«Деревенский дед», будучи заядлым меломаном и давним поклонником советской эстрады, не мог обойти стороной одну прелюбопытнейшую тему.
В эпоху своей молодости откровенно недоумевал, когда выступления некоторых популярных советских эстрадных исполнителей предварял вот такой анонс: «Выступает заслуженный артист Чечено-Ингушской (Кабардино-Балкарской, Марийской и иже с ними) АССР…». Сразу возникал вопрос: а какое, собственно, отношение они, не вылезавшие со столичных эстрадных подмостков, имели к этим автономиям, одарившим их столь высокими (по меркам этих республик, разумеется) почестями? Со временем пришло понимание…
Общеизвестно, что в Советском Союзе любые награды, в том числе и почётные звания, присуждались согласно своего рода «табели о рангах»: как нельзя было стать генералом, минуя полковника, так и народным артистом - не преодолев нижерасположенные ступени этой иерархической лестницы. А поскольку страна имела очень разветвлённое административное деление, то и начинать «движение вверх» по ней предстояло с самых низов.
Даже самый талантливый артист не мог сразу стать народным артистом СССР. Перед этим ему предстояло собрать другие «бонусы»: сначала стать заслуженным артистом, потом - народным артистом какой-нибудь союзной или автономной республики, потом - народным артистом РСФСР и, наконец, - вершина!
Сама процедура в советско-бюрократической системе была страшная. К примеру, высшее звание нужно было согласовать с десятком различных инстанций и секретарями всех союзных республик. А для этого кто-то должен был похлопотать, дать толчок к сбору документов, протаскивать их через многочисленные партийно-советские барьеры. Причём угадать, где на этой лестнице можно споткнуться, было невозможно: тут могло помешать (или помочь) всё что угодно - от национальности и партийности претендента до личных симпатий и степени влиятельности того или иного руководителя. При этом популярность и востребованность не всегда являлись решающими условиями - достаточно назвать всенародно любимого Высоцкого, не имевшего никаких званий. Неудивительно, что некоторые достойные артисты до них просто не доживали.
Существовала ещё одна негласная формальность: первое или очередное звание можно было получить лишь по прошествии определённого времени. Считалось, что о звании народного артиста республики можно было хлопотать не ранее, чем через десять лет после получения заслуженного. На худой конец, к юбилею. А уж выше - только к седьмому десятку! Хотя случались и исключения, когда с лёгкой руки первых лиц страны некоторые проскакивали промежуточные этапы, ограничения и условности. Так, оперные певицы Куляш Байсеитова и Халима Насырова звание народного артиста СССР получили в 24-летнем (!) возрасте.
Известен и совершенно курьёзный случай, который со временем превратился в анекдот. Рассказывают, что когда Брежневу намекнули о том, что пора бы дать звание заслуженного артиста звонкоголосому представителю народов Крайнего Севера Кола Бельды, задумавшийся о чём-то Леонид Ильич заявил: «Заслуженного ещё заслужить надо, пусть пока в народных походит!». Представители придворной культуры незамедлительно выполнили поручение генсека, и Кола Бельды стал народным артистом, минуя ступень заслуженного.
Во времена позднего СССР многие эстрадные артисты, стремившиеся ускорить процесс получения более высоких званий, стали обращать свой взор на периферию. Дело в том, что в автономных республиках своих популярных артистов было не ахти, а «делать план» (то есть зарабатывать деньги) местные филармонии были как-то обязаны. Вот и был найден взаимовыгодный компромисс: стали «привязывать» популярных московских артистов посредством присуждения им республиканских званий. После подобного награждения те обычно с лёгкостью соглашались время от времени приезжать в эти регионы и собирать кассу. Разумеется, не без выгоды для себя.
Высока честь носить звание «заслуженного» и «народного»! Некоторые даже очень талантливые люди удостаиваются его лишь после долгого служения своим искусством народу, тратя на это иногда всю жизнь. И остаётся лишь поражаться, с какой лёгкостью и поспешностью присваивались подчас почётные звания в советских автономиях. Давайте бегло пробежимся, как это происходило на практике...
В разное время заслуженными артистами автономных республик становятся: Иван Скобцов - в Мордовской АССР, Валентина Толкунова - в Калмыкской, Валерий Ободзинский - в Марийской, Ирина Бржевская - в Татарской, Юрий Антонов - в Чечено-Ингушской, Ольга Вардашева - в Северо-Осетинской.
Некоторые эстрадные исполнители получили звания сразу в нескольких республиках: тот же Кола Бельды - в Якутии, Бурятии и РСФСР; Маргарита Суворова - в Якутии, Удмуртии и РСФСР, Леонид Серебренников - в Дагестане и РСФСР. И даже эпатажный Никита Джигурда успел отметиться званием в Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии!
Республиканская оценка заслуг нанайца Кола Бельды вряд ли вызывает нареканий (всё-таки «золотой голос Севера»!), отчасти объяснима у Суворовой (та родилась в Удмуртии, а песня «Якутяночка» стала музыкальной «визитной карточкой» Якутии), равно как и уроженки Северной Осетии Вардашевой. У некоторых (как у Ободзинского, например) определяющим фактором стала «приписка» к соответствующей филармонии - тоже вариант. Но по большинству остальных возникают вопросы, которые подчас сопровождаются целыми скандалами.
Такой произошёл с Кобзоном. В Москве тот звание заслуженного имел возможность получить лет через десять после того, как его имя стало известно всей стране (напомним, что в 1964-ом Кобзону было всего 27 лет). Но помог случай…
В июле 1964 года певец приехал в Грозный в составе группы столичных артистов, чтобы принять участие в Первом музыкальном фестивале Чечено-Ингушетии. По итогам фестиваля он удостоился вот таких похвальных слов в газете «Грозненский рабочий»:
«Легко и непринуждённо поёт Иосиф Кобзон. Его приятный голос, задушевность, искренность интонаций, какая-то особенная доверительность - вот что заставляет зрителей тепло встречать каждое выступление певца…»
Однако вскоре в газете «Советская Россия» (номер от 25 февраля 1965 года) был опубликован другой материал о певце - резко противоположной направленности. Речь идёт о статье фельетониста Ю. Дойникова «Лавры чохом». В ней писалось следующее:
«Не понравился я, товарищи, в Чечено-Ингушетии. Встретили меня, конечно, вежливо. Не менее вежливо проводили. Ответственные товарищи улыбались при встрече и тепло пожимали руку. Но чувствую я какую-то неудовлетворённость: звания-то мне всё-таки не дали! Никакого. Даже Почётной грамоты не получил. А ведь пробыл в республике целых десять суток. И даже не баклуши бил. Ездил в горы, любовался флорой и фауной… «Ну и обнаглели нынче фельетонисты! – скажет читатель. - С чего бы это вдруг его отличать? За здорово живёшь почётные звания не присваивают!».
По логике правильно, никакой мне награды не полагается, а всё-таки намекнуть было бы можно. В Президиуме Верховного Совета ЧИ АССР на награды не скупятся. Уехал же певец И. Кобзон отсюда заслуженным артистом республики! А пробыл в Грозном не больше меня. Он пел эстрадные песенки, я писал, вот и вся разница. За что же ему - заслуженного, а мне - ничего?
Вполне естественно поинтересоваться, кто вообще удостаивается чести получить почётное звание? При первом взгляде количество награждённых вызывает восторг. Только за последний год в автономной республике появилось одиннадцать заслуженных артистов, шесть заслуженных деятелей искусств. Вот это рост! Но оказывается, что пятеро из свежеиспечённых народных артистов и все заслуженные деятели искусств приезжали сюда в гости. Из одиннадцати заслуженных артистов почти половина живёт в других республиках. И так далее.
- Да, перестарались немного! - горестно констатирует заместитель министра культуры А. Я. Заруцкий. - Да ведь как не дать: первый раз у нас фестиваль был. Так всех чохом и отмечали. За компанию…»
Этот прецедент получил дальнейшее развитие уже в постсоветское время, когда гостеприимное руководство Чечни старалось не обделять подобными званиями представителей российского шоу-бизнеса: этой чести удостоились Киркоров, Басков, Меладзе, Бабкина, Лель, Юлиан...
Что касается Кобзона, то справедливости ради замечу: чеченцы всегда с гордостью называли его другом республики. Памятным фактом в «чеченской биографии» певца стал его благотворительный концерт в Грозном осенью 1996 года, когда город лежал в руинах, ещё звучали выстрелы и взрывы, гибли люди. Но в этом хаосе зазвучала его знаменитая песня о Грозном!
По большому счёту сегодня звания артистам в материальном плане ничего не приносят (при их-то гонорарах!). Тогда к чему огород городить? Тут, думается, налицо вопрос престижа: ведь так приятно видеть на афише или слышать со сцены: «Выступает заслуженный (народный) артист…». Но давайте всё-таки не будем забывать, какой глубокий смысл вложен в эти слова, обозначающие заслугу перед своей республикой и своей страной!
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!