Подводная стихия всегда брала дань с человечества за пользование своими просторами. И лодками и жизнями. Подводный атомный флот также не избежал этого. С 1963 года на дне океана в результате различных аварий оказалось 9 подводных атомоходов- 2 американских, 5 советских и 2 российских.
Однако, возможно, данный подсчет уже не актуален.
В 1974 году в клуб владельцев атомных подводных лодок вошла КНР. Подводная лодка типа 091 (класса «Хань») в 1974-1990 годах была построена в количестве 5 экземпляров (3, возможно, еще в строю). С 80-х годов был разработан проект типа 093 (класса «Шань»), в строю их 6 единиц и две в постройке.
КНР также обладает 6 ПЛАРБ типа 094 «Цзинь» (Обозначение НАТО Jin-class), еще 2 планируются.
Новое поколение ПЛАРБ типа 096 (Обозначение НАТО Tang-class), по западным данным, запланирована в количестве 6 штук, 2 из них обнаружены в 2023 году на верфи в состоянии постройки.
В разработке находится проект новых атомных многоцелевых подводных лодок типа 095 (Обозначение НАТО Sui-class).
Всего в 2023 году Китай эксплуатировал шесть атомных подводных лодок с баллистическими ракетами(ПЛАРБ), шесть атомных ударных подлодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) и 48 дизель-электрических ударных подлодок. Ожидается, что к 2025 году число подлодок у Китая вырастет до 65, а к 2035 году — до 80.
Для подводных лодок жизненно важен режим скрытности, китайцы неохотно публикуют данные о своей ядерной триаде и о подводном флоте. Сейчас Китай строит крупную подземную ядерную базу подводных лодок недалеко от Саньи на Хайнане. The Daily Telegraph в 2008 году сообщила, что в склонах холмов строятся туннели, за которыми от спутников-шпионов могут скрываться до 20 атомных подводных лодок.
Однако западные аналитики обнаружили неизвестную китайскую подводную лодку, о которой китайцы хранят полное молчание. Она получила обозначение класс Тип 041 (класс «Чжоу», Type 041 Zhou).
Первые фотографии ее были сделаны в апреле 2022 года в сухом доке порта Хулудао. Ее корпус заметно длиннее, чем тип 093 или тип 094. Пока она известна в единственном экземпляре. Как показали аэрофотоснимки в сентябре 2024 года, предположительно она затонула в мае или июне во время строительства на верфи Учан в Ухане в провинции Хубэй во время последних приготовлений к выходу в море.
Специалисты пока не уверены, новая это модель или модернизация существующего класса. Также спорно пока утверждение о том, что данная субмарина оснащена комбинированным двигателем, с ядерной установкой.
Американский военно-морской аналитик Томас Шугарт опубликовал спутниковые фотографии с необычной активностью плавучих кранов в гавани Уханя. Американская разведка установила, что на спутниковых снимках- новая китайская атомная ударная подводная лодка класса «Чжоу» , которая затонула в доке на верфи в центре города Ухань на реке Янцзы. Информацию подтвердил высокопоставленный представитель Министерства обороны США.
У Китая три верфи способны строить субмарины. При этом атомные до сих пор строились только на одной, на Бохайском судостроительном заводе в городе Хулудао (провинция Ляонин).
Тем не менее, Пентагон определил "утопленницу" именно как атомную (SSN).
Верфи Учан, наоборот, имеют прекрасную инфраструктуру для строительства корпусов обычных подлодок типа 039A - C. Предполагается, что лодку построили на верфи Wuchang Shipyard ( часть Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) на реке Янцзы около Уханя.
Дело в том, что в открытой китайской печати еще весной началось обсуждение проекта по переоборудованию обычных субмарин в атомные, даже упоминался «тип 41».
«Информация была ограниченна и не позволяла установить статус проекта. Из нее следовало, что предполагается создать линейку АПЛ, которые будут строиться на базе конструкции дизель-электрических субмарин типа 039С. То есть внутрь лодки, в корпус будет врезаться отсек с малогабаритным атомным реактором. Якобы и такой реактор разработан», — Кашин.
В случае удачи НОАК может резко нарастить свой подводный атомный флот за счет небольших относительно субмарин, вполне пригодных для контроля западной части Тихого океана.
Выводы сделаны, в частности, благодаря утечке слайдов в Powerpoint из презентации контр-адмирала ВМС НОАК (PLAN) в отставке Чжао Денпина в 2017 году. Речь шла о разработке Китаем новой подводной лодки в размерах дизельной субмарины, но с вспомогательной ядерной энергетической установкой ( ядерного реактора малой мощности и низкого давления, достаточно малого для использования в качестве вспомогательного двигателя для обычных подводных лодок).
CNN опубликовала мартовские спутниковые (Maxar) снимки подводной лодки, сделанные в марте (до аварии), на которых видны ее узкий профиль, Х-образное хвостовое оперение, оптимальное для маневренности под водой и трубы на корме, возможно, для двух буксируемых гидроакустических систем.
Американцы считают, что лодка оснащена новейшими системами управления огнем, подводным оружием и технологиями скрытности, позволяющими получить преимущество в войне на море.
«Это новый класс атомных подводных лодок, аналогичных по размеру обычным подводным лодкам ВМС НОАК, но с небольшим ядерным реактором кроме обычного дизеля»
Затонувшую лодку наблюдали с конца мая по июнь, когда на спутниковых снимках специальные краны готовились к операции по подъему субмарины.
Утверждается, что это была первая китайская подлодка с гибридной силовой установкой ( воздухонезависимой двигательной системой (AIP), что позволяет значительно увеличить время под водой, и затрудняет ее обнаружение по сравнению с традиционными лодками. Неизвестно, является ли лодка головной для серийного производства, либо она создавалась для испытания новых систем.
Предполагается, что эта 4000-тонная подводная лодка может быть эволюцией подводной лодки типа 039C, в которой воздухонезависимый двигатель Стирлинга продублирован небольшой вспомогательной атомной энергетической установкой. Получившаяся “мини” SSN известна как Type 041 и лодка класса «Чжоу». Тип 041 может использовать миниатюрный низкотемпературный ядерный реактор низкого давления для обеспечения вспомогательной мощности для дизель-электрической двигательной установки, что значительно повышает его подводную дальность, а за счет уменьшения размеров конструкция получается дешевле и обеспечивает большую скрытность. Ядерный реактор мог использоваться для подзарядки литий-ионных батарей, для получения более высокой скорости или большего запаса хода.
- Кстати, обозначение тип 041 ранее было ошибочно присвоено пентагоновскими экспертами лодке Type 039A.
Причина аварии и наличие жертв неизвестны. Китайским властям удалось обеспечить полную секретность. Присутствие ядерного топлива на борту затонувшей лодки не установлено, инцидентов с радиоактивностью в этом районе не зафиксировано, скрыть подобное в густонаселенном регионе в течение нескольких прошедших месяцев нереально.
«То есть реакторный отсек затронут аварией в любом случае не был».
Зато электроника подводной лодки наверняка пострадала от воды и требует трудоемкой и дорогостоящей полной замены.
Китай со своей стороны не комментирует информацию о затонувшей подводной лодке. Ни Народно-освободительная армия Китая, ни местные власти не признали факт происшествия.
«Мы не знакомы с ситуацией, о которой вы упомянули, и в настоящее время не имеем никакой информации для предоставления». Представитель посольства Китая в Вашингтоне
«Мне ничего не известно об этом», — Представитель МИД КНР Линь Цзянь
Авария такого уровня, независимо от наличия жертв и сроков восстановления корабля, неизбежно нанесла удар по амбициозной программе развития подводного флота НОАК, особенно в период углубления противостояния с Тайванем. Это и удар по престижу высокотехнологичной державы и задержка с реализацией масштабных проектов.
«Затопление новой атомной подлодки, произведенной на новой верфи, замедлит планы Китая по наращиванию своего атомного подводного флота, — сказал Брент Сэдлер, отставной офицер атомных подводных лодок ВМС США и старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра Heritage Foundation. — Это имеет важное значение».
«Каковы бы ни были планы относительно проекта Type 041, тот факт, что первая из этих лодок затонула, по словам представителей Министерства обороны США, ставит под сомнение статус программы и возможность ее спасения».
«Эта потеря является признаком того, что независимо от инвестиций в модернизацию, дела не всегда идут по плану». Томас Шугарт
«В дополнение к очевидным вопросам о стандартах подготовки и качестве оборудования инцидент поднимает более глубокие вопросы о внутренней подотчетности НОАК и надзоре за оборонной промышленностью Китая, которая долгое время страдала от коррупции»,
Однако, объективно, освоение новых технологий может сопровождаться трудностями и потерями. И СССР (Россия) и США теряли атомные подводные лодки. Это не помешало им занять лидирующие позиции в этой сфере.
Аварии с подводными лодками Китая уже происходили. В апреле 2003 года дизель-электрическая субмарина № 361 затонула из-за технической неисправности во время учений в территориальных водах Китая у берегов восточной провинции Чжэцзян. Погибли все 70 членов экипажа. Пекин признал потерю корабля.
А вот публикации западной прессы об инцидентах с атомными подлодками НОАК китайцы категорически опровергают.
Британская газета Daily Mail со ссылкой на английскую разведку утверждала, что 21 августа 2023 года погибла атомная лодка 093-417 и весь ее экипаж (55 моряков). Якобы в Желтом море у берегов провинции Шаньдун лодка попала в китайскую ловушку, предназначенную западникам.
«Подводная лодка столкнулась с цепным и якорным препятствиями, используемыми ВМС Китая для заманивания в ловушку подводных лодок США и союзников»
Из-за повреждения кислородной системы при длительном всплытии экипаж, якобы, задохнулся. Китайцы опровергли публикацию сразу, уже 31 августа. Министерство обороны Тайваня подтвердило, что тоже не располагает подтверждением этих сообщений.
Соответствующие сообщения являются абсолютной ложью. Призываю доверять только авторитетной информации, опубликованной официальными аккаунтами Китая», — заявил представитель Минобороны У Цянь.
С технической точки зрения конструкция, описанная западными специалистами для «Чжоу», вполне реальна.
Как и находящиеся в строю китайские атомные подлодки, она основана на советских технологиях.
Эксперименты с установкой герметичной вспомогательной ядерной энергетической установки VAU-6 на дизель-электрическую подводную лодку с крылатыми ракетами проекта 651 водоизмещением 3500 тонн (класса «Джульетта») К-68 (с 1977-Б-68), в СССР проводились. Проект 651Э КБ «Лазурит».
В 1975-85 годах был разработан и успешно испытан малогабаритный реактор VAU-6. Даже при 600 квт мощности установки К-68 увеличила дальность плавания под водой до 7000 миль. Разработка была прекращена в связи с распадом Советского Союза в 1991 году. К-68 (Б-68) была списана в 1992 году
Тем не менее, на западе считают, что подобная силовая установка, возможно, установлена на действующей российской подводной лодке специального назначения Б-90 «Саров» проекта 20120.
Так как, по понятным причинам, фотографии, схемы и ТТХ новой китайской подлодки недоступны для широкой публики, более того, скорее всего речь идет об экспериментальной лодке-испытательном стенде для отработки новых технологий, а не о головном корабле серии, то вряд ли именно о ней в ближайшее время мы что-нибудь узнаем, то для красоты в статью добавим других китайских подводных лодок. Их у китайских товарищей много, возможно, больше чем у других.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам