Вопрос:
«Как не унывать?»
Ответ священника:
Многие люди, и я, грешный, каюсь, иногда искушаются унынием. Ничего у нас не получается – ни в житейском, ни тем более в духовном плане. А унываем мы по нескольким причинам. Главная из них — гордость. Конечно, уныние — это оборотная сторона гордыни.
Уныние из-за духовных вещей происходит следующим образом: я сейчас наведу порядок в своей душе, я смогу, я сдержу, я же ведь все время достигаю того, чего хочу.
Господь говорит:
«Нет, не получится. Пока не смиришься, никаких благодатных даров даже не почувствуешь».
Как говорит преподобный Марк Подвижник, Бог дает человеку благодать не за добродетели и не за труды, понесенные ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов. То есть ты трудился, трудился всю жизнь, у тебя ничего не получилось, ты унывал, унывал, потом ты наконец возложил упование на Бога, ты смирился, ты понял, что ты и здесь сам ничего не достигнешь только своими силами, и Бог дал тебе благодать.
А еще уныние, помимо гордыни, бывает с человеком, потому что он забывает о том, кто он. Мы часто акцентируемся в духовной жизни только на покаянии. Это было нужно, особенно в 90-е годы, когда 90% состоящих в храме людей были неофитами, тогда очень были нужны слова многочисленных последователей Игнатия Брянчанинова о том, что мы не достойны никаких даров и все это прелесть. Очень нужны были труды Алексея Ильича Осипова, который всем нам это подробно тысячи раз объяснял, но теперь немножко другое время.
Теперь, оставив в своем вечном употреблении этот опыт, что смирение, как фундамент, без которого любое здание разрушится (это слова святителя Игнатия Брянчанинова). Здание духовной жизни, как бы оно ни выглядело, будь это шикарный прекрасный дворец, если не построено на фундаменте смирения, оно разрушится. Но мы должны понять, что в фундаменте жить невозможно. Никто не строит фундамент для того, чтобы в нем жить.
Еще очень важно, что человек должен понимать, что христианство — это радость. И если нет радости, то что-то с тобой не так. Парадоксально, эта радость сочетается с покаянием и даже плачем о своих грехах. Более того, когда эта радость так сочетается, только тогда она становится настоящей. Поэтому в святоотеческой практике, как ни странно, есть такая очень важная традиция напоминать человеку о его добродетелях.
Но даже о добродетелях меньше. Это действительно искусительно для человека. Хотя есть один замечательный случай из древнего патерика, рассказывающий о брате, который на одной стене своей кельи написал углем все свои грехи, а на другой — все добродетели.
И когда он считал, что он возносился и приходила беспечность, он смотрел и вспоминал все свои грехи. А когда подступало уныние, он смотрел на ту стену, где были написаны его дары добродетели, и преодолевал уныние.
Наши добродетели, во-первых, - это Божии дары.
И, как говорит апостол, если получил, что хвалишься, как будто не получил?
Но самое главное не в этом. Самое главное — не забывать о том, что человек есть образ Бога. Это великое царственное достоинство. Бог, как мы знаем из притчи о блудном сыне, относится к человеку только как к наследнику на земле.
Даже блудному, покаявшемуся сыну восстанавливается право ходить в белой праздничной ризе и дается на руку перстень. Перстень как возможность ставить печать, то есть он снова входит в обладание имением отца, несмотря на то что он потерял это право, растратив свою часть наследства, но это ему дается.
Сегодня я хотел бы привести отрывок из нашего любимого святителя Григория Богослова как раз об этом:
«Если будешь много о себе думать, то напомню тебе, откуда пришел ты в жизнь, чем был прежде, чем — когда лежал в матерней утробе и чем будешь впоследствии, а именно: прахом и снедью червей; потому что принесешь с собою к мертвецам не более, как и самый немощный.
А если будешь низко о себе думать, то напомню тебе, что ты Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе небесный и земной, приснопамятное творение — созданный бог, чрез Христовы страдания шествующий в нетленную славу.
Посему не угождай плоти, чтобы не полюбить до излишества настоящую жизнь. Но старайся сооружать прекраснейший храм; потому что человек есть храм Великого Бога».
Когда нам будет уныло, тоскливо по разным причинам, враг наваливается на душу человека, не получается что-то земное, смиримся, попросим у Бога помощь и скажем, стучась молитвой во врата небесные:
«Отец небесный, я, сотворенный Богом, шествующий в нетленную славу, услышь меня, пожалуйста, и утешь».
Текст основан на видео с канала «Протоиерей Федор Бородин». Читайте еще: