Дни проходили быстро. Съёмки, подготовки к конкурсам, мастер-классы с известными шеф-поварами. Тим полностью погрузился в эту волшебную атмосферу, проходя этап за этапом и получая то похвалы, то замечания, которые в основном касались оформления блюд и применения новых технологий.
Он не отличался изощрённой фантазией, зато в классике Тимофею не было равных. Казалось, в его голове находится книга рецептов вкупе с технологическими картами. Спокойный и последовательный во всём, он неизменно выводил свою команду на следующий уровень.
К заключительному этапу конкурса их осталось пятеро: три парня и две девушки.
- Сегодня будьте готовы. - Предупредили кураторы. - Из пятерых вас останется двое. Двое финалистов. И в качестве генеральной репетиции финала на этом этапе каждый работает сам за себя. А оценивать вашу работу будет настоящий мэтр кулинарии. Он же потом будет принимать финальные работы.
- А кто? - Нетерпеливо поинтересовалась Зоя. Она продержалась всё это время стараниями Дани и Тимофея и никогда не рассчитывала войти даже в пятёрку финалистов, не то что выйти в сам финал.
- Увидите позже. Нам важны ваши эмоции в кадре. Это ведь не только конкурс, но ещё и шоу. Идите готовьтесь, ребята.
- Тимка, нам с тобой надо сейчас так напрячься! - Даня сжал кулаки. - Чтобы оставить их всех за спиной! Мы почти сделали это, Тим! А значит, остался последний рывок! Значит, надо придумать что-то такое... Я думаю сделать адаптацию паназии под европейский стиль. Что-то вроде того, что мы делали на выездном конкурсе, но уже на ресторанном уровне, и немного молекулярной кухни. Как думаешь, если я сделаю, например, икру том ям или пену из шиитаке?
- Наверное, будет здорово. Необычно.
- А ты? Тоже по-прежнему топишь за восточное направление?
- Нет, Дань. Это не совсем моё, ты же знаешь. Я хочу взять старорусскую кухню. Сейчас люди всё больше обращаются к своим истокам, к традициям. Думаю, это должно быть интересно.
- Репу, что ли, готовить собрался? - Фыркнул Даня.
- Почему бы и нет. - Тимофей невозмутимо посмотрел на приятеля. - В репе куча витаминов и микроэлементов. Её даже диабетикам можно. Если умеючи, нафаршировать, например, то ещё и вкусно.
- Репа с мясом?
- И с мясом. А каши! Сейчас перлотто уже в ресторанах подают.
- Да ладно, ладно... - Даня шутливо поднял вверх руки. - Готовь свою репу. Только остальным не говори ничего. А то уплывут наши с тобой идеи.
- И Зое не говорить?
- А чем она от других отличается? Она и до пятёрки дошла только потому, что была с нами.
- Зря ты. С нами многие были. А Зоя дошла. Если спросит, я скрывать не стану. Вообще надо самим тоже спросить, может быть, ей помочь надо.
- Ну помоги, помоги... - Протянул Даня. - Только не пожалей потом.
Они разговаривали в той части коридора, которую показал в своё время Азамат. Зоя, шедшая к ним в комнату, замерла за выступом стены и закусила губу. Зачем Даня так? Она очень рада была уже тому, что находится здесь, с ними. И хотя в глубине души тоже хотела победить, но осознавала, что если оставшейся девушке она ещё может составить конкуренцию, то ребятам: Дане, Тиму и Грише - нет. Они весь конкурс шли почти на равных и на шаг впереди остальных.
Зоя тихо развернулась и пошла обратно. Потом, когда Тима спросил её о том, что она собирается делать и не требуется ли ей помощь, она лишь ласково улыбнулась ему.
- Нет, Тимочка, спасибо. Скорее всего, возьму что-то из итальянской кухни.
- Тогда равиоли. - Тим смотрел серьёзно. - Бери интересную начинку и обязательно соус продумай. Время ещё есть. Зой, что с тобой? Волнуешься? Ты не сдавайся, слышишь? Всё хорошо будет.
- Знаю, Тим. Просто действительно волнуюсь.
Когда их гость и главный экзаменатор шагнул в студию, конкурсанты замерли под голубым прищуром его глаз. Высоченный, выше многих из них, широкоплечий, хорошо известный в ресторанном мире, он отличался критическим отношением ко многим вещам и одновременно уважением к участникам конкурсов. Никогда не юлил и не лукавил, умел опустить с небес на землю любого, кто считал себя звездой кулинарии, и славился знанием русской и советской кухни.
Даня досадливо поморщился. Тимофей со своим меню явно находился в более выигрышной позиции. С паназией у такого эксперта можно и пролететь. Впрочем, никто не мешает Дане воспользоваться идеями Тима. Здесь каждый сам за себя.
- Ну что, друзья, покажите, на что вы способны. Помните, что главное готовить с душой и уважением к тем, для кого готовите, ну и чтобы было вкусно. Об остальном забудьте.
И они принялись готовить. Тим настолько погрузился в этот процесс, что не обращал ни на кого внимания. Ровно до тех пор, пока не споткнулся о растерянный взгляд Зои.
- Зой, что? - Быстро спросил он.
- Я не помню. - Прошептала она. - Тимка, ничего не помню.
- Зой, спокойно. Сто семьдесят пять семолы, семьдесят пять муки, два желтка, шестьдесят воды. Соберись, хорошо?
Девушка кивнула и вернулась к столу.
- Пармезан в соус добавь. - Шепнул он, когда они столкнулись ещё раз. - И орех мускатный чуть-чуть. И воздух, воздух из середины выдави.
Они вновь занялись каждый своим. Тиму некогда было смотреть, что готовят остальные. Он быстро чистил репу, подготавливал грибы. Что-то тёр и смешивал, заваривал и выпаривал в сотейнике.
- Внимание, участники! Осталось десять минут.
Зоя уже успокоилась. Аккуратно раскладывала равиоли, поливала соусом, готовила блюдо к подаче. Тим смотрел на свою тарелку, и его охватывали сомнения. Он никак не мог научиться оформлять подачу так, чтобы это было стильно. Бабушка всегда учила: надо, чтобы было вкусно.
Наступил момент истины. Шеф пробовал, подробно рассказывал об ошибках, хвалил за удачные моменты.
- Молодец, девочка. - Похвалил и Зою. - Аккуратно, вкусно! Я бы сказал, очень вкусно. Но... Слишком просто для финала. Слишком.
- Спасибо, шеф.
- Фьюжн. - Усмехнулся он, пробуя Гришино творчество. - Вы работали в ресторане, молодой человек?
- Да, шеф. - Гриша кивнул. - Я был су-шефом.
Гость поднял брови.
- А сейчас?
- Если выиграю конкурс, начну своё дело, шеф.
- Смело. И достойно. Я не очень люблю всё это новомодное, но у тебя получилось меня удивить. Итак, осталось двое.
- Разрешите, шеф? - Даня шагнул вперёд.
- Пожалуйста. Что у вас?
- Вариация на тему блюд старорусской кухни. Репа, фаршированная перловкой с мясом.
Шеф удивлённо поднял брови. Тим перевёл взгляд на приятеля. Даня смотрел без малейшего смущения.
- Сейчас люди всё больше обращаются к своим истокам, к традициям... Хочется готовить из сезонных продуктов и по традициям страны, в которой живёшь.
- Та-ак. Похвально. - Протянул шеф и повернулся к Тимофею. - А у вас? Неужели тоже репа? Ну, и кто у кого "списал"?
Тим опустил голову. Конечно же, шеф шутил, но внутри птицей трепыхнулось что-то неприятное и обидное. Зачем Даня так поступил? Он быстро взял себя в руки и поднял глаза на строгого эксперта.
- Это была Тимина идея. - Вдруг произнесла Зоя, глядя прямо в голубые глаза шефа. - А Даниил ей воспользовался.
- Тебе откуда знать? - Лицо Дани дёрнулось.
- Вообще-то, я пошутил. - Шеф потёр щёку. - Но тем интереснее борьба. Подойдите сюда, представьте своё блюдо.
Тим понял, что шеф обращается к нему.
- У меня не одно блюдо, шеф. Точнее, основное, одно. Это репа фаршированная грибами по рецепту Левшина от тысяча восемьсот шестнадцатого года.
- Неужели "Русскую поварню" читали?
- Только рецепты. Некоторые.
- Великолепно. А ещё что вы там обещали.
- Амюз-буш, шеф. Икра из малосольной сельди и лука с редькой на бородинском хлебе. И... - Тимофей немного смутился. - Кисель.
- Кисель? Интересно. Успели? Овсяный никак?
- Овсяный. Только быстрый. - Признался Тимофей. - Классический бы не успел. Там сутки настаивать надо.
Шеф кивнул согласно и одобрительно.
- Мой любимый. Ну что ж, попробуем ваш.
Сначала шеф продегустировал блюдо Даниила.
- Сам пробовал? - Внезапно переходя на "ты", поинтересовался он.
Даня отрицательно покачал головой.
- Я целиком запекал. Нельзя было подачу портить.
- Репа горчит. Что надо было сделать, чтобы удалить горечь?
- Вымочить? Времени не было.
- Скажи ты. - Шеф повернулся к Тимофею.
- Во-первых, выбрать менее горькую. - Тим смотрел на него. - Даже здесь, на фуд-горке она разная, и немного проварить.
- Запоминай. Перловка недурна. Даже вкусная. Но не сочетается она у тебя с этой репой. И горечь перебивает всё. Спасибо!
Даня слегка побледнел.
- Теперь ты.
Шеф отправил в рот крохотную порцию.
- Хороший амюз-буш. - Похвалил он. - Лучше было бы, если бы сельдь сам засолил, но, понимаю, не успел бы. А так возбуждает аппетит, всё как надо. Ты-то пробовал своё?
- Пробовал. - Кивнул парень. - Не должно горечи быть.
- Да её и нет. Что с грибами делал?
- Протушивал. С маковым молоком. Его тоже сам делал. И мускатного ореха немного.
- Ясно, что сам. Где б ты его взял. - Шеф напоследок с удовольствием отхлебнул киселя. - Не старорусский, конечно, но что вкусно, то вкусно. Молодец.
После того, как шеф объявил победителей, Даня отвернулся.
- Никогда не пытайся быть таким, как кто-то другой. Себя ищи. - Шеф пожал ему руку. - Это его фишка. А у этого фьюжн вот. И у тебя наверняка есть что-то, в чём ты силён. Приезжай ещё. Ко мне на шоу приезжай. Без отбора возьму. Мне такие амбициозные по сердцу, но не в этот раз, извини.
- Тим, я тебя поздравляю. - Зоя обняла парня. - Ты такой молодец!
- Подожди поздравлять. - Тим смотрел на Даниила, который даже не подошёл к нему. - Гриша - сильный противник. У него выиграть ещё надо постараться.
- А ты постарайся, Тимка. Обязательно постарайся. Всего один шажок остался. Я за тебя болеть буду. Ты знаешь, что нас домой не отправляют ещё? Финал снимать будут. Завтра остальные ребята приедут, кто сможет.
Сердце Тима радостно забилось. Значит, и Азамат вернётся.
- Будешь болеть за меня? А как же Даня, Зой? Ему, наверное, это будет не слишком приятно.
- Мне всё равно, Тима. - Зоя смотрела мимо него, и Тимофей видел, как она переживает. - Я слышала тогда ваш разговор. Случайно. Так получилось. К победе надо стремиться, но предавать друзей нельзя. Это я знаю точно. Сама тоже предательства не прощу. Да Даня и не подойдёт ко мне больше после случившегося. И, знаешь, это к лучшему.
Тим смотрел, как Даня переносит свои вещи в другой конец комнаты, и с горечью думал, что Азамат всё же оказался прав. Испытание чужим успехом - это тоже испытание. Одно из самых нелёгких. Хорошо, что всё это случилось за шаг до финала, и плохо то, что теперь он остался без поддержки.
Впрочем, есть Зоя, приедут другие, с кем Тим успел подружиться. Даже в Грише он не видел врага. Соперника, конкурента сейчас - да, но конкурента честного, с которым он, как и с Даней, стоял на кухне плечом к плечу. Пора бы уже научиться не огорчаться от того, что в любой момент тебя могут предать. Зато теперь Тим точно знал, что может достичь своей цели. Надо только сделать последний рывок.
«Амюз-буш» (фр. amuse-bouche, также amuse-gueule) — французский кулинарный термин, обозначающий мини-закуску. На один укус.
Продолжение следует... часть 5
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)