Найти в Дзене

Рождение Музыкального театра

История Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко началась с создания оперной студии при Большом театре. Студия была создана Константином Станиславским в 1918 году. Днем рождения театра считается дата 30 декабря 1918 года, когда состоялась встреча артистов Большого театра с руководством и артистами МХТ. В этот день Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Василий Качалов и Иван Москвин торжественно поднялись по усыпанной цветами мраморной лестнице Большого театра. Вскоре после этого начались занятия Оперной студии Большого театра под руководством Станиславского, а Немирович-Данченко приступил к работе непосредственно в самом Большом театре.

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко

Сам Станиславский описывал эти события так: «Далее, ради заработка приходится устраивать оперную студию при Большом государственном театре. Дело в том, что господа большевики принуждают нас взять на себя весь Большой театр и говорят при этом так: Большой театр – труп, и Художественный театр – тоже полумертвец, вот их и надо соединить. Наш мертвец внес большую жизнь в труп Большого театра. Все очень оживились…»

«Евгений Онегин» Станиславского, 1922 г.
«Евгений Онегин» Станиславского, 1922 г.

В то время как Станиславский с артистами работали над сценами из опер «Евгений Онегин» Чайковского и «Русалка» Даргомыжского, Владимир Немирович-Данченко и Василий Лужский работали над постановкой «Снегурочки» Римского-Корсакова в Большом театре. В марте 1919 года Немировичу-Данченко предложили войти в дирекцию Большого театра, однако он ответил отказом и приступил к формированию Музыкальной студии МХТ.

Однако оперная студия при Большом театре существовала автономно, назрел конфликт, и в 1924 году труппа отделилась окончательно. Немирович-Данченко тем временем планирует новый оперный театр, собранный из Музыкальной студии МХАТ, Оперной студии Станиславского и молодых артистов из Большого театра. В 1925 году у Музыкальной студии МХАТ также произошел разрыв с alma mater, и она также получила имя своего руководителя.

Здание театра на Большой Дмитровке в довоенные годы
Здание театра на Большой Дмитровке в довоенные годы

Наконец, в 1926 году обе студии получили помещение Дмитровского театра на Большой Дмитровке и статус театров и вплоть до объединения в 1941 году работали параллельно в одном здании и имели один оркестр. Станиславский выпускает «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Кармен» Бизе, «Богему» Пуччини, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Севильского цирюльника» Россини, «Риголетто» Верди и другие классические оперы. Немирович-Данченко больше экспериментирует, берется за оперетты Лекока и Оффенбаха, а также классические драматические и оперные сюжеты, среди которых «Лисистрата» Глиэра по одноименной трагедии Аристофана.

В следующем материале рассказываем о том, как к оперным театрам двух знаменитых реформаторов присоединился балет.