Найти тему
Святые места

В раю будут не те, кого ты ждёшь! Священник Федор Бородин

Вопрос:

«Верно ли что в раю рядом с праведной монахиней и святым отцом будет находиться раскаявшийся серийный убийца, который задушил 80 детей? Дьявол тоже попадет в рай, если раскается?»

Отвечает священник:

Рай для каждого из нас, если мы туда войдем, будет абсолютно не заслужен. Мы говорим о Христе как о спасителе, нас всех надо спасать. И в притче о работниках, которые наняты для труда в виноградники, когда господин призывает кого-то в третий час, кого-то в шестой, кого-то в одиннадцатый.

В конце тот, кто потрудился весь день, перенеся жар и зной, говорит:

«Как же так, неужели ты дашь динарий тому, кто трудился только один час?».

Господин отвечает:

«Не за динарий ли ты договаривался со мной? Разве глаз твой завистлив от того, что я добр?».

Эта притча не только об отношениях нас, христиан, друг к другу и к пути к Богу каждого, когда нас одолевает ревность или сомнение, почему этот человек прожил такую плохую жизнь, а ему тоже дана радость богообщения. Это притча о том, что этот динарий, о котором договорились, как бы поверили в него, это так много, что этого никто не заслужил.

Повторюсь, спасать надо каждого.

Почему спасать надо всех?

Допустим, вы оказались в море. У вас привязана гиря весом 10 кг к ноге, а у кого-то 500 кг. Но если вас не спасти, утонете вы одинаково. Оброк греха — смерть, как сказал апостол Павел. Вечная жизнь – дар во Христе Иисусе.

-2

Вечную жизнь дарит Христос. Он дарит ее тому, кто готов ее принять. Если человек раскаялся, если он готов принять, если он отверг свою старую жизнь, переродился и стал другим, то Господь его спасет.

Вопрос о покаянии дьявола – это другой вопрос. Дело в том, что бывают такие состояния, когда человек не может покаяться. Именно об этом состоянии Христос говорит, что человеку не простится хула на Духа Святого.

Это когда человек знает о Боге, знает о Духе Святом, живущем во Христе, и открыто богохульствует. То есть он дошел до такого состояния, в котором покаяния уже не будет. Это состояние демонов и сатаны прежде всего.

Человек может войти в это состояние. Но если человек до конца в него не вошел, если он раскаивается, Господь примет любого человека. Но сколько будет плача, сколько будет ужаса о том, что человек сделал. Вы знаете, это приоткрывается только на исповеди.

-3

Я уже давно священник, и одна из самых страшных исповедей – это исповедь гинеколога-хирурга, которая в течение всей своей карьеры делала аборты, иногда не один в день. Получала за это деньги и жила на эти деньги. Выйдя на пенсию, где-то она прочитала о том, что это грех, Господь коснулся ее души, и она пришла в ужас и почти в отчаяние.

Я видел ее один раз. Видимо, в храме рядом с домом она не могла сказать тому священнику, который там, ей было страшно. Она пришла, она покаялась, и она ходит в какой-то другой храм. Но вот это выворачивающее душу покаяние, в котором я увидел, что это совершенно другой человек.

Если бы сейчас ей дать любые деньги мира, операционный стол и нож, щипцы вот эти страшные, она бы ни за что это не сделала.

Покаяние – это изменение человека. И это другой человек может быть в раю.

Точно так же, как и человек может пасть, прожив всю жизнь благочестивой монахиней. И такое изменение тоже, к несчастью, возможно.

Но интересно, что у святых отцов есть такой термин «непадательное состояние». Как сатана не может покаяться, так есть люди, которые достигли такого смирения, такой кротости, что они уже не могут пасть, потому что они не могут возгордиться.

Основание всякого падения – это гордыня человека. Но я думаю, что, если мы, Бог даст, попадем в Царство Небесное, Его милостью, я думаю, что у нас не будет сил глядеть направо и налево, кто с нами еще входит.

У апостола Павла есть такие слова, что у человека все сгорит, а он спасется как бы из огня, кто неправильно свою духовную жизнь здесь строил. Допустим, я ее строю неправильно, и я понимаю, что, если я буду спасен, я войду к Господу, потеряв вообще все.

Мне не будет дела ни до кого другого. А если будет, то я, глядя направо и налево, видя рядом с собой других спасенных, возрадуюсь о том, что я среди них. И эти люди настолько любимы Богом, что они тоже спасены, вопреки тому, как мы прожили нашу жизнь.

-4

Еще очень важно, что, когда мы начинаем задавать эти вопросы, мы неизбежно впадаем в осуждение. Мы берем себе суд Божий. Есть знаменитый рассказ из древнего патерика о том, как один старец тяжко осудил другого монаха, когда он был на общей службе. И когда он возвращался в свою келью, он заметил, что-то за дверью, он открывает дверь, и там стоит ангел с душой этого человека на руках.

Старец испугался, говорит:

«Что?».

Ангел отвечает:

«Господь послал к тебе душу этого сейчас только что умершего брата. Куда ты ее велишь? В рай или в ад?».

Старец схватился за голову, оставаясь на коленях, стал молить о прощении.

Когда мы осуждаем человека, мы говорим, что он грешник. Это плохо. Но если мы говорим, что этот человек недостоин спасения, мы берем себе то, что вообще только Богу принадлежит.

-5

Кто мы такие, чтобы даже задавать этот вопрос?

Господи, спаси всех, всех приведи к покаянию. И если мы таким образом приобщимся к прощению этих людей, то, как Господь говорит, прощайте и будете прощены, мы сделаем ближе свое прощение.

У святого праведного Иоанна Кронштадтского есть такая мысль, видимо Господь озарил его таким откровением, он говорит, когда мы предстанем на Суд божий, мы увидим спасенными тех, о которых мы точно были уверены, что они погибнут, и мы увидим погибшими некоторых тех, о которых мы точно были уверены, что они будут спасены. Поэтому надо думать о себе, а обо всех остальных молиться.

Текст основан на видео с канала "Протоиерей Федор Бородин". Читайте еще: