Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

Ляпы кино в сценах о стройках: 3 главных типа

Оглавление

В реальности бы за такое уволили всю бригаду, а то и стройку закрыли…

Конечно, сюжеты кино всегда условны (одни – больше, другие – меньше). Особенно детские фильмы и комедии. В них часто приходится иметь дело с художественными допущениями.

Однако бывает, что таких допущений накапливается слишком много. Или их немного, но они зашкаливают в нереалистичности.

Никто не говорит, что кино от этого становится хуже. Напротив, часто оно именно благодаря таким допущениям делается интереснее, даже смешнее (когда мы смотрим комедию).

И все-таки, если бы подобные нереальные вещи попали в реальную жизнь, жизни разных людей висели бы на волоске… Давайте рассмотрим несколько ярких, забавных, даже курьезных и пикантных примеров ляпов в сценах фильмов СССР, связанных со стройками и строителями.

1. Нарушение техники безопасности

Это самый серьезный, частый, противоречащий законам и техническим нормам вид ляпов.

В частности, замечательное советское кино Александра Зархи «Высота» стало практически гимном строителям. Однако и в него просочились некоторые огрехи.

Прежде всего они связаны с правилами поведения на стройке. Так, герои, бесстрашно разгуливавшие без страховки на большой высоте, просто не имели права такого делать.

После каждой подобной прогулки должны были уволить сразу любого из них, а также его начальника. И, может быть, еще начальника этого начальника. Уж не говоря о сотрудниках (условно) службы безопасности.

То же самое можно сказать о ранней комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса». Здесь показали шумную, бодрую, кипучую стройку, но опять же с нарушением техники безопасности.

В частности, герой Николая Рыбникова находился на предельной высоте, однако никакой страховки у него не имелось и даже намеком не подразумевалось.

Кадры, безусловно, получились максимально эффектными и максимально же опасными.

-2

Еще один шутливый упрек можно высказать в отношении картины Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина». Там, к примеру, показали, как вертолет поднимал машину с человеком в кабине. Но подобные трюки по техническим нормам и в те годы были, и в наше время остались просто недопустимыми.

А в одной из лучших советских комедий Леонида Гайдая «Операция "Ы"…» на стройке творились просто-таки сплошные нарушения. Причем они были связаны не только с веселым хаосом, который вносили хулиган Федя и перевоспитывавший его комсомолец Шурик. Судя по всему, службы безопасности, да и прораб в его каске – «подарке из Африки» – не чесались.

Ну, судите сами:

  • Шурик с Федей наматывали круг за кругом по стройке, а она вся словно бы вымерла. «Не слышны… даже шорохи».

Куда делись остальные работники? Даже если у них был обед – служба безопасности/охрана/бабушка-«одуванчик» (наподобие сторожихи со склада в другой новелле этой же комедии) должны были контролировать обстановку хотя бы минимально;

  • к слову об обеде. Если строители сразу все вместе и надолго (Шурик с Федей бегали немало) ушли на обед, то они обязаны были обесточить важные объекты. Но – нет. Наши герои и на лифте ездили, и спецтехникой пользовались, и многое другое делали;
  • Федя умудрился замуровать Шурика, но мало того, что его после этого никто не упек под суд за бесчеловечность, так ведь он еще и планы строительства нарушил;
  • что уж говорить про порчу героями многочисленных материалов. Одни только обои, в которые комсомолец в итоге закатал хулигана, в кадре виднелись каждый раз с разных сторон. Видимо, Шурик перевел на Федю не один рулон...
А если серьезно, то просто снимали много дублей и потом из них склеили общую ленту. Так обычно и появляются ляпы в фильмах.

2. Несоответствие обстановке, или Такие странные люди

Например, в той же «Операции "Ы"...» Федя демонстрировал просто нечеловеческие способности. Ему глаза залило цементом, а он быстренько промыл их, и никаких проблем.

Видимо, сцены из разных фильмов и сериалов, как бандиты заливают врагов в цемент, преувеличены? :)

А в также упоминавшейся «Карьере Димы Горина» работники бригады трудились по пояс без какого бы то ни было утепления, хотя на улице была явно минусовая температура.

Похожее можно сказать о комедии СССР Юрия Чулюкина «Девчата». Там девушки днем выходили на строительные работы в утепленной спецодежде, вечерами же щеголяли в летних туфельках прямо по снегу в мороз (хотя героини сразу условились, что «тут тебе не Симферополь»).

А бригадир Илья Ковригин, занимаясь рубкой леса для стройки, странным образом в одно мгновение менял форму головного убора: на его ушанке уши были то завязаны, то развязаны. Или уши на шапке развязались сами собой как реакция на приближавшуюся Тосю? :)

Ну, а если еще по мелочи, то можно вспомнить ляпы в этом кино с избушкой, где у строителей в тайге была столовая:

  • на улицы справа от двери имелось небольшое оконце

но

  • внутри на том же месте на одной стене было уже не одно, а два окна, причем весьма немаленьких.

А что уж говорить о комедии Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»! Там даже профессиональные строители никак не могли снести дом. Приезжие же кладоискатели, понимаете ли, умудрились одним махом обеспечить и снос дома, и открытие прекрасного вида, который он раньше закрывал.

И никто их за это не то, что в тюрьму не посадил (ведь могли погибнуть очень многие люди), но даже не оштрафовал.

Возвращаясь к мелким, но веселым ляпам кино, можно вспомнить фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Здесь Тося на стройке, когда Николай пришел звать ее в гости к своим родителям, активно работала со шпателем. Выслушав приглашение (т. е. буквально через мгновение), Тося вышла с теркой.

Вообще это инструменты для разных этапов, и терка используется уже при окончательной затирке стены. Выходит, девушка, смущенная предложением познакомиться с родителями жениха, на адреналине во мгновение ока закончила один этап ремонта и молниеносно перешла к другому этапу?

3. Идейные нестыковки

В картине Араика Габриэляна «Раз на раз не приходится», признанной последней комедией СССР, уже вовсю был заметен дух «лихих 90-х», порой вразрез с логикой.

Главный идейный ляп заключался в том, что бригаде поручили не построить, но разрушить «…до основанья, а затем» – а затем не было ничего. То бишь не ясно, ради чего разрушали-то.

Причем главное было в том, что разрушали они весьма качественные здания. Однако режиссер сказал им девиз «мы рождены, чтоб сказку сделать пылью», и герои его повторяли иронично.

_________________

Не надо думать, будто только в фильмах СССР встречались различные ляпсусы. Были и остаются они во многих сюжетах разных стран.

Так, в британском «Кванте милосердия» Марка Форстера о Джеймсе Бонде, пока одни герои на стройке решали свои дела, на заднем фоне уборщик старательно подметал… пустоту. Потому что под его метелкой однозначно ничего не было.

Мы с вами вспоминали тут ляпы фильмов СССР потому, что больше всего обожаем именно родной кинематограф. А если кого-то/что-то очень любишь, то видишь в нем все мелочи, но не перестаешь его от этого любить.

Дорогие товарищи-граждане, делитесь: какие ляпы в сценах о стройках из фильмов и мультфильмов можете добавить вы?

И читайте посты «Как в 1957 г. снимали высотные кадры в советском фильме "Высота", не уступавшие известным фото "Обед на небоскребе"» и еще «Круглые дома: домовой сфайрос – идеал "золотого века"», а в другом ключе – «"Кто так строит?", или Примеры нелепых планировок квартир», плюс «3 курьезных примера, что делали с архитекторами после того, как они сотворили нетленку».

И отвечайте на тест «Назовите советский фильм по строителям».

#кино #телевидение #история #СССР #Россия #общество #культура #советскоекино #законы