"Владимир В. Путин строит экономику, недоступную для западных санкций".
Эти простые, но в то же время духоподъемные слова из статьи под интригующе-игривым названием "В игре в кошки-мышки на российских нефтяных танкерах развеваются новые флаги", опубликованной сегодня официозом демпартии США — "Нью-Йорк Таймс".
На примере т.н. "темного флота" России тамошние акулы пера рассказывают о, не побоюсь этого слова, гениальных многоходовочках Путина.
"В условиях западных санкций России разрешено продавать нефть, но по ограниченной цене. Это сделано для того, чтобы ограничить прибыль Москвы и не допустить резкого роста цен на нефть. Россия нашла обходной путь, используя свой «тёмный флот» для продажи нефти покупателям в таких странах, как Индия и Китай, на которые не распространяется ограничение цен".
"НИТ" приводит конкретный пример.
"«Ягуар», танкер длиной почти с пять олимпийских бассейнов, в прошлом году покинул порт под Санкт-Петербургом, направляясь в Индию с грузом российской нефти.
Его поездка той весной совпала с тем, что западные власти лихорадочно пытались выявить сеть, к которой он принадлежал: один из теневых кораблей со скрытыми владельцами, на которых влиятельные россияне полагались при перевозке ценной российской нефти.
Но по иронии судьбы в судоходной отрасли «Ягуар» был связан с Западом. Танкер ходил под флагом Сент-Китса и Невиса, который находится в морском реестре недалеко от Лондона — примерно в 20 милях от тех самых британских властей, которые преследуют российские активы по всему миру и отслеживают поставки нефти.
После разгрузки нефти «Ягуар» вскоре сменил флаг на менее известный — флаг центральноафриканской страны Габон. Сменив документы, российский танкер оказался вне досягаемости западных финансовых властей.
Десятки танкеров совершали аналогичные шаги за последние полтора года. Записи показывают, как Москва работает над защитой своего так называемого темного флота в условиях международного давления, чтобы ограничить рынок для российской нефти".
А далее — хвалебная ода Президенту России.
"Это последняя игра в кошки-мышки, которую президент России Владимир Путин ведёт с Западом с момента полномасштабного вторжения Москвы на Украину в феврале 2022 года. Пока американские, европейские и британские власти преследовали, замораживали и конфисковывали российские деньги по всему миру, г-н Путин находил всё новые способы ускользнуть от их хватки.
Тем самым он сформировал новый мировой порядок, в котором компании и страны готовы сотрудничать с Россией. Он создал экономику, в значительной степени независимую от доллара, евро или фунта стерлингов и всё больше выходящую из-под контроля регулирующих органов".
Вернемся к танкерам —
"С июля 2023 года более 85 судов, аффилированных с Россией, сменили регистрацию на Габон из Либерии, по данным морской аналитической компании Windward. Среди них суда флота "Совкомфлота", государственной российской судоходной компании, которая была объектом западных санкций.
Таким образом, реестр Габона, открытый в 2018 году, превратился в один из самых быстрорастущих в мире.
Другие российские танкеры перерегистрировались в Панаме и Палау, согласно информации о регистрации судов, полученной через MarineTraffic и Lloyd's List, поставщиков морской аналитики".
Политические последствия —
"Такие перестановки на море позволили малым странам извлечь выгоду из войны на Украине. Когда-то верный союзник Соединенных Штатов и Франции, Габон становится все более дружелюбным по отношению к России после военного переворота в 2023 году".
Больше всего "НИТ"удручает, что все это происходит под носом у американских и британских властей.
"То ли американские и британские регулирующие органы не знали об этом, то ли были заняты чем-то другим, то ли просто не были уверены, что у них есть полномочия действовать, но танкеры «тёмного флота» оставались нетронутыми более года после начала войны.
Представители Министерства финансов и Министерства юстиции отказались комментировать ситуацию с судами. В электронном письме Министерство иностранных дел Великобритании указало, что оно всё ещё изучает вопрос о том, обязаны ли иностранные судоходные реестры, базирующиеся в Великобритании, соблюдать британские санкции".
США пытаются надавить на Габон.
"По словам одного из американских чиновников, американские официальные лица обратились к правительству Габона с просьбой обсудить санкции и конкретные суда... Есть признаки того, что Габон готов выслушать. В этом году он снял свой флаг по крайней мере с одного судна после того, как западные власти специально назвали его объектом санкций".
Почему только одного? Потому что есть нюансы.
"В отличие от танкеров "Совкомфлота", напрямую связанных с российским государством, теневая сеть, к которой принадлежит "Ягуар", является частью сети, которую гораздо сложнее отследить..."
Поэтому власти Габона на западные просьбы в отношении таких судов вежливо не отвечают.
"НИТ" зловеще заканчивает статью напоминанием.
"При регистрации судов власти должны подтвердить, что судно мореходно и хорошо застраховано. Тот факт, что Габон зарегистрировал так много российских танкеров, укрепил его репутацию не такой строгой юрисдикции, как в других.
В прошлом году на борту одного из стареющих танкеров, недавно зарегистрированного в Габоне, произошёл взрыв со смертельным исходом. Другой танкер, зарегистрированный в Габоне, был задержан в Гибралтаре в этом году после того, как его экипаж пожаловался, что им не платили зарплату два месяца".
Думаю, если бы эти танкеры принадлежали к "темному флоту" России, "НИТ" обязательно бы об этом упомянула.
Большинство комментариев к этой статье посвящены бесполезности санкций. Лишь единицы пытаются "доказать", что "санкции работают" и экономика России "скоро пойдет на дно". Мой комментарий о том, что "забавно наблюдать, как США и их союзники борются со свободой торговли", "НИТ" не пропустил. Но меня волнует другое.
Появление такой статьи может быть не случайным. Не предвещает ли она намерения США и их союзников, в первую очередь, Британии, начать диверсионную войну против российского "темного флота"?