Найти в Дзене
Sputnik Армения

Шашлык на горе и рубашка для князя Монако: консьерж Алина Дунамалян поделилась тонкостями профессии

© Sputnik / Aram Nersesyan
© Sputnik / Aram Nersesyan

Алина Дунамалян — представитель редкой для Армении профессии и сооснователь Ассоциации консьержей республики. В марте 2024 года она стала членом престижной международной ассоциации "Золотые ключи". За ее плечами годы опыта и профессионализма в сфере гостеприимства.

Консьержей часто называют волшебниками, ведь они способны решать любые задачи: найти редкие вещи, организовать экскурсии куда угодно или достать приглашения на самые закрытые мероприятия. О своей профессии, гостях и их запросах в интервью Sputnik Армения рассказала главный консьерж отеля The Alexander, a Luxury Collection Hotel Алина Дунамалян. Беседовала Лаура Саркисян.

— Консьерж — непростая и почти экзотическая для Армении профессия. Как вы пришли в эту сферу?

— Я окончила факультет "Менеджмента и экономики" Московского института туризма и гостеприимства. В этой сфере работаю уже девять лет, из них шесть — в качестве консьержа. Когда открывался наш отель, я работала в другой гостинице. Как только появилась возможность, без раздумий подала заявку и согласилась на должность консьержа: о работе в сетевом отеле я мечтала давно. За эти годы я многому научилась, стала главным консьержем, вместе с коллегами основала Ассоциацию консьержей и теперь передаю опыт своей команде.

Член всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" Алина Дунамалян © Sputnik / Aram Nersesyan
Член всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" Алина Дунамалян © Sputnik / Aram Nersesyan

— Что входит в ваши обязанности и каким был ваш первый рабочий день?

— Первый день был непростым. Я хорошо помню, как гости подходили с вопросами, на многие из которых у меня не было ответов. Это стало для меня стимулом: я поняла, что нужно расширять кругозор и учиться быстро реагировать на запросы гостей.

Психология играет ключевую роль в нашей работе. Наша цель — чтобы гость уехал из Армении с самыми положительными впечатлениями. Мы не можем сказать "нет" и всегда стараемся выполнить любой запрос, если это возможно. В наши обязанности входит все: от заказа цветов до организации экскурсий и поиска утерянного багажа за границей. Мы стремимся создать максимально комфортные условия для каждого гостя.

— Что такое Ассоциация "Золотые ключи консьержей"? Почему так важно стать ее членом и получить заветные "ключики"?

— История этой ассоциации уходит корнями в Средневековую Францию, где у владельцев замков был специальный помощник — "comte des cierges", или "держатель свечей". В 1929 году группа консьержей во главе с Пьером Квентином из отеля "Амбассадор" в Париже основала сообщество взаимопомощи Les Clefs d’Or ("Золотые ключи"). К 1952 году оно стало международным, и сейчас в ассоциацию входят представители десятков стран. Армения присоединилась в марте 2024 года, после того как я получила "золотые ключи".

Карта всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" © Sputnik / Aram Nersesyan
Карта всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" © Sputnik / Aram Nersesyan

Получить ключи — не так просто. Для этого требуется минимум четыре года работы в сфере HoReCa, три из которых — на позиции консьержа. Обязательное условие — свободное владение английским языком. В первую очередь нужно написать проект, касающийся сектора услуг Армении, который поможет развитию "золотых ключей" в стране. В моем случае это был проект Your Key To Armenia в виде электронной карты. Кроме того, необходимо написать эссе, сдать тесты. Также нужно заручиться поддержкой двух менторов — членов ассоциации, которые дают рекомендации и сопровождают тебя в проекте. Но самое важное условие — любовь к людям и своей профессии, ведь без этого легко эмоционально выгореть. Моя защита проходила в Москве, и с марта я стала членом ассоциации.

— Верно ли, что члены ассоциации всегда помогают друг другу? То есть вы одновременно и конкуренты, и друзья?

— Девиз ассоциации — "Сервис через дружбу", и это действительно так. Мы — одна большая семья, которая всегда поддержит в трудную минуту. Например, однажды наш гость из Бельгии забыл на родине важный предмет, и мы смогли доставить его с помощью зарубежного коллеги. В другой раз нам удалось за неделю доставить редкий выпуск New York Times для нашего постояльца.

— Поделитесь самой запоминающейся историей?

— Однажды гость из Испании захотел попробовать шашлык в горах. Мы организовали для него поездку на вертолете, доставили туда целую команду с шеф-поваром и устроили настоящий пикник на вершине. Если возможности Армении позволяют, мы делаем все, чтобы выполнить просьбу гостей. Но, к сожалению, не всегда это возможно. Так один из гостей из ОАЭ захотел покататься на яхте, и нам пришлось долго объяснять, что в Армении таких услуг просто нет.

В 2018 году, когда проходил саммит Франкофонии, в Армению приезжал князь Монако Альбер II. В это время в отелях Еревана почти не было свободных мест, все суетились. Принц попросил подняться к нему англоязычного сотрудника, чтобы срочно погладить сорочку. Он передал ее мне, а когда я спустилась в прачечную, оказалось, что все заняты. Не теряя времени, я сама погладила его сорочку, хотя это была очень дорогая вещь, а я не знала, как пользоваться гладильным устройством в отеле.

В профессии консьержа очень важны гибкость и умение быстро принимать решения.

Член всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" Алина Дунамалян © Sputnik / Aram Nersesyan
Член всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" Алина Дунамалян © Sputnik / Aram Nersesyan

— Что особенно нравится гостям в Армении?

— Среди гостей особенно популярны Музей истории Армении и Национальная галерея. Очень любят посещать Музей Параджанова, "Матенадаран" и "Мегерян Карпет". Предпочитают армянские ковры, узоры, творчество Сарьяна. В Ереване гостей привлекает оживленный город, заведения с концертными программами, где звучит традиционная музыка и проходят танцевальные шоу. За пределами столицы они обожают природу, особенно Гарни, Гегард, Симфонию камней, озеро Севан и Дилижан.

Но многое зависит от рекомендаций. Нужно учитывать менталитет гостей. Например, китайцы предпочитают путешествовать группами, арабам не предлагаем посещение армянских храмов, но они любят природу. Индийцам советуем заведения с подходящим для них вегетарианским меню. Очень важно знать, есть ли у гостя аллергия на какие-то продукты.

Я со своей командой несколько раз в месяц посещаем новые рестораны, музеи, изучаем культурные мероприятия, чтобы потом делиться этой информацией с нашими гостями.

— Считается, что в век интернета профессия консьержа может утратить актуальность. Что вы думаете по этому поводу?

— Гости всегда ждут рекомендаций от того, кто лучше их знает страну. Да, в интернете есть много информации, но это часто сбивает с толку и только затрудняет выбор. Кроме того, интернет не может заменить человеческие эмоции или создать уникальные впечатления, которые мы дарим через живое общение.

Член всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" Алина Дунамалян © Sputnik / Aram Nersesyan
Член всемирно известной ассоциации "Золотые ключи" Алина Дунамалян © Sputnik / Aram Nersesyan