Найти тему
Сон разума

Письменность Древнего Египта (5 класс, 13 урок)

Существует ряд заблуждений по поводу египтеской письменности, которым полны, в том числе, учебники. Мы привыкли к тому, что в Египте использовались иероглифы. Однако в реальности иероглифы полностью оправдывают свое греческое название - это священные знаки. Им не особо удобно записывать наскоро, сколько мешков зерна припер крестьянин на склад, когда за ним еще целая очередь таких стоит и ждать никто не хочет.

В Египте существовало три варианта письменности - иероглифическая (для священных текстов), иератическая (скоропись) и демотическая (для официальной переписки).

На самом деле все было несколько сложнее. Язык развивался, в процессе развития он эволюционировал в сторону чего-то похожего на алфавитное письмо, а иероглифическое письмо постепенно забывалось. Можно сказать, что уже во времена Александра Македонского египтяне иероглифическое письмо не понимали. А вот другие варианты письма дожили до 5в. н.э.

Расшифровать иероглифику было бы невозможно, если бы не Розеттский камень. Это древнеегипетская стелла близ города Розетта, на которой был написан один тот же текст на греческом и египетском языках в двух вариантах. Это была благодарственная надпись Птолемею V, а расшифровал ее археолог Франсуа Шампольон. За что им обоим спасибо.

В учебниках часто пишут, что письмо изучали в египетских школах. Что предполагает его широкое распространение. Но при этом пишут, что доступно это было только богатым, то есть письменностью мало кто владел. Это шизофрения. Во-первых, мы не знаем, были ли в Египте школы. Мы знаем, что там чему-то где-то учили, есть изображения и фигурки учеников за работой. Во-вторых, приписывать египетскому обществу закрытость и кастовость, где писцами могут стать только богатые дети писцов - неверно. Выучиться грамоте мог кто угодно, мужчины и женщины, бедные и богатые. Но это требовало времени и усердия, а пока юное дарование этим занималось, его надо было кормить. Поэтому можно сказать, что бытовая грамотность в Египте была довольно высокой, это очень письменная культура, где покровителем писцов был целый бог Тот. Но вот превратить грамотность в службу и социальное положение могли далеко не все, большинство учились лишь в детстве.

Школ в Египте в нашем понимании не было, а были места, где чему-то учили. Писец - это профессия, ей обучали при храмах и при дворце фараона. Сохранилось даже учебное пособие - книга Кемит, которая содержала набор выражений, которыми должен был владеть писец для составления текстов.

Бумагу египтяне не знали. Писали на папирусе, который изготавливали из стеблей болотного тростника. Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.

Существовала особая техника изготовления папируса. Стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Затем эти нарезы стеблей папируса выкладывались на смоченный стол, они должны были плотно примыкать друг к другу, потом накладывали второй слой нарезов крест-накрест. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс, а после этого просушивали на солнце. На заключительном этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и раковин и отбивали молотком. Потом уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки.

Развитая письменность вела к накоплению знаний. Египетские жрецы создали первые часы, они высчитывали периоды разлива Нила по звездам. Благодаря развитой мумификации они хорошо знали анатомию человека и владели базовой медициной. Ремесленники и архитекторы владели математикой и геометрией, необходимой в ремесле. Овладели не сразу, есть ранние пирамиды, где они не смогли правильно посчитать угол граней и они на макушке не сошлись. С географией тоже были проблемы, они считали, что Земля прямоугольная (и плоская).