Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Божественная Сара»

«Чтобы достичь успеха, нужно быть обаятельным. Обаяние проявляется во всем и ни в чем одновременно – в исходящей от вас энергии, во взгляде, походке, телосложении, звуке голоса, изящной жестикуляции. Вовсе не обязательно быть признанным красавцем или красавицей, главное – обладать личным обаянием»

«Божественная Сара» – так называл мир эту великую французскую актрису Сару Бернар, воплотившую на сцене трагический образ Корделии, Ифигении, Федры, Клеопатры, Джульетты, Жанны д`Арк, Королевы Елизаветы, Гамлета.

А.П. Чехов писал о таланте Бернар:

«Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее – поразить, удивить, ослепить…»

Такой экстравагантной и эксцентричной особой была она и в жизни.

Сара Бернар была незаконнорожденной дочерью учительницы музыки по образованию и парижской куртизанки по жизни Юдит ван Харт, голландской еврейки по происхождению, и французского адвоката Эдуарда Бернара. Сара росла болезненным ребенком, предрасположенным к туберкулезу, своего добивалась вспышками гнева. Посетители будуара мадам Юдит называли ее и «странным дитя», «ангелочком», «бесенком», что выдавало неординарной характер девочки, позволившей ей стать впоследствии великой актрисой.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счету. Чтобы обучить девочку грамоте, ее отдают в школу Мадам Фрессард. Во время 2-летнего пребывания в этом учебном заведении Сара впервые принимает участие в спектаклях. Однажды, выступая на сцене, Сара увидела свою мать, которая приехала навестить ее. Девочка так переволновалась, что забыла весь текст. С тех пор страх сцены преследует ее. И даже, когда Сара стала знаменитой, все свои роли она оттачивала до совершенства, до безупречности, «как безукоризненно и умно заученный урок».

-2

В 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандштамп. 9-летняя девочка все время думает о смерти и даже просит у матери купить ее гроб, который впоследствии будет сопровождать ее по жизни. Он стал своеобразным талисманом Сары, она возила его с собой повсюду. Не раз она спала в нем . Гроб не только служил цели эпатировать публику, но и готовил Сару к мысли о смерти, которая постоянно мучила ее.

В 10 лет Сару крестили, а в 13 мать решила на семейном совете выдать ее замуж. В аффектации девочка заявляет присутствующим, что ее душа принадлежит Богу и уж лучше в монастырь. Покровитель матери герцог де Морни воскликнул, что той дорога в театр, а не в обитель. В тот же вечер он вместе с Александром Дюма-отцом отвели Сару в «Комеди Франсэз», где давали «Британик». Пьеса Расина потрясла ее. Она рыдала, испускала пронзительные вопли, публика шикала, а Дюма утешал впечатлительную девушку. Впоследствии в своей автобиографии Сара напишет: «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни».

В 1857-м Сара блестяще сдала экзамены и поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Девушка сразу же обратила на себя внимание педагогов. На ежегодном конкурсе консерватории она получила сразу две премии: первую – за комическую роль, вторую – за трагический образ.

Необычайно красивый голос, пластичность и гибкость, выразительная внешность выгодно выделяли ее среди сверстниц, и по окончании учебного заведения в 1862-м Сара получила предложение работать в самом престижном французском театре «Комеди Франсез». Однако ее ждал провал – ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду.

«Эта молодая дебютантка столь же красива, сколь невыразительна», – пренебрежительно писали о ее выступлении и предрекали в скором времени полное забвение. Заметили Сару лишь через год, и то из-за глупейшего закулисного скандала. Она дала пощечину одной актрисе. Из «Дома Мольера» она была изгнана на десять лет и пошла на подмостки театра «Жимназ» на Бульваре Бонн Нувель. Именно этот императорский театр открыл Бернар путь к славе.

-3

У Сары появилось много поклонников, ее полюбила молодежь за смелость и раскованность, за то, что актриса декларировала идеалы новой Франции. Она стала актрисой нового романтического направления в театре.

Она стала актрисой нового романтического направления в театре. Ее эффектность и горячность захватывают зрителя, ее эпатажность бросала к ее ногам знаменитых авторов того времени. Восхищенный ее игрой Виктор Гюго встал перед Сарой Бернар на колени прямо на сцене после премьеры одной из своих трагедий. «Мадам! Вы изумительны в своем величии, – воскликнул он. – Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам ту слезу, что вы исторгли из моей груди...»

Сара Бернар вернулась в «Дом Мольера» через 10 лет будучи признанной примадонной, с гордо поднятой головой. На подмостках «Комеди Франсэз» она играла Андромаху, Дездемону, Корделию, Федру. В роли величавой Федры и запечатлел ее ваятель Франсуа Сикар, воздвигнув ей памятник на площади Генерала Карриу. Божественная, несравненная, неповторимая, она бесподобно умирала на сцене, заставляя публику рыдать. Ее величавая патетика заставляла вспомнить о царственных библейских героинях: Юдифи, Лейлы, Сепфоры, Сары. Особенно потрясала ее декламация – «вскрики и шепоты», «восторги и стенания». «Тело восхитительной марионетки и голос арфы», – восторженно писал Кокто.

Сара Бернар играла много мужских ролей. Оглушительный успех принесла ей роль сына Наполеона в пьесе Ростана «Орленок». В марте 1900 года, когда Сара Бернар играла роль двадцатилетнего юноши, ей самой уже исполнилось 56 лет. Публике настолько пришлась по душе ее игра, что она вызывала актрису на бис 30 раз.

Она стала одной из первооткрывательниц кино. В творческом багаже Сары Бернар 8 киноролей. Образ Маргариты Готье актрисе удалось воплотить не только на театральной сцене, но и на киноэкране. Но после просмотра фильма «Дама с камелиями» Сара Бернар решила больше не связываться с кинематографом. Крупный план безжалостно показывал истинный возраст актрисы. 70-летняя Сара могла играть на сцене юную Джульетту, но в кино это невозможно.

-4

В 1905 году во время гастролей в Бразилии с актрисой произошел несчастный случай. Она серьезно повредила ногу, а через 10 лет ее пришлось ампутировать. Казалось, жизнь должна была рухнуть, однако физический недуг не сломил мужественную Сару. Мало того, она даже со сцены не ушла, а продолжала появляться на подмостках в любимых спектаклях, порой превозмогая сильную боль и мучения. Так, «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели.

Даже к собственной смерти она отнеслась необычно. Умерла она в 1923-м. После ухода из театра она написала сценарий собственных похорон, распорядившись выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. 26 марта 1923 года отправилась она в последний путь, десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом через весь город до кладбища Пер-Лашез. Дорога была усыпана камелиями, ее любимыми цветами. А неизвестный ветеран Первой мировой войны положил на могилу свой орден Почетного легиона со словами: «Здесь покоится слава Франции».

Николай Цискаридзе