: Гловер на басу, Лорд — на органе и Гиллан — на бубне. Правда, в закромах раритетов есть версия и с гитарным соло (бонус «Fireball instrumental» к переизданию альбома).

«Highway Star» (1972)

Ещё одна знаменитая "скоростная" композиция стала украшением следующего альбома DEEP PURPLE - «Machine Head», который сами музыканты почти единогласно признают эталонным.

Речь идёт о песне с красноречивым названием «Highway Star» («Звезда Автострады»). Она была самой быстрой композицией альбома и потому по традиции шла первым треком. Смысл «Highway Star» был нехитрый: «Я — крутой парень и несусь на крутой тачке».

-8

Музыка, как обычно, была намного интереснее. Песня была отрепетирована первой — ещё до швейцарской сессии. Написалась она, правда, чуть ли не случайно — во время турне 1971 г. Один из журналистов попросил музыкантов показать, как они пишут песни. Блэкмор взял акустическую гитару и стал наигрывать рифф на основе одного аккорда соль-мажор, а Гиллан тут же сочинял текст.

Ричи Блэкмор.
Ричи Блэкмор.
Р. Блэкмор:
«Я работал над соло для этой песни еще до того, как мы начали ее записывать, чего я обычно не делаю. И мне захотелось наложить «немного Моцарта» на последовательность аккордов».
Джон Лорд.
Джон Лорд.

Правда, Лорд говорил, что последовательность аккордов была «Бахо-подобной», но сути это не меняло. Академическая классика вписалась в рок-ритмы превосходно, став некой визитной карточкой стиля группы.

Впоследствии, этот приём стал настолько привычным, что некоторые не без оснований считали, что именно «тяжёлый рок» стал прибежищем европейской академической традиции и помог классике сохранить свою актуальность в современном мире.

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

Автор: Сергей Курий

См. также: