В середине XX века распространилась история о необычном эксперименте с японскими макаками. Согласно этому рассказу, учёные наблюдали за обезьянами на острове, которые обнаружили способ мыть батат в море, чтобы избавиться от песка.
Это умение якобы быстро распространилось на других обезьян на этом острове. Но самое удивительное, что на соседних островах обезьяны начали делать то же самое, несмотря на отсутствие прямого контакта между группами.
Эта история послужила основой для теории о существовании некоего глобального информационного поля. Согласно этой идее, когда определённое количество особей (будь то животные или люди) осваивает новый навык, эта информация становится доступной для всех остальных представителей вида через это гипотетическое "поле".
Хотя научных доказательств этой теории нет, она обрела популярность благодаря усилиям нескольких энтузиастов. Они развили эту концепцию и даже опубликовали ряд книг, пытаясь обосновать её существование.
Опровержение гипотезы
Исследование, проведенное учеными-скептиками, поставило под сомнение популярное мнение об эффекте сотой обезьяны. Они обнаружили несколько важных фактов, которые объясняют это явление более рационально.
Во-первых, утверждение о резком увеличении числа обезьян, освоивших новый навык, оказалось преувеличенным. На самом деле, навык постепенно распространялся среди молодых обезьян, которые учились у старших. При этом взрослые особи, не знакомые с этим навыком, не проявляли интереса к его освоению. С течением времени, по мере смены поколений, доля обезьян, владеющих навыком, естественным образом увеличивалась.
Во-вторых, идея о внезапном распространении поведения на изолированные группы обезьян также не подтвердилась. Выяснилось, что как минимум одна обезьяна переплыла к другой группе и прожила там несколько лет, что могло способствовать передаче навыка. Кроме того, важно отметить, что сладкий картофель, который обезьяны научились мыть, изначально не был частью их естественной диеты и появился благодаря вмешательству человека.
Другие примеры эффекта
В приведенном выше примере речь идет только об одном конкретном эксперименте. Но в истории можно найти и другие похожие примеры эффекта сотой обезьяны.
Многие великие изобретения были сделаны одновременно разными людьми в разных частях мира. Например, Александр Грейам Белл и Элиша Грей подали заявки на патент телефона с разницей в два часа. Это явление наблюдалось и в других областях: радио, паровой двигатель, электрическая батарея и математический анализ.
Такая закономерность указывает на то, что научные открытия происходят, когда общий уровень знаний достигает определенной "критической массы". Ученые, совершившие прорывы, часто оказываются теми, кто переступил этот порог первым.
Интересный пример этого явления наблюдался у птиц-лазоревок в Англии 1920-х годов. Они научились открывать бутылки с молоком, и вскоре эта способность распространилась на птиц в других странах, несмотря на ограниченный ареал обитания вида. Даже после длительного перерыва в поставках молока во время войны, птицы сохранили этот навык.
Эффект сотой обезьяны также можно наглядно отобразить на более материальном примере: когда создавалась атомная бомба, учёные использовали эффект критической массы радиоактивного распада урана. Если, к примеру, в обе руки взять по килограмму урана 235, то ничего не случится. Но как только мы сведём наши руки и соединим два килограмма урана, сразу же произойдёт реакция – ядерный взрыв. Причина в том, что уран обладает критической массой, равной примерно двум килограммам. Если она достигнута, ядра начинают делиться, что и вызывает ядерный взрыв. Но если масса урана будет составлять 1900 грамм, то, что бы мы ни делали с ураном, взрыва не произойдёт. Вот и получается, что критическая масса – всему «голова».
-
Кстати, вы знали, что ученые нашли способ сделать фрикадельку из мяса мамонта? Мы рассказали об этом в ролике:
А в этом ролике мы порассуждаем, почему черный ящик на самом деле не черный и не ящик:
Посмотрите, какие животные на планете вымерли. Некоторые - по вине человека:
-
Источники материалов для статьи: 4brain.ru, wikipedia.org