Найти тему
Беседы с психологом

Как музыка влияет на мозг

Оглавление

Почему одни люди рождаются музыкальными, а другие нет? Почему матери напевают своим детям во время укачивания? Какое отношение мелодия имеет к языку?

Когда-то люди играли музыку спонтанно – музыка сопровождала работу, игру, ритуалы и праздники. Чтобы послушать профессионально исполненную музыку, нужно было пойти на концерт. Возможность записывать и воспроизводить музыку произвела революцию в отношении человека к ней. Сегодня она везде...

Мы не можем ответить, является ли музыкальность чем-то, что мы приобретаем уже во внутриутробном возрасте, потому что в третьем триместре наш слух уже функционирует, и мы подвергаемся воздействию музыки. Таких исследований никто не проводил. Почему?

Некоторым матерям следует запретить слушать музыку, а некоторых следует научить это делать. А через... скажем, 20 лет, обследуйте своих детей. На самом деле это невозможно сделать. Но, безусловно, у новорожденных, даже у недоношенных детей, мы видим реакцию на музыку, она отличается от реакции на другие звуковые сигналы.

Почему мы слушаем музыку?

Это может быть связано с вопросом о том, откуда она взялась. Это опять-таки свойственно человеку – в животном мире редко встречается музыка: пение птиц, песни китов и кое-что еще.

Кажется, что музыка, как и речь, это что-то очень человеческое. Чем музыка отличается от других звуков? Три компонента: ритмичность, повторение во времени и мелодичность. И вызывает у людей эмоции.

Первыми источниками музыки могли быть ритмичные боевые барабаны, которые помогали воинам гармонировать и настраивали их на боевой лад, а с мелодической стороны – колыбельные; даже не слова, а мелодии, напеваемые, чтобы успокоить ребенка. Дети во всем мире реагируют на колыбельные, даже если они им не знакомы.

Почему одни дети рождаются музыкальными, а другие нет?

Опять же, я должен сказать, что я не знаю. Есть исследования, которые показывают, что это может быть связано с определенными структурами мозга. Существует структура, дугообразный пучок, который соединяет области, воспринимающие музыку, с областями, участвующими в понимании или движении, и связь между ними может влиять на то, одарен ли человек музыкально. Но это всего лишь гипотезы.

Большинство исследований проводится на взрослых, у которых уже есть некоторый жизненный опыт. Это не то, чтобы мы изучили мозг новорожденных и через 30 лет смотрим, кто стал музыкантом, и делаем выводы. А только такое исследование позволит содержательно ответить на этот вопрос.

Но есть ли исследования о том, как музыка влияет на мозг?

Да, такие исследования проводились. Проверяется, например, какие изменения в структуре и функционировании мозга происходят, когда люди учатся играть на музыкальных инструментах. Совершенно очевидно, что эти изменения имеют место и в основном затрагивают области, связанные с двигательными навыками.

Когда кто-то учится играть, это вызывает изменения, связанные с системой движений. На данный момент у есть предварительные результаты: замечено участие структур более высокого порядка, связанных с восприятием, объединением информации, памятью, а также с объединением различных элементов, например слуховых с двигательными. Интересно, что участие этих структур в игре на инструменте уменьшается с развитием навыка: мы интерпретируем это как оптимизацию, уменьшение усилия, которое необходимо приложить для исполнения музыки.

****

Хотите узнать, как любить без ссор, измен и вранья, как жить без плохого настроения, как быть здоровым без лекарств, как…, тогда вам сюда >>>

****

Мы говорим о людях, которые активно занимаются музыкой?

Большинство исследований, о которых я знаю, касаются различий между теми, кто активно занимается музыкой, и теми, кто этого не делает.

Есть люди, которые оказываются нечувствительными к музыке. Они чувствуют интенсивность звука, но скорее как неприятный или нейтральный, они не получают от него удовольствия. Некоторые люди рождаются с этим, это называется амузия. Другие приобретают его в результате несчастного случая или черепно-мозговой травмы.

Когда мы сравниваем музыку с другими звуками, мы видим, что она имеет структуру во времени. Контрольная группа – это люди, которые слушают только музыку. Но опять же – проверка сложная, потому что когда у нас есть люди с проблемой, которую надо реабилитировать, трудно решить, связан ли прогресс с этим конкретным обучением, социальным аспектом (часто это групповая деятельность: хор, оркестр) или хотя бы частично со временем, прошедшим с момента аварии, повреждения.

Можно видеть, что «пассивная» деятельность также может быть эффективной, но активная музыкальная практика, по-видимому, имеет гораздо больший реабилитационный потенциал. Исследования показывают, что это похоже на инструмент или краску. И, кажется, что каждое из этих занятий имеет различный потенциал, может влиять на другие аспекты, связанные с исполнительскими навыками, то есть на память, способность фокусироваться, концентрацию.

Музыка имеет много общего с языком. И музыка, и язык имеют структуру – например, у нас есть предложение, мы слышим первые пять слов и часто можем догадаться, что будет дальше. Что это будет, например, глагол. Точно так же и в музыке, где мы часто можем угадать, что услышим через мгновение.

Многие области мозга, участвующие в музыке, также задействованы в языке, а язык очень тесно связан с исполнительными функциями, познанием. Кажется, что музыка может влиять на язык, а музыкальное обучение может влиять на языковые навыки, такие как понимание речи в шуме. Некоторые исследования подтверждают это, другие нет; механизмы этих явлений все еще изучаются. Бывает, например, что люди после черепно-мозговой травмы, страдающие афазией (не говорят), способны петь. Затем процесс восстановления речи ведет через пение – в этом и заключается реабилитация.

Какие еще проблемы можно реабилитировать с помощью музыки?

Есть попытки использовать музыкальную терапию, связанную с танцами и игрой, у людей с болезнью Паркинсона или другими двигательными нарушениями. В случае людей в спектре аутизма, у которых часто бывает апраксия, т.е. трудности с координацией движений, музыка как бы поддерживает моторику, осознание тела, ощущение того, как оно устроено в пространстве. С возрастом такие навыки, как память, концентрация внимания, закономерно снижаются. Предпринимаются попытки укрепить их с помощью музыкального обучения.

Врачи говорят, что пожилым людям следует читать или разгадывать кроссворды. Доказано ли, что музыка лучше этих занятий?

Нет, это только один из способов. И оно может быть эффективным, потому что оно дает многим людям ощущение удовольствия, а, как я уже сказал, удовольствие само по себе способствует получению лучшего эффекта от терапии. Но если кто-то найдет его в чем-то другом, отлично.

Создание музыки также содержит элемент, который я не могу назвать, наверное, никто еще не знает, и который оказывает защитное действие на наш мозг. Мы видим, что люди, которые когда-либо учились играть на инструменте, даже будучи маленькими детьми, даже если они впоследствии отказались от этого, в среднем имеют лучшую способность к концентрации внимания в пожилом возрасте, у них меньше шансов развития деменции. Не то чтобы этот эффект случался со всеми, но часто бывает. Мы не можем объяснить просто, почему у музыки такой потенциал.

Молодежь слушает музыку постоянно. И довольно громко. Можно ли передозировать музыку?

Если вы рассматриваете только эмоциональное благополучие, нет верхнего предела воздействия музыки. Наоборот, я знаю исследование, показывающее, что у людей, которые слушали больше музыки во время пандемии, впоследствии было меньше симптомов депрессии.

Как ученые, мы считаем, что музыка служит элементом регуляции эмоций. И что люди, которые умело используют ее для этой цели, могут наслаждаться лучшим психическим самочувствием. Тем не менее, вы можете определенно передозировать объем.

Музыка оказывает успокаивающее действие?

Можно сказать. Используется в отделениях интенсивной терапии новорожденных. Многие исследования показывают, что музыка с правильными характеристиками – спокойная, скорее в мажорной тональности, т. е. ассоциирующаяся с жизнерадостностью, а не с грустью, – может положительно влиять на ритм сердцебиения детей, стабилизировать дыхание; успокоить и детей, и родителей.

Матерей просят напевать во время качания недоношенных детей. И мы видим, что это работает – хотя мы пока не понимаем механизмов. Кроме того, существует определенная манера общения с детьми, называемая родительским языком, мелодичная, в другом регистре, с протяжными звуками. Он универсален во всех культурах, как и колыбельные. Дети положительно реагируют на него с самого рождения.

Мы думаем, что во многом это связано с мелодичностью. К тому же сам язык мелодичный, и мелодичность также несет в себе эмоции. Но музыка также может быть стимулирующей, заставлять нас испытывать сильные эмоции. Все зависит от того, нравится ли нам это, от контекста, где и с кем мы это слушаем. И с какой целью.

Почему многие хирурги или нейрохирурги во время процедур слушают избранную музыку?

У многих врачей есть свои ритуалы, которые важны для них при проведении сложных хирургических вмешательств. Музыка может быть частью ритуала, вводя в нужное состояние концентрации. Действительно, есть исследования, показывающие, что музыка может помочь сохранить сосредоточенность и концентрацию, но другие доказывают, что задачу, требующую творчества, лучше выполнять в тишине.

Многие люди засыпают под музыку. Это действительно помогает?

Некоторым, да, но будьте осторожны. Есть группа людей, подверженных явлению, называемому ушным червем (мелодия «прилипает» к нам и воспроизводится снова и снова в нашей голове), и для них музыка может мешать заснуть.

Музыка разнообразна, люди воспринимают и чувствуют ее по-разному. Если кто-то считает, что это ему нужно, он может провести эксперимент – отключить ее на недельку. Наверное, первые два дня будет странно, но потом стабилизируется, и посмотрите, как это для нас. Действительно ли эта музыка действует, или нам просто лучше работать и засыпать в тишине?

Музыка помогает наладить связи, регулировать эмоции, вводить определенные эмоциональные состояния; у нас есть мантры, песни, облегчающие медитацию. Музыка может помочь нам двигаться, управлять своим телом. И большинству из нас это очень нравится.

Ставьте лайки, если статья понравилась, пишите комментарии. По вашей активности будет понятно, какие темы вам наиболее интересны.
Подпишитесь на канал и вы будете первыми узнавать о новых статьях.

Читайте сотни статей об отношениях между мужчиной и женщиной, а также другую полезную информацию на канале «Беседы с психологом» >>>

Другие интересные статьи канала:

6 тонких признаков того, что кто-то тайно вас не любит

В межличностных отношениях часто невысказанное говорит гораздо больше об отношении другого человека к нам, чем слова. Вы знаете это чувство, когда вы ведете с кем-то приятный разговор, но подкожно чувствуете...

Как понять, что это любовь

Мы часто спрашиваем себя: «Любовь ли это?» Однако ответ не так прост. Чувство любви может быть не чем иным, как простым увлечением другим человеком. Многие люди очень быстро влюбляются и так же быстро...

Низкая самооценка. Почему возникает и как ее изменить

Лето – отпуск, солнечные дни, отдых, свободное и беззаботное время. Может быть, это лучшее время для перемен, для постановки новых целей и задач. Решение: этим летом я начну жить лучше, легче и позитивнее! Я перестану...

Какими качествами обладают успешные люди

Пора освободиться от иллюзий и ограничивающих убеждений, которые мешают проявиться вашей внутренней силе. Что характеризует людей, которые следят за своим потенциалом? Как вернуться на правильный путь...

Игромания. Как избавиться от зависимости

Азартные игры – это не только шикарные казино или ставки на скачки, сегодня вы можете иметь при себе игровой автомат или букмекерскую контору, потому что все есть в вашем смартфоне. Почему люди попадают...

Здоровая и токсичная любовь

Какие у вас отношения? Ваш партнер заботится о вас и ваших отношениях, или он использует вас в своих целях? Вы знаете, как выглядят ваши отношения?.

Хотите узнать, как любить без ссор, измен и вранья, как жить без плохого настроения, как быть здоровым без лекарств, как…, тогда вам сюда >>>