* Царёв курган стоит словно страж, почти у самого створа Жигулёвских ворот. У его подножия река Сок впадает в Волгу, а рядом раскинулся посёлок Волжский (бывшая Большая Царевщина).
Царёв курган… Стройная куполообразная вершина с озеленёнными склонами, поднимающаяся в устье реки Сок, ещё сравнительно недавно красовалась на фотографиях в учебниках, на почтовых открытках, конвертах. Помнит народ и былую красоту, и богатейшую историю Царёва кургана. С его вершины царь Пётр I осматривал красоту здешних мест. С курганом связаны имена таких великих людей, как Тарас Шевченко, Максим Горький, художник Илья Репин, поэт Абрамов (Ширяевец). Выдающегося немецкого поэта Пауля Флеминга привлекли дремучесть и дерзость пейзажей, таинственность и поэтичность местных легенд. Его сонет «Царёв курган» построен на сопоставлении могущества природы, переходящей славы исторических событий и вечности. Своеобразная округлая форма с мягкими очертаниями и растительность, покрывающая склоны, придавали кургану исключительную живописность на фоне широкого устья Сока.
Однако сейчас уже мало кто помнит, что ещё в середине прошлого столетия высота кургана составляла более 80 м, а первоначальная его высота была и вовсе более 100 метров. Сейчас курган лишён своей верхушки. Она была уничтожена в связи с разработкой камня для строительства Куйбышевской ГЭС в самом начале 1950-х годов. С того времени курган имеет лишь половину своей прежней высоты. Гора в результате активной и не совсем продуманной деятельности человека потеряла своё былое величие.
Царёв курган до разработок строителями Куйбышевской ГЭС обращал на себя внимание своей необычайной формой. Огромным куполом поднимался он из волжских вод. С вершины Царёва кургана открывается живописный вид на все четыре стороны. Впереди, у подножия кургана, расстилается широкая лента Волги, исчезающая влево за Жигулёвскими воротами и уходящая далеко туда, где сквозь дымку виднеется город Самара. Ближе к кургану видны река Сок и Сокольи горы с вершиной Тип-Тяв. За Волгой – Жигули, прорезанные глубокими оврагами и покрытые ковром лиственных деревьев. Направо – село Царевщина (посёлок Волжский) и сосновый бор. Весной, в половодье, Царёв курган, как остров среди огромного моря, возвышается на стыке Волги и Сока.
Первые сведения о Царёве кургане мы находим в 1634 году у Адама Олеария, который в своих записках отмечает: «…Мы увидели на левой стороне, недалеко от берега, круглую голую песчаную гору, лежащую на совершенно гладкой равнине и называемую русскими Царёв курган. Нам рассказывали, что под этой горой погребён один татарский князь по имени Мамаон, который с семью татарскими царями плыл по Волге вверх и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен. И будто бы воины его, которых было несчётное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и от того образовалась гора». Эту легенду поэт Навроцкий облёк в поэтическую форму:
Давным-давно, в безвестную годину,
Шёл Волгой царь с несметною ордой;
И привелось орды той властелину
У Жигулей устроить отдых свой.
Был низмен берег жарким летом душный.
Чтоб видеть стан обширный и реку,
Царь приказал орде своей послушной
По шапке полной принести песку.
Возрос курган, издалека заметный,
На нём шатёр раскинули тогда.
Царь отдохнул с ордой своей несметной,
Затем ушёл неведомо куда.
Современник Степана Разина – голландский путешественник Ян Стрейс, проезжавший по Волге в Астрахань в 1669 году, приводит другое предание о происхождении Царёва кургана: «Гора Сариол-курган (Царёв курган), если верить преданьям москвитян, образовалась очень странным образом. Это место представляло когда-то обширную равнину, куда явился один татарский повелитель с семидесятью князьями и бесчисленным войском для того, чтобы овладеть Московией. Он был разбит славянскими дружинами и умерщвлён вместе со своими соучастниками; из их костей, говорят, и образовалась эта гора». Это же предание подтверждает и другой путешественник Корнелий де Бруин, современник Петра I (1703 год).
Проезжавший по нашему краю в 1768 году академик И.И. Лепёхин так объясняет происхождение кургана: «Наименование сего бугра происходит, как сказывают, от некоего Касимовского царевича, который при сем месте имел свою усадьбу; по чему и до днесь находящееся при нем село Царевщиною называется».
Местные крестьяне рассказывали Лепёхину и другое сказание, а именно: «Стенька Разин сооружил сию достопамятную громаду, которая ему во многих случаях, а особенно в полую воду, служила защитою и убежищем».
В 1722 году на Царёвом кургане останавливался Пётр I. В 1870 году посетил курган И.Е. Репин. Молодой Ленин, живя в Самаре в 1889-1893 годах, неоднократно проплывал на лодке по Волге и Усе по маршруту «кругосветки». Говорят, в начале 1930-х годов здесь побывал Валериан Владимирович Куйбышев, вместе с несколькими рабочими он отправился на Царёв курган на парусной лодке.
Но легенды – это всего лишь народная фантазия. Нет, вовсе не человек, а природа смогла себе позволить создать такое яркое произведение. Геологическая наука уже давно установила, что Царёв курган является осколком бывшего когда-то единым горного массива Жигулей, отделённым от него водами Волги и Сока. Эта скала – оригинальный кусочек горных пород каменноугольной системы, уцелевший от размыва этими реками, своеобразный останец от общего массива Жигулёвских гор. По минеральному составу и по характеру встречающихся в нём органических остатков курган совершенно однороден с массивами Сокольих (бывшие Сокские) и Жигулёвских гор, отличаясь от последних только обратным наклоном пластов.
Уже в советский период, в 1980-х годах, были предложены различные варианты восстановления Царёва кургана. Однако, по мнению специалистов, этот памятник природы воссоздать в прежнем виде уже невозможно…
А вот один малоизвестный, но очень интересный факт.
Ещё в самом начале ХХ века, в 1905 году, на самой вершине Царёва кургана из белого камня был выложен лозунг «Долой самодержавие!», который был виден со стороны Волги. Но задолго до этого там появилась ещё одна надпись.
Когда в 1722 году на Царёвом кургане останавливался Пётр I, он собственноручно поставил деревянный крест на вершине кургана, а вскоре после его визита там появилась плита из камня, на которой была надпись, выдолбленная самим царём: «Петр I, 1722 год от Р.Х.». В это время он посещал ещё деревянную на тот момент церковь Рождества Христова, что у самого подножия кургана, построенную в 1707 году.
Позже, спустя столетие, в 1812 году, деревянная постройка сгорела, а на её месте, в 1833 году, воздвигли каменную церковь. Именно ту, которую я постоянно видел, когда ездил на свою любимую турбазу «Полиграфист».
* Отрывок из книги «Полёт» сквозь время».