Найти тему
Электрогазета

Как в Башкирии бороться с бюрократией банков

— Все равно к нам придется вернуться, даже если сейчас не подпишете договор на комплексное банковское обслуживание, — небрежно, «через губу», процедила сотрудница офиса одного из банков, работающих в Башкирии.

Препираться с ней я не стала, но подумала: «Врешь, меня голыми руками не возьмешь!» и ушла из офиса.

Мне пришлось прийти в этот банк, поскольку туда два года назад перевели мой инвестиционный счет, ранее открытый в другом кредитном учреждении. Перевели без моего запроса, поскольку «старый» банк попал под санкции.

В этом году истек трехлетний обязательный срок действия ИИС (индивидуальный инвестиционный счет). Я решила продать акции и облигации, забрать деньги. Не тут-то было!

Сначала возникла проблема с открытием брокерского счета. А он нужен, потому что напрямую с ИИС деньги вывести невозможно. За перевод денег на брокерский счет в другом банке «мой» брал немалую комиссию.

Открытие счета застопорилось, поскольку выяснилось: при переводе ИИС моим домашним адресом указали Чечню. Поэтому пришлось идти в банк и писать заявление, что я живу в Башкирии. Тогда-то банковская служащая и попыталась заставить подписать договор комплексного банковского обслуживания.

С грехом пополам брокерский счет был открыт. Но возникла новая преграда — операторы «горячей линии» заявили, что вывести деньги можно на карту только этого банка. Получить карту можно, заказав ее дистанционно. Обещали, что сотрудник подъедет в назначенное мной время и место. Соврали: первый сотрудник в назначенное время даже не отзвонился, проявился только после жалобы в чат банка. Карту выдать он мне не смог, объяснил это техническими сбоями. Второй сотрудник опоздал на полтора часа. И тоже не справился со своей задачей.

Замечу, что с момента, как я попыталась закрыть ИИС и до истории с получением дебетовой карты прошло три (!) недели. Все это время банк занимал мое время вынужденными переписками в чате, обращениями на «горячую линию». Соответственно, сотрудникам, которые приезжали для открытия дебетовой карты, я заявляла: не планирую иметь дело с их банком после закрытия ИИС, и чтобы даже не пытались мне всучить кредитную карту.

А еще на всякий случай после общения с ними подала запрос на проверку кредитной истории во все три БКИ. Выяснилось, что именно в те дни, когда я общалась с сотрудниками в попытке получить дебетовую карту (а было это в выходные дни) этот злополучный банк подал запрос на получение моей кредитной истории.

Тут мое терпение лопнуло. Я написала жалобы во все ведомства, которые курируют работу финансовых учреждений. Заодно накатала жалобу в Банки.ру. В тот же вечер на сайте появился ответ представителя банка, который объяснил, что вывести средства с брокерского счета можно на карту любого другого банка. Пояснил, как это сделать. Заодно попытался оправдать нерадивых сотрудников, что, мешая вывести свои деньги со счета в их банке на карту другого банка, они радели о моей безопасности. Тут мне стало очень смешно. Каждый день банки в Башкирии (включая «мой») без особых препятствий оформляют кредиты по запросу пенсионеров, которые получают скромные пенсии. И почти никогда не мешают им переводить деньги мошенникам. И счет идет не на десятки тысяч рублей, а на миллионы!

А в моем случае, оказывается, банк три недели пытался уберечь мои скромные накопления от меня же. Уберечь, всячески мешая получить мои деньги и попутно пытаясь навязать сотрудничество с ним, подразумевая впаривание кредита. По-моему, лояльность клиенту со стороны банка должна выглядеть немного иначе. Банк должен облегчать жизнь гражданам, а не осложнять ее. Не стесняться быть назойливыми (а назойливость в случае рекламы кредита банки проявляют часто), когда речь идет об одномоментной выдаче миллионных кредитов: выяснять, не попал ли человек в сети аферистов. И не мешать, когда человек пытается решить свои житейские задачи.