Найти в Дзене
Деревенский дед

За «заслуженным» на периферию, или как в СССР раздавались звания

«Деревенский дед», будучи заядлым меломаном и давним поклонником советской эстрады, не мог обойти стороной одну прелюбопытнейшую тему. В эпоху своей молодости откровенно недоумевал, когда выступления некоторых популярных советских эстрадных исполнителей предварял вот такой анонс: «Выступает заслуженный артист Чечено-Ингушской (Кабардино-Балкарской, Марийской и иже с ними) АССР…». Сразу возникал вопрос: а какое, собственно, отношение они, не вылезавшие со столичных эстрадных подмостков, имели к этим автономиям, одарившим их столь высокими (по меркам этих республик, разумеется) почестями? Со временем пришло понимание… Общеизвестно, что в Советском Союзе любые награды, в том числе и почётные звания, присуждались согласно своего рода «табели о рангах»: как нельзя было стать генералом, минуя полковника, так и народным артистом - не преодолев нижерасположенные ступени этой иерархической лестницы. А поскольку страна имела очень разветвлённое административное деление, то и начинать «движение

«Деревенский дед», будучи заядлым меломаном и давним поклонником советской эстрады, не мог обойти стороной одну прелюбопытнейшую тему.

В эпоху своей молодости откровенно недоумевал, когда выступления некоторых популярных советских эстрадных исполнителей предварял вот такой анонс: «Выступает заслуженный артист Чечено-Ингушской (Кабардино-Балкарской, Марийской и иже с ними) АССР…». Сразу возникал вопрос: а какое, собственно, отношение они, не вылезавшие со столичных эстрадных подмостков, имели к этим автономиям, одарившим их столь высокими (по меркам этих республик, разумеется) почестями? Со временем пришло понимание…

Вот они - вожделенные звания советских артистов. Фото из открытых источников.
Вот они - вожделенные звания советских артистов. Фото из открытых источников.

Общеизвестно, что в Советском Союзе любые награды, в том числе и почётные звания, присуждались согласно своего рода «табели о рангах»: как нельзя было стать генералом, минуя полковника, так и народным артистом - не преодолев нижерасположенные ступени этой иерархической лестницы. А поскольку страна имела очень разветвлённое административное деление, то и начинать «движение вверх» по ней предстояло с самых низов.

Даже самый талантливый артист не мог сразу стать народным артистом СССР. Перед этим ему предстояло собрать другие «бонусы»: сначала стать заслуженным артистом, потом - народным артистом какой-нибудь союзной или автономной республики, потом - народным артистом РСФСР и, наконец, - вершина!

Сама процедура в советско-бюрократической системе была страшная. К примеру, высшее звание нужно было согласовать с десятком различных инстанций и секретарями всех союзных республик. А для этого кто-то должен был похлопотать, дать толчок к сбору документов, протаскивать их через многочисленные партийно-советские барьеры. Причём угадать, где на этой лестнице можно споткнуться, было невозможно: тут могло помешать (или помочь) всё что угодно - от национальности и партийности претендента до личных симпатий и степени влиятельности того или иного руководителя. При этом популярность и востребованность не всегда являлись решающими условиями - достаточно назвать всенародно любимого Высоцкого, не имевшего никаких званий. Неудивительно, что некоторые достойные артисты до них просто не доживали.

Сколько званий "зарубила" советский министр культуры Фурцева! Фото из открытых источников.
Сколько званий "зарубила" советский министр культуры Фурцева! Фото из открытых источников.

Существовала ещё одна негласная формальность: первое или очередное звание можно было получить лишь по прошествии определённого времени. Считалось, что о звании народного артиста республики можно было хлопотать не ранее, чем через десять лет после получения заслуженного. На худой конец, к юбилею. А уж выше - только к седьмому десятку! Хотя случались и исключения, когда с лёгкой руки первых лиц страны некоторые проскакивали промежуточные этапы, ограничения и условности. Так, оперные певицы Куляш Байсеитова и Халима Насырова звание народного артиста СССР получили в 24-летнем (!) возрасте.

Известен и совершенно курьёзный случай, который со временем превратился в анекдот. Рассказывают, что когда Брежневу намекнули о том, что пора бы дать звание заслуженного артиста звонкоголосому представителю народов Крайнего Севера Кола Бельды, задумавшийся о чём-то Леонид Ильич заявил: «Заслуженного ещё заслужить надо, пусть пока в народных походит!». Представители придворной культуры незамедлительно выполнили поручение генсека, и Кола Бельды стал народным артистом, минуя ступень заслуженного.

Кола Бельды - главная эстрадная звезда советского Севера. Его хит "Увезу тебя я в тундру" распевала вся страна. Фото из открытых источников.
Кола Бельды - главная эстрадная звезда советского Севера. Его хит "Увезу тебя я в тундру" распевала вся страна. Фото из открытых источников.

Во времена позднего СССР многие эстрадные артисты, стремившиеся ускорить процесс получения более высоких званий, стали обращать свой взор на периферию. Дело в том, что в автономных республиках своих популярных артистов было не ахти, а «делать план» (то есть зарабатывать деньги) местные филармонии были как-то обязаны. Вот и был найден взаимовыгодный компромисс: стали «привязывать» популярных московских артистов посредством присуждения им республиканских званий. После подобного награждения те обычно с лёгкостью соглашались время от времени приезжать в эти регионы и собирать кассу. Разумеется, не без выгоды для себя.

Высока честь носить звание «заслуженного» и «народного»! Некоторые даже очень талантливые люди удостаиваются его лишь после долгого служения своим искусством народу, тратя на это иногда всю жизнь. И остаётся лишь поражаться, с какой лёгкостью и поспешностью присваивались подчас почётные звания в советских автономиях. Давайте бегло пробежимся, как это происходило на практике...

Ободзинский, Антонов и Бржевская - заслуженные артисты советских автономных республик. Фото из открытых источников.
Ободзинский, Антонов и Бржевская - заслуженные артисты советских автономных республик. Фото из открытых источников.

В разное время заслуженными артистами автономных республик становятся: Иван Скобцов - в Мордовской АССР, Валентина Толкунова - в Калмыкской, Валерий Ободзинский - в Марийской, Ирина Бржевская - в Татарской, Юрий Антонов - в Чечено-Ингушской, Ольга Вардашева - в Северо-Осетинской.

Некоторые эстрадные исполнители получили звания сразу в нескольких республиках: тот же Кола Бельды - в Якутии, Бурятии и РСФСР; Маргарита Суворова - в Якутии, Удмуртии и РСФСР, Леонид Серебренников - в Дагестане и РСФСР. И даже эпатажный Никита Джигурда успел отметиться званием в Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии!

Никиту Джигурду чеченские власти отметили «за заслуги в развитии профессионального сценического искусства, творческую деятельность, получившую признание и широкую известность в Чеченской Республике». Фото из открытых источников.
Никиту Джигурду чеченские власти отметили «за заслуги в развитии профессионального сценического искусства, творческую деятельность, получившую признание и широкую известность в Чеченской Республике». Фото из открытых источников.

Республиканская оценка заслуг нанайца Кола Бельды вряд ли вызывает нареканий (всё-таки «золотой голос Севера»!), отчасти объяснима у Суворовой (та родилась в Удмуртии, а песня «Якутяночка» стала музыкальной «визитной карточкой» Якутии), равно как и уроженки Северной Осетии Вардашевой. У некоторых (как у Ободзинского, например) определяющим фактором стала «приписка» к соответствующей филармонии - тоже вариант. Но по большинству остальных возникают вопросы, которые подчас сопровождаются целыми скандалами.

Такой произошёл с Кобзоном. В Москве тот звание заслуженного имел возможность получить лет через десять после того, как его имя стало известно всей стране (напомним, что в 1964-ом Кобзону было всего 27 лет). Но помог случай…

Поёт заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР Иосиф Кобзон. Так всё начиналось... Фото из открытых источников.
Поёт заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР Иосиф Кобзон. Так всё начиналось... Фото из открытых источников.

В июле 1964 года певец приехал в Грозный в составе группы столичных артистов, чтобы принять участие в Первом музыкальном фестивале Чечено-Ингушетии. По итогам фестиваля он удостоился вот таких похвальных слов в газете «Грозненский рабочий»:

«Легко и непринуждённо поёт Иосиф Кобзон. Его приятный голос, задушевность, искренность интонаций, какая-то особенная доверительность - вот что заставляет зрителей тепло встречать каждое выступление певца…»

Однако вскоре в газете «Советская Россия» (номер от 25 февраля 1965 года) был опубликован другой материал о певце - резко противоположной направленности. Речь идёт о статье фельетониста Ю. Дойникова «Лавры чохом». В ней писалось следующее:

«Не понравился я, товарищи, в Чечено-Ингушетии. Встретили меня, конечно, вежливо. Не менее вежливо проводили. Ответственные товарищи улыбались при встрече и тепло пожимали руку. Но чувствую я какую-то неудовлетворённость: звания-то мне всё-таки не дали! Никакого. Даже Почётной грамоты не получил. А ведь пробыл в республике целых десять суток. И даже не баклуши бил. Ездил в горы, любовался флорой и фауной… «Ну и обнаглели нынче фельетонисты! – скажет читатель. - С чего бы это вдруг его отличать? За здорово живёшь почётные звания не присваивают!».
По логике правильно, никакой мне награды не полагается, а всё-таки намекнуть было бы можно. В Президиуме Верховного Совета ЧИ АССР на награды не скупятся. Уехал же певец И. Кобзон отсюда заслуженным артистом республики! А пробыл в Грозном не больше меня. Он пел эстрадные песенки, я писал, вот и вся разница. За что же ему - заслуженного, а мне - ничего?
Вполне естественно поинтересоваться, кто вообще удостаивается чести получить почётное звание? При первом взгляде количество награждённых вызывает восторг. Только за последний год в автономной республике появилось одиннадцать заслуженных артистов, шесть заслуженных деятелей искусств. Вот это рост! Но оказывается, что пятеро из свежеиспечённых народных артистов и все заслуженные деятели искусств приезжали сюда в гости. Из одиннадцати заслуженных артистов почти половина живёт в других республиках. И так далее.
- Да, перестарались немного! - горестно констатирует заместитель министра культуры А. Я. Заруцкий. - Да ведь как не дать: первый раз у нас фестиваль был. Так всех чохом и отмечали. За компанию…»
Кобзон был великим певцом великой страны, уважаемым в её регионах. Для Фото из открытых источников.
Кобзон был великим певцом великой страны, уважаемым в её регионах. Для Фото из открытых источников.

Этот прецедент получил дальнейшее развитие уже в постсоветское время, когда гостеприимное руководство Чечни старалось не обделять подобными званиями представителей российского шоу-бизнеса: этой чести удостоились Киркоров, Басков, Меладзе, Бабкина, Лель, Юлиан...

Что касается Кобзона, то справедливости ради замечу: чеченцы всегда с гордостью называли его другом республики. Памятным фактом в «чеченской биографии» певца стал его благотворительный концерт в Грозном осенью 1996 года, когда город лежал в руинах, ещё звучали выстрелы и взрывы, гибли люди. Но в этом хаосе зазвучала его знаменитая песня о Грозном!

По большому счёту сегодня звания артистам в материальном плане ничего не приносят (при их-то гонорарах!). Тогда к чему огород городить? Тут, думается, налицо вопрос престижа: ведь так приятно видеть на афише или слышать со сцены: «Выступает заслуженный (народный) артист…». Но давайте всё-таки не будем забывать, какой глубокий смысл вложен в эти слова, обозначающие заслугу перед своей республикой и своей страной!

Будучи удостоенной высоких званий в Удмуртии, Башкортостане, Кыргызстане и Молдавии, для всех жителей постсоветского пространства Ирина Архипова оставалась народной. Фото из открытых источников.
Будучи удостоенной высоких званий в Удмуртии, Башкортостане, Кыргызстане и Молдавии, для всех жителей постсоветского пространства Ирина Архипова оставалась народной. Фото из открытых источников.

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!